Презентация на тему : Обследование ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.
Выполнила :
педагог-логопед Игнотас Юлия Игоревна.
Задачи презентации
- Ознакомится с диагностическими картами обследования детей дошкольного возраста с ОВЗ
- Получить методические рекомендации для заполнения диагностических карт
- Ознакомиться с демонстрационным материалом для обследования детей дошкольного возраста
Карта обследования ребенка с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста
Данная карта обследования предназначена для обследования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Карта предусматривает различный уровень сложности заданий в зависимости от возраста ребенка
В процессе исследования учитель - дефектолог использует различные методы: изучение педагогической документации, наблюдение, беседа, совместная игровая деятельность с ребенком, игровые упражнения
Для обследования используются предметы (различной величины, формы, цвета), игрушки, дидактические игры, картинки, пазлы, разрезные картинки, речевой материал.
Время обследования ребенка специалистом составляет не более 15-20 минут ежедневно.
Карта обследования позволяет:
- -определив проблемные стороны в развитии дошкольника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в дошкольной организации;
- -организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно- развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ДОУ;
- -наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников
В качестве примера приводится карта обследования дефектологом ребенка с интеллектуальной недостаточностью
№ п/п
Формирование мышления. Формирование элементарных количественных представлений
1
Пользуется предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях
2
Начало года
Конец года
3
использует в знакомой обстановке вспомогательные средства или предметы-орудия (сачок, тесьму, молоточек, стул для приближения к себе высоко или далеко лежащих предметов).
4
выделяет 1, 2 и много предметов из группы
Примечание
соотносит количество 1 и 2 с количеством пальцев
5
6
находит 1, 2 и много однородных предметов в окружающей обстановке
составляет равные по количеству группы предметов
7
различает дискретные и непрерывные множества по количеству: 1, 2, много, мало, пустой, полный, употребляет в речи названия количеств
8
9
понимает выражение столько ..., сколько ....
Итого:
№ п/п
Развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия и внимания. Развитие вкусовой чувствительности
1
Начало года
воспринимает отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»
2
Конец года
различает свойства и качества предметов: мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, горячий - холодный
3
Примечание
4
воспроизводит в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик - шарик);
Сличает два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;
5
6
Дифференцированно реагирует на звучание определенных музыкальных инструментов
складывает разрезную картинку из двух частей;
7
учитывает знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой)
8
Дифференцирует звукоподражания («Кто тебя позвал?»: выбор из двух-трех предметов или картинок).
9
Итого:
№ п/п
Развитие графо моторных навыков. Начало обучения грамоте
1
Начало года
выполняет движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу
2
Конец года
соотносит свои движения с речевым сопровождением взрослых (выполнить по просьбе взрослого 2—3 знакомые игры)
3
Примечание
показывает по просьбе взрослого указательный или большой пальцы
4
5
выделяет отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрослого по подражанию (поиграй на пианино)
6
захватывает мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд
проводит плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги
7
Итого:
№ п/п
Ознакомление с окружающим
1
2
называет свое имя
Начало года
отвечает на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»
Конец года
3
показывает части тела и лица, отвечая на вопросы: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»
4
Примечание
показывает на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу
5
показывает или называет отдельные предметы одежды, посуды и игрушки
6
узнает реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц
7
8
отвечает на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина, вода, дерево.
Итого:
№ п/п
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей
1
Начало года
пользуется невербальными формами коммуникации
2
Конец года
использует руку для решения коммуникативных задач
3
4
пользуется указательным жестом, согласует движения глаза и руки
Примечание
проявляет интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывает об окружающем
5
6
слушает и проявляет интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам
воспроизводит знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы
7
8
выполняет действия по простым речевым инструкциям, отвечает на простые вопросы о себе и ближайшем окружении
Итого:
Оценочная шкала:
- 0 баллов – не владеет, не умеет (уровень ниже нижнего);
- 1 балл – выполняет только совместно со взрослым (низкий уровень);
- 2 балла – владеет некоторыми умениями, знает частично (средний уровень);
- 3 балла – выполняет, используя образец или самостоятельно (высокий уровень).
В данном разделе представлена подборка методической литературы и наглядного материала для обследования речи детей дошкольного возраста : 1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. 2. Азова О.И. Логопедическое обследование младших школьников. Часть 1. 3. Белавина Н. Н. Логопедические карточки для обследования речи. 4. Бессонова Т.П, Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей 5. Быховская А.М. Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. (Методический комплект программы Н.В. Нищевой) 6.Наглядно-дидактические материалы Нищевой Н.В. 7. Волкова Г.А. "Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи" 8. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников. 9. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. .Логопедическое обследование детей 2—4 лет. 10. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет 11. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых нарушений. 12. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями.
13. Кирьянова Р.А. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи 14. Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет. 15. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР 16. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. 17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 18. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. 19. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста. 20. Мазанова Е. В. Обследование речи детей: методические указания и картинный материал 21. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения
22. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи 23. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. 24. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями 25. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. 26. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. 27. Ткаченко Т.А. - Альбом индивидуального обследования дошкольника. 28. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. 29. Зайцева Е. С. Шептунова В. К. Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет.
Е.Ф. Архипова «Ранняя диагностика и коррекция проблем развития
В пособии представлена развернутая клинико-психолого-педагогическая характеристика детей первого года жизни. Рассматриваются особенности поэтапного формирования у них всех линий психомоторного развития. Представлена скрининговая система обследования детей первого года жизни. Для детей, отстающих в психомоторном развитии, разработана система коррекционных мероприятий, включающая логопедический массаж, дыхательную и голосовую гимнастику, стимуляцию эмоционального, голосового и доречевого общения, способствующая развитию зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации и понимания речи. Пособие адресовано родителям детей раннего возраста, специалистам инклюзивных групп и Службы ранней помощи, психологам, дефектологам, логопедам, студентам педагогических колледжей и вузов.
Содержание:
Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка
Особенности психомоторного развития детей первого года жизни1
Содержание работы с детьми первого года жизни
Первый этап работы (от рождения до 3 месяцев)
Второй этап работы (от 3 до 4 месяцев)
Третий этап работы (от 4 до 6 месяцев)
Четвертый этап работы (от 6 до 9 месяцев)
Пятый этап работы (от 9 до 12 месяцев)
Обследование детей первого года жизни
Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы
Уровни доречевого развития детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы
Коррекционно-логопедическая работа с детьми первого года жизни
Принципы и направления коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
Комплексы упражнений по развитию общей моторики
Комплексы упражнений по коррекции общей моторики
Контроль за психомоторным развитием ребенка от рождения до года
Контроль за своевременным развитием ребенка
Особенности общения взрослого с ребенком
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Демонстрационный материал для обследования детей дошкольного возраста
О.И.Азова «Диагностический материал»
Н.В.Нищева «Картинный материал»
С.Д.Забрамная «Практический материал для проведения психлого-педагогического обследования детей»
Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко)
Методика «Узнавание фигур»
Тест «Керна-Иерасика»
Методика «Последовательности событий»
Тест Витцлака «Способность к обучению в школе»
Методика рисования бус
Вместо заключения
Дорогие коллеги, надеюсь моя презентация будет полезна.
Желаю Вам творческих успехов и неиссякаемого профессионального вдохновения.
Заговори, чтобы я тебя увидел. (Сократ)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!