Просмотр содержимого документа
«Обучающее изложение»
Русский язык. 4 класс
Тема. Обучающее изложение.
Цели: совершенствовать умение определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание с опорой на план, устанавливать связи между предложениями, развивать речь.
Оформление: презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и цели урока.
Загадка. Деревья лечит день – деньской.
По веткам, по стволам лазучит.
Деревьям всё же много лучше,
Когда несёт им непокой.
В дупле прописаны они ...
Заботой живы ... (поползни).
Работа по теме.
Знакомство с текстом (упр.180).
Беседа.
- Определите тип текста. Докажите.
- О ком говорится в тексте?
- Какова тема текста?
- Какова главная мысль?
- Озаглавьте текст.
- Что вы знаете об этих птицах?
Дополнение учителя. Поползень – неперелётная птица. Небольшого размера – от 11 до 15 см. Размер головы крупный, корпус туловища плотный, хвост не длинный. Клюв прямой. Быстро перемещаются по стволу в положении вверх и вниз головой. У них длинные и цепкие когти. Птица легко приручаема. Питается насекомыми, семенами, орехами, желудями. В коре делает запасы на зиму. Среда обитания – леса, парки, сады.
- Почему птица так называется?
- Почему такая маленькая птичка отважно сражалась со змеёй?
3) Составление плана.
- На сколько частей можно разделить текст?
- О чём говорится в каждой части?
- Определите главную мысль каждой части.
План.
Тревога.
Опасность.
Отважная птичка.
Лексическая работа.
- Где происходит действие?
- Что такое ущелье? (Узкая и глубокая, с извилистыми склонами долина, расщелина в горах.)
- Почему птица называется «скалистый поползень»?
- Как называется ядовитая змея? Опишите её.
- Как вы понимаете «зашёлся криком»? «кружился юлой»?
- Как автор показал, что опасность совсем близка?
- Почему автор называет происходящее чудом?
- Как это случилось?
4) Орфографическая подготовка.
5) Слова-опоры:
в ущелье; на отвесной скале, гюрза, юлой крутится, вокруг, зашёлся криком, немного; случилось, вспорхнул, птичьим тельцем, сорвалась.
6) Составление рассказа по плану.
7) Самостоятельная запись изложения.
IV. Подведение итогов.
V.Рефлексия.