СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающее изложение с опорой на коллективно составленный план (урок развития речи)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Обучающее изложение с опорой на коллективно составленный план.

Цели: – учить излагать последовательно содержание связного текста, соблюдая трёхчастную структуру высказывания; развивать умение подбирать заголовки к частям текста (составлять план); – коррекция и развитие связной устной речи, орфографических умений и навыков; – воспитывать бережное и чуткое отношение к животным, к природе.

Просмотр содержимого документа
«Обучающее изложение с опорой на коллективно составленный план (урок развития речи)»

Урок развития речи

Тема. Обучающее изложение с опорой на коллективно составленный план.

Цели:

– учить излагать последовательно содержание связного текста, соблюдая трёхчастную структуру высказывания; развивать умение подбирать заголовки к частям текста (составлять план);

– коррекция и развитие связной устной речи, орфографических умений и навыков;

– воспитывать бережное и чуткое отношение к животным, к природе.

Оборудование: рисунок или иллюстрация с изображением оленёнка (оленей), карточки с опорными словами для слабых учеников.


ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ

Слово учителя с последующей беседой

– Послушайте описание животного. Попробуйте догадаться, о ком идёт речь.

Это одно из самых красивых животных в мире. Его называют бесценным украшением нашей планеты. Это стройное, грациозное животное. Его голова увенчана ветвистыми рогами, которые очень ценятся. Из молодых рогов изготовляют лекарство. Живёт в лесах. Зимой питается желудями, сухими листьями, побегами различных растений. Летом – зелёными растениями. Его главный враг – волк. Охота на этих животных запрещена, они занесены в Красную книгу.

– Что это за животное?

– Что вы знаете об оленях?


II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Сегодня вы узнаете историю, которая однажды произошла с маленьким оленёнком, и напишете изложение (пересказ) этой истории.


III. РАБОТА НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ ТЕКСТА

1. Чтение текста учителем.

Рыжик

Однажды лесник подобрал в лесу оленёнка. У малыша погибла мать – олениха. Малыш не умел сам добывать пищу.

Лесник отдал оленёнка школьникам. Ребята назвали малыша Рыжиком. Они отвели ему место в сарае. Детвора носила зверьку хлеб, молоко. Ребятишки давали малышу яблоки, печенье. По утрам оленёнок гулял по селу.

За лето малыш подрос. Теперь он должен жить в родном доме. Дети отвели друга в лес и загрустили.


2. Беседа по содержанию текста.

– Кого однажды подобрал лесник в лесу?

– Какая беда случилась у оленёнка?

– Кому лесник отдал малыша?

– Что сделали ребята?

– Чем закончилась история с оленёнком?

– Правильно ли поступили ребята? Почему?

3. Лексико-стилистическая работа.

– Какими словами можно заменить слова: оленёнок, ребята,чтобы избежать их повтора? (Оленёнок – малыш, зверёк, друг, он, его. Ребята – школьники, детвора, ребятишки, дети, они).

Слова можно записать на доске.

4. Повторное чтение текста; деление его на части; составление плана.

– При повторном чтении текста определите его зачин (начало), основную часть и заключение (концовку).

– О чем говорится в зачине? в основной части? в заключении?

– Как вы думаете, сколько абзацев будет в тексте? Будут ли они совпадать с частями текста?

– Подберите заголовки к каждой части текста. (Заголовки записываются на доске в виде плана.)

План

  1. Лесник нашёл оленёнка (Находка лесника).

  2. Оленёнок живёт у ребят (В гостях у школьников).

  3. Малыш подрос (Снова домой).


Физкультминутка


5. Пересказ по составленному плану (2-3 ученика).

6. Орфографическая подготовка.

– В тексте вам встретятся слова с ранее изученными орфограммами. Объясните, как вы напишите такие слова.

Запись на доске

Л...сник, л...су, ол...нёнок, м...лыш, ..ни(они), д...твора, д...вали, п...чен...е, с...лу, р...дном, отв...ли, н..сила, зв...ръку; р...бята, м...л...ко; пищ..., ж...тъ, Рыж...к; хле... .

– Написание некоторых слов вам еще незнакомо. Эти слова тоже записаны на доске. Проверьте их написание.

Место, яблоки, однажды, теперь, подобрал.

7. Повторное чтение текста.

Абзацы выделяются с помощью пауз.


Физкультминутка (гимнастика для глаз)


8. Самостоятельная запись текста.

Слабым ученикам предлагаются карточки с опорными словами.



План

Опорные слова

1.

Лесник нашёл оленёнка.

Однажды, подобрал, погибла, не умел добывать.

2.

Оленёнок живёт у ребят.

Отдал, назвали, отвели место, носили, гулял.

3.

Малыш подрос.

Должен жить, отвели, загрустили.


9. Проверка написанного изложения.

Несколько учеников зачитывают свои работы.


10. Обсуждение письменных работ (положительные стороны, советы по доработке).


IV. ИТОГ УРОКА

Беседа.

Рефлексия.

– О чем мы писали изложение?

– Как вы думаете, этот текст – повествование, описание или рассуждение? Почему?

– Если вы хотите узнать больше об оленях и других животных, прочитайте книгу Е.И. Чарушина «Про больших и маленьких» и откройте для себя удивительный мир живой природы.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Сделать зарисовки к изложению.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!