СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте и развитие речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте и развитие речи»

Обучение грамоте и развитие речи

Обучение грамоте проводится в 1 классе с сентября в течение шести - восьми месяцев. В зависимости от усвоения материала детьми учитель может сократить или увеличить этот период по своему усмотрению. В течение этого времени ведется работа по развитию фонематического слуха детей; обучению их первона­чальному чтению и письму; расширению и уточнению представ­лений детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений; обогащению словаря уча­щихся и развитию устных (слушание и говорение) и отчасти письменных (письмо) видов речи.

Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического ме­тода, который учитывает новейшие данные лингвистической, пе­дагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое раз­витие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки бук­вами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично це­лым словом чтения предложений и связных текстов.

Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и ко­роткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.

В период обучения грамоте уделяется большое внимание уме­нию различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность; обращать­ся к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической за­писи предложений; совершенствованию речевого аппарата уча­щихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правиль­ного произношения слов, слогов, звуков.

На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, ос­мысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом - отвечать на вопросы учителя, пере­сказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, ре­продукций картин и т.п.

В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов ре­чевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением, с час­тичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.

В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого об­щения.

Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное вни­мание как на уроках обучения грамоте, так и на других занятиях в процессе общения с детьми.

Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-рас­сматривания детских книг на специальных занятиях вне­классным чтением.

На уроках обучения чтению и письму учитель стремится к разнообразию видов деятельности с учетом психофизиологиче­ских особенностей первоклассников, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п. Учитывая разный уро­вень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцирован­ный подход в проведении занятий по формированию первона­чальных умений и навыков чтения и письма.

В период обучения грамоте особое значение приобретают со­гласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитание у них положительного отношения к учебе.

ПРОГРАММА

1 класс


ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (207 ч)'

В обучении грамоте выделяются три периода: подготовитель­ный, букварный (основной) и послебукварный.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-син­тетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных про­цессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепля­ется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).

В это же время на занятиях внеклассным чтением у учеников формируется интерес к детской книге и самостоятельному чте­нию. Ведущий метод обучения - метод чтения-рассматривания детских книг.

Подготовительный период (36 часов)

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, пред­ложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в по­лости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схе­мой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахожде­ние соответствия между произносимыми (а впоследствии и чита­емыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами – ­моделями .

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их ха­рактерным признакам (изолированно и в составе слова, в раз­личных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный (основной) период (143 ч)

1. Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со спосо­бами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение.

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определе­ния ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

2. Обучение письму

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при пись­ме и рисовании'.

Подготовительное упражнение для развития глазомера, кис­ти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и ма­леньких (строчных)) букв, основными типами их соединений. Обо­значение звуков соответствующими буквами рукописного шриф­та. Выработка связного и ритмичного написания букв и их со­единений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с руко­писного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографи­ческого чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых рас­ходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи –ши, ча - ща, чу - щу).

Знакомство с правилами гигиены письма.


3. Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуко­вой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навы­ков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интони­рованию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами орфо­эпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное упо­требление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, ш- ж, п - б, с ш и т. д. (изолированное произ­несение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий пред­метов, признаков, действий и объяснение их значения. Объедине­ние и различие по существенным признакам предметов, правиль­ное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, раз­личие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художе­ственном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грам­матической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совер­шенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений раз­личного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без про­пусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или не­большого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с исполь­зованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание собы­тий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихо­творений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с со­блюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержатель­ности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (28 ч)

ПИСЬМО. ЧТЕНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ


ЧТЕН И Е (28 ч)

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

Ч т е н и е небольших художественных произведений А. Пуш­кина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д. Совершенствование навыка чтения.

РУССКИЙ ЯЗЫК (35-40 ч)

Практическое применение правил о правописании жи-ши, ча - ща, чу - щу, о большой букве в именах людей и кличках животных, в названиях городов, сел, деревень, улиц, рек, о написании предложений (большая буква в начале, точка, вопроси­тельный, восклицательный знаки в конце предложений), переносе слов с буквой й в середине слова, с ь в середине слова, постанов­ке ударения.

Речь и ее значение в жизни. Знакомство с текстом и его значе­ние. Наблюдения за особенностями устной речи. Сопоставление тек­ста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста.

Составление предложений на определенную тему (о маме, о школе, о детях и т. п.) по картине; устных небольших рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по во­просам учителя).

Речевая этика. Культура общения. Слова, используемые при приветствии и прощании.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из таких слов.

Наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением.

Упражнения детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посад­ка, положение тетради, ручки и т. д. Работа над формами букв (сходство и различия элементов в буквах) и их соединений в словах.

Выполнение заданий к упражнениям, которые даны в учеб­нике «Русский язык». Упражнения в звукослоговом и звукобук­венном анализе слов, в составлении слов и предложений по слоговой таблице (шифрование, расшифрование), упражнения в преобразовании слов, их чтение. Простейшие пересказы про­читанного по предложенному плану; по условным смысловым вехам (о чем буду рассказывать, с чего начну, что скажу потом, чем закончу). Самостоятельные устные рассказы по рисунку или серии рисунков.

Речевые ситуации с включением слов, употребляемых при при­ветствии и прощании, при выражении извинения и благодарности.


Слова с неnроверяемымu написаниями

Россия, русский язык, город, Москва, ребята, учитель, ученик, человек мороз, воробей, корова, ворона, собака, пальто, народ

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам к концу 1 класса


Обучающuеся должны знать:

все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающuеся должны уметь:

вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы;

правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными

буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком; определять место ударения в слове; вычленять слова из предложений;

четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, со­единения, слова;

правильно списывать слова и предложения, написанные пе­чатным и рукописным шрифтом;

грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под дик­товку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

устно составлять 3-5 предложений на определенную тему; знать гигиенические правила письма;

правильно писать формы букв и соединения между ними. Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.


Н а в ы к и ч т е н и я.

I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами.

2 полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элемен­тами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буква­ми алфавита.- Ориентировочный темп чтения незнакомого тек­ста - 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, на­чатой в букварный период.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по обучению грамоте 1 класс


урока

Дата

Тема урока

Цели

Планируемый результат

1 четверть (36 часов)

Добукварный период (16 часов).

1.

4.09

Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.

Формирование начальных сведений о понятиях «речь письменная и устная», «звук», развитие внимания, фонематического слуха

Уметь различать устную речь и письменную.

2.

5.09

Предложение.

Формирование умения быстро и точно находить слова для обозначения окружающих предметов.


Знать, что речь состоит из предложений.

3.

6.09

Предмет и слово.

Учить пересказывать небольшие сказки и рассказы по иллюстрации, совершенствовать диалогическую речь.

Составлять схемы предложений, знать, что предложения состоят из слов.

4.

7.09

Устная речь.

Формирование умения правильно задавать вопросы и отвечать на них

Уметь рассказывать сказки по серии картинок.

5.

11.09

Письменная речь. Слог, ударение.

Формирование представления о письменной речи. Развивать логическое мышление, внимание, учить делить слова на слоги, ставить ударение.


Уметь делить слова на слоги, ставить в них ударение.

6.

12.09

Слово, слог, ударение.

Формирование умения выделять из речи предложения, записывать их с помощью условных знаков.

Уметь выделять из речи предложения , записывать их с помощью условных знаков.

7.

13.09

Слог, ударение.

Формирование понятия о логическом ударении, учить различать интонационную окраску предложения.

Уметь делить слова на слоги и ставить в них ударение.

8.

14.09

Деление слова на слоги.

Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, ставить ударение в словах.

Уметь делить слова на слоги и ставить в них ударение.

9.

18.09

Гласные и согласные звуки.

Учить различать согласные и гласные звуки.

Знать основные различия гласных и согласных звуков.

10.

19.09

Гласные и согласные звуки.

Учить различать согласные и гласные звуки.

Уметь различать в устной речи гласные и согласные звуки.

11.

20.09

Знакомство с алфавитом.

Дать представление об алфавите, буквах как знаках звуков.

Уметь различать в устной речи гласные и согласные звуки.

12.

21.09

Гласные буквы А, а, обозначающие звук (а)

Формировать умение выделять в речи звук (а). Познакомить с буквами А, а.

Уметь выделять в речи гласный звук (а) и находить его в письменной речи.

13.

25.09

Гласные буквы О, о, обозначающие звук (о)

Формировать умение выделять в речи звук (о). Познакомить с буквами О, о.

Уметь выделять в речи гласный звук (о) и находить его в письменной речи.

14.

26.09

Гласные буквы И, и, обозначающие звук (и)

Формировать умение выделять в речи звук (и). Познакомить с буквами И, и. Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.

Уметь выделять в речи гласный звук (и) и находить его в письменной речи.

15.

27.09

Гласная буква ы, обозначающая звук (ы)

Формировать умение выделять в речи звук (ы). Познакомить с буквой Ы.

Уметь выделять в речи гласный звук (ы) и находить его в письменной речи.

16.

28.09

Гласные буквы У, у, обозначающие звук (у)

Формировать умение выделять в речи звук (у). Познакомит с буквами У, у.

Уметь выделять в речи гласный звук (у) и находить его в письменной речи.

Букварный период (55 часов)

17.

02.10

Согласные буквы Н,н , обозначающие согласные звуки (н), (н)

Познакомить с согласными звуками (н), (н) и буквами Н, н, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Начать формировать навыки чтения вслух.

Уметь выделять в речи согласный звук (н) , читать слоги с этим звуком

18.

3.10

Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки (с), (с)

Познакомить с согласными звуками (с), (с) и буквами С, С, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, формировать навыки чтения.

Уметь выделять в речи согласный звук (с) , читать слоги с этим звуком.

19.

4.10

Согласные буквы К, к , обозначающие согласные звуки (к), (к)

Познакомить с согласными звуками (к), (к) и буквами К. к, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, читать слова с изученными буквами

Уметь выделять в речи согласный звук (к) , читать слоги с этим звуком.

20.

5.10

Согласные буквы Т, т , обозначающие согласные звуки (т), (т)

Познакомить с согласными звуками (т), (т) и буквами Т. т, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким., закрепить знания о правописании заглавной буквы.

Уметь выделять в речи согласный звук (т) , читать слоги с этим звуком.

21.

9.10

Чтение слогов , слов, предложений с буквами Т, т.

Формировать навык чтения с изученными буквами, учить сокращать предложение до основы, делить слова на слоги.

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

22.

10.10

Согласные буквы Л, л , обозначающие согласные звуки (л), (л)

Познакомить с согласными звуками (л), (л) и буквами Л. л, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Практически познакомить с понятием «корень».

Уметь выделять в речи согласный звук (л) , читать слоги с этим звуком., усвоить понятие «корень»

23.

11.10

Чтение слов, предложений с буквами Л, л

Продолжить формирование навыка правильного чтения, учить распространять предложения.


Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

24.

12.10

Согласные буквы Р, р , обозначающие согласные звуки (р), (р)

Познакомить с согласными звуками (р), (р) и буквами Р, р, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Способствовать развитию грамотной речи.

Уметь выделять в речи согласный звук (р) , читать слоги с этим звуком.

25.

16.10

Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки (в), (в)

Познакомить с согласными звуками (в), (в) и буквами В, в, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, формировать навыки правильного, сознательного чтения.


Уметь выделять в речи согласный звук (в) , читать слоги и слова с этим звуком.

26.

17.10

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки (й э).

Познакомить с новым звуком и буквой, сформировать четкое представление, что буква Е в начале слова и после гласной обозначает два звука.

Знать, что буква Е в начале предложения и после гласной обозначает два звука

27.

18.10

Буква Е – показатель мягкости согласных.

Познакомить с тем, что после согласных буква Е обозначает звук (э) и указывает на мягкость согласного.

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

28.

19.10

Согласные буквы П, п , обозначающие согласные звуки (п), (п)

Познакомить с согласными звуками (п), (п) и буквами П, п, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, развивать речь, внимание, фонематический слух.

Уметь выделять в речи согласный звук (п) , читать слоги и слова с этим звуком

29.

23.10

Чтение текстов с буквами П, п. Заглавная буква при написании имен, отчеств, фамилий.

Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, учить детей работать с текстом, закреплять представление о правиле правописания имен, отчеств, фамилий.

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, знать, что имена собственные пишутся с большой буквы.

30.

24.10

Согласные буквы М, м , обозначающие согласные звуки (м), (м)

Познакомить с согласными звуками (м), (м) и буквами М, м, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким.


Уметь выделять в речи согласный звук (м) , читать слоги и слова с этим звуком

31.

25.10

Чтение слов и текстов с буквами М, м.

Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, способствовать развитию грамотной речи.


Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

32.

26.10

Согласные буквы З, з , обозначающие согласные звуки (з), (з)

Познакомить с согласными звуками (з), (з) и буквами З, з, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, учить дифференцировать согласные парные звонкие и глухие звуки.

Уметь выделять в речи согласный звук (з) , читать слоги и слова с этим звуком, уметь называть парные согласные

33.

30.10

Чтение слов, текстов с буквами З, з. Пересказ текста.

Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, учить работать с текстом, определять тему текста, его главную мысль.

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, освоить пересказ текста.

34.

31.10

Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б), (б)

Познакомить с согласными звуками (б), (б) и буквами Б, б, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Способствовать развитию грамотной речи.

Уметь выделять в речи согласный звук (б) , читать слоги и слова с этим звуком

2 четверть (28 часов)

35.

7.11

Согласные буквы Б, б , обозначающие согласные звуки (б), (б). Различие понятий: форма слова, родственные слова.

Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, различать понятия «форма слова» и «родственные слова», развивать мышление, речь, фонематический слух.

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, знать различие между формой слова и родственными словами

36.

8.11

Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки (д), (д)

Познакомить с согласными звуками (д), (д) и буквами Д, д, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения,


Уметь выделять в речи согласный звук (д) , читать слоги и слова с этим звуком


37.

9.11

Чтение слов с буквами Д, д. Закрепление изученного.

Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения,

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

38.

13.11

Буквы Я.я, обозначающие звуки (й а).

Познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения,

Усвоить, что буква Я в начале слова и после гласной обозначает два звука


39.

14.11

Буква Я – показатель мягкости согласного.

Раскрыть функцию буквы Я в качестве показателя мягкости согласных звуков. Способствовать развитию грамотной речи.

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

40.

15.11

Чтение текстов. Повторение изученного.

Формировать навыки работы с текстом, способствовать развитию грамотной речи.


Уметь работать с текстом.

41.

16.11

Согласные буквы Г, г , обозначающие согласные звуки (г), (г)

Познакомить с согласными звуками (г), (г) и буквами Г, г, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Закреплять представление об однокоренных словах.


Уметь выделять в речи согласный звук (г) , читать слоги и слова с этим звуком

42.

20.11

Чтение предложений, текстов с буквами Г, г.

Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, учить правильно употреблять предлоги, определять тему и главную мысль текста.

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

43.

21.11

Согласные буквы Ч. ч, обозначающие согласный звук (ч).

Познакомить с согласным звуком (ч) и буквами Ч, ч, учить давать им характеристику как звукам. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

Уметь выделять в речи согласный звук (ч) , читать слоги и слова с этим звуком

44.

22.11

Звук (ч). Чтение слов с буквой Ч.

Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

45.

23.11

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков.

Формировать навыки чтения слов с буквой ь, добиться осознания детьми того, что мягкий знак звука не обозначает.

Усвоить, что Ь – звука не обозначает.

46.

27.11

Разделительный мягкий знак.

Дать представление о мягком знаке как о разделительном знаке, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения.

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

47.

28.11

Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук (ш).

Познакомить детей с новым звуком и буквами. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения.


Уметь выделять в речи согласный звук (ш) , читать слоги и слова с этим звуком

48.

29.11

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш

Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.


Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

49.

30.11

Чтение слов, текстов с изученными буквами.

Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

Уметь читать слоги, предложения и слова с изученными буквами.

50.

4.12

Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж).

Познакомить детей с новым звуком и буквами. Дифференцировать звуки (ж, ш), закрепить понятие звонкие и глухие согласные.. Познакомить с предметами, отвечающими на вопросы «кто?» и «что?».

Уметь выделять в речи согласный звук (ж) , читать слоги и слова с этим звуком, уметь различать понятия «одушевленные» и «неодушевленные» предметы.


51.

5.12

Чтение слов и предложений с буквами Ж. Ш. Правописание сочетаний жи - ши

Обучать умению работать с текстом, правильно писать сочетания жи – ши. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения.

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, усвоить правописание сочетаний жи - ши

52.

6.12

Буквы Ё, ё, обозначающие два звука (й о)

Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими два звука. Ввести понятие «род имен существительных».

Усвоить, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука.

53.

7.12

Буква Ё, ё – показатель мягкости.

Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. Учить различать части речи.


Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

54.

11.12

Буквы Й, й, обозначающие согласный звук (й).

Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

Знать, что буква Й – это согласный звук.

55.

12.12

Звук (й), буква Й. Повторение и обобщение.

Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения, продолжить обучение выделению основы предложения.

Уметь читать слоги и слова с изученными буквами.

56.

13.12

Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки (х), (х).

Познакомить детей с новым звуком и буквами, учить производить звукобуквенный анализ.

Уметь выделять в речи согласный звук (х) , читать слоги и слова с этим звуком

57.

14.12

Чтение предложений и текстов с буквами Х, х.

Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

58.

18.12

Повторение и обобщение изученного.

Обобщить знания о твердых и мягких согласных. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения.


Уметь выделять в словах мягкие и твердые согласные.

59.

19.12

Буквы Ю, ю, обозначающие два звука (й у).

Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими два звука. Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.


Усвоить, что буква Ю в начале слова и после гласной обозначает два звука.

60.

20.12

Чтение предложений, текстов с буквами Ю, ю. Буква Ю – показатель мягкости согласного звука.

Совершенствовать навыки правильного чтения. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление.

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

61.

21.12

Буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук (ц).

Познакомить детей с новым звуком и буквами. Наблюдать за особенностями написания букв И, Ы после Ц.

Уметь выделять в речи согласный звук (ц) , читать слоги и слова с этим звуком

62.

25.12

Чтение предложений и текстов с буквами Ц, ц.

Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

63.

26.12

Буквы Э, э, обозначающие звук (э).

Познакомить детей с новым звуком и буквами. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление.

Уметь выделять в речи гласный звук (э) , читать слоги и слова с этим звуком

64.

27.12

Чтение слов, предложений с буквами Э, э.

Формировать знания детей о том, что гласная буква Э не пишется после согласных букв Ч, Ш, Ц, Ж.

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

3 четверть (28часов)

65.

9.01

Буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук (щ).

Познакомить детей с новым звуком и буквами Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения.

Уметь выделять в речи согласный звук (щ) , читать слоги и слова с этим звуком

66.

10.01

Формирование навыков чтения.

Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения.

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

67.

11.01

Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки (ф), (ф).

Познакомить детей с новым звуком и буквами Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление.

Уметь выделять в речи согласный звук (ф) , читать слоги и слова с этим звуком

68.

15.01

Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф.

Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление.

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

69.

16.01

Знакомство с буквой «твердый знак»

Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для раздельного произношения согласного и гласного звука.

Усвоить, что Ъ – звука не обозначает.

70.

17.01

Твердый и мягкий разделительные знаки.

Формировать представление о том, когда пишется разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак.

Уметь читать слова и предложения с разделительными Ь и Ъ знаками.

71.

18.01

Твердый и мягкий разделительные знаки.

Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения.

Уметь читать слова и предложения с разделительными Ь и Ъ знаками.

Послебукварный период (21 час)

72.

22.01

Хлеб – всему голова.

Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

73.

23.01

Как хорошо уметь читать!

Формировать стремление как можно лучше освоить навыки чтения, стать активными читателями, закреплять знания об изученных буквах.

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

74.

24.01

Буквы Л,Н,М,Р,Й – всегда звонкие согласные.

Знать, что буквы Л,Н,М,Р,Й обозначают всегда звонкие согласные звуки.

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

75.

25.01

Наше Отечество.

Формировать знания детей о Родине, России, воспитывать любовь к родине.

Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

76.

29.01

Первоучители словенские.

Познакомить детей с Кириллом и Мефодием - создателями славянской азбуки.

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

77.

30.01

Первый букварь.

Формировать знания детей о том, когда появились первые русские учебники, способствовать умению рассуждать.


Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

78.

31.01

Творчество Пушкина А.С.

Формировать специальные читательские навыки, интерес к самостоятельному чтению, учить сравнивать стихотворения и сказки.

Уметь рассказывать наизусть отрывок из стихотворения.

79.

1.02

Лев Николаевич Толстой – детям.

Дать представление учащимся о том, что значит «быль».

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

80.

5.02

Великий педагог Ушинский К.Д.

Познакомить с творчеством нового писателя, учить сравнивать произведения Толстого и Ушинского.


Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

81.

6.02

Творчество Чуковского К.И.

Познакомить с творчеством нового писателя, учить краткому и подробному пересказу.


Уметь пересказывать произведения.

82.

7.02

Виталий Валентинович Бианки.

Познакомить с творчеством нового писателя, формировать интерес детей к братьям нашим меньшим, расширять и углублять знания о природе.

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

83.

8.02

Самуил Яковлевич Маршак.

Познакомить с творчеством нового писателя, расширять читательский опыт.

Уметь различать авторские и народные сказки.

84.

19.02

Михаил Михайлович Пришвин.

Познакомить с творчеством нового писателя, формировать умение определять основную мысль текста.

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

85.

20.02

Агния Львовна Барто.

Познакомить с творчеством нового писателя, учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл.


Знать любое стихотворение А. Барто наизусть

86.

21.02

Сергей Владимирович Михалков.

Познакомить с творчеством нового писателя, формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения.


Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

87.

22.02

Валентина Александровна Осеева.

Познакомить с творчеством нового писателя, развивать умение выделять из текста слова и выражения, подтверждающие добрые поступки.

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

88.

26.02

Борис Владимирович Заходер.

Познакомить с творчеством нового писателя, учить выражать свою точку зрения.

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

89.

27.02

Валентин Дмитриевич Берестов.

Познакомить с творчеством нового писателя, прививать стремление к самостоятельному чтению.

Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами.

90

28.02

Чтение текстов с изученными буквами.

Закрепить весь изученный материал, проверить технику чтения.

Уметь читать целыми словами со скорость 25-30 слов в минуту.

91.


Чтение текстов с изученными буквами

Закрепить весь изученный материал,

Уметь читать бегло, выразительно целыми словами

92.


Прощание с «Русской азбукой» утренник.

Показать свои знания и умения по освоению грамоты.