Урок развития речи
Тема. Обучающее изложение с опорой на коллективно составленный план.
Цели:
– учить излагать последовательно содержание связного текста, соблюдая трёхчастную структуру высказывания; развивать умение подбирать заголовки к частям текста (составлять план);
– коррекция и развитие связной устной речи, орфографических умений и навыков;
– воспитывать бережное и чуткое отношение к животным, к природе.
Оборудование: рисунок или иллюстрация с изображением оленёнка (оленей), карточки с опорными словами для слабых учеников.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
Слово учителя с последующей беседой
– Послушайте описание животного. Попробуйте догадаться, о ком идёт речь.
Это одно из самых красивых животных в мире. Его называют бесценным украшением нашей планеты. Это стройное, грациозное животное. Его голова увенчана ветвистыми рогами, которые очень ценятся. Из молодых рогов изготовляют лекарство. Живёт в лесах. Зимой питается желудями, сухими листьями, побегами различных растений. Летом – зелёными растениями. Его главный враг – волк. Охота на этих животных запрещена, они занесены в Красную книгу.
– Что это за животное?
– Что вы знаете об оленях?
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Сегодня вы узнаете историю, которая однажды произошла с маленьким оленёнком, и напишете изложение (пересказ) этой истории.
III. РАБОТА НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ ТЕКСТА
1. Чтение текста учителем.
Рыжик
Однажды лесник подобрал в лесу оленёнка. У малыша погибла мать – олениха. Малыш не умел сам добывать пищу.
Лесник отдал оленёнка школьникам. Ребята назвали малыша Рыжиком. Они отвели ему место в сарае. Детвора носила зверьку хлеб, молоко. Ребятишки давали малышу яблоки, печенье. По утрам оленёнок гулял по селу.
За лето малыш подрос. Теперь он должен жить в родном доме. Дети отвели друга в лес и загрустили.
2. Беседа по содержанию текста.
– Кого однажды подобрал лесник в лесу?
– Какая беда случилась у оленёнка?
– Кому лесник отдал малыша?
– Что сделали ребята?
– Чем закончилась история с оленёнком?
– Правильно ли поступили ребята? Почему?
3. Лексико-стилистическая работа.
– Какими словами можно заменить слова: оленёнок, ребята, – чтобы избежать их повтора? (Оленёнок – малыш, зверёк, друг, он, его. Ребята – школьники, детвора, ребятишки, дети, они).
Слова можно записать на доске.
4. Повторное чтение текста; деление его на части; составление плана.
– При повторном чтении текста определите его зачин (начало), основную часть и заключение (концовку).
– О чем говорится в зачине? в основной части? в заключении?
– Как вы думаете, сколько абзацев будет в тексте? Будут ли они совпадать с частями текста?
– Подберите заголовки к каждой части текста. (Заголовки записываются на доске в виде плана.)
План
Лесник нашёл оленёнка (Находка лесника).
Оленёнок живёт у ребят (В гостях у школьников).
Малыш подрос (Снова домой).
Физкультминутка
5. Пересказ по составленному плану (2-3 ученика).
6. Орфографическая подготовка.
– В тексте вам встретятся слова с ранее изученными орфограммами. Объясните, как вы напишите такие слова.
Запись на доске
Л...сник, л...су, ол...нёнок, м...лыш, ..ни(они), д...твора, д...вали, п...чен...е, с...лу, р...дном, отв...ли, н..сила, зв...ръку; р...бята, м...л...ко; пищ..., ж...тъ, Рыж...к; хле... .
– Написание некоторых слов вам еще незнакомо. Эти слова тоже записаны на доске. Проверьте их написание.
Место, яблоки, однажды, теперь, подобрал.
7. Повторное чтение текста.
Абзацы выделяются с помощью пауз.
Физкультминутка (гимнастика для глаз)
8. Самостоятельная запись текста.
Слабым ученикам предлагаются карточки с опорными словами.
| План | Опорные слова |
1. | Лесник нашёл оленёнка. | Однажды, подобрал, погибла, не умел добывать. |
2. | Оленёнок живёт у ребят. | Отдал, назвали, отвели место, носили, гулял. |
3. | Малыш подрос. | Должен жить, отвели, загрустили. |
9. Проверка написанного изложения.
Несколько учеников зачитывают свои работы.
10. Обсуждение письменных работ (положительные стороны, советы по доработке).
IV. ИТОГ УРОКА
Беседа.
Рефлексия.
– О чем мы писали изложение?
– Как вы думаете, этот текст – повествование, описание или рассуждение? Почему?
– Если вы хотите узнать больше об оленях и других животных, прочитайте книгу Е.И. Чарушина «Про больших и маленьких» и откройте для себя удивительный мир живой природы.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сделать зарисовки к изложению.