Обучение грамоте проводится в 1 классе с сентября в течение шести - восьми месяцев. В зависимости от усвоения материала детьми учитель может сократить или увеличить этот период по своему усмотрению. В течение этого времени ведется работа по развитию фонематического слуха детей; обучению их первоначальному чтению и письму; расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений; обогащению словаря учащихся и развитию устных (слушание и говорение) и отчасти письменных (письмо) видов речи.
Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целым словом чтения предложений и связных текстов.
Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.
В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность; обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.
На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом - отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т.п.
В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением, с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.
В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения.
Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других занятиях в процессе общения с детьми.
Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.
На уроках обучения чтению и письму учитель стремится к разнообразию видов деятельности с учетом психофизиологических особенностей первоклассников, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п. Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков чтения и письма.
В период обучения грамоте особое значение приобретают согласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитание у них положительного отношения к учебе.
В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).
В это же время на занятиях внеклассным чтением у учеников формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Ведущий метод обучения - метод чтения-рассматривания детских книг.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами – моделями .
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании'.
Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных)) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи –ши, ча - ща, чу - щу).
Знакомство с правилами гигиены письма.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, ш- ж, п - б, с – ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Ч т е н и е небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д. Совершенствование навыка чтения.
Речь и ее значение в жизни. Знакомство с текстом и его значение. Наблюдения за особенностями устной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста.
Составление предложений на определенную тему (о маме, о школе, о детях и т. п.) по картине; устных небольших рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителя).
Речевая этика. Культура общения. Слова, используемые при приветствии и прощании.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из таких слов.
Наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением.
Упражнения детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д. Работа над формами букв (сходство и различия элементов в буквах) и их соединений в словах.
Выполнение заданий к упражнениям, которые даны в учебнике «Русский язык». Упражнения в звукослоговом и звукобуквенном анализе слов, в составлении слов и предложений по слоговой таблице (шифрование, расшифрование), упражнения в преобразовании слов, их чтение. Простейшие пересказы прочитанного по предложенному плану; по условным смысловым вехам (о чем буду рассказывать, с чего начну, что скажу потом, чем закончу). Самостоятельные устные рассказы по рисунку или серии рисунков.
Речевые ситуации с включением слов, употребляемых при приветствии и прощании, при выражении извинения и благодарности.
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
устно составлять 3-5 предложений на определенную тему; знать гигиенические правила письма;
правильно писать формы букв и соединения между ними. Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.
Н а в ы к и ч т е н и я.
№ урока | Дата | Тема урока | Цели | Планируемый результат |
1 четверть (36 часов) |
Добукварный период (16 часов). |
1. | 4.09 | Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков. | Формирование начальных сведений о понятиях «речь письменная и устная», «звук», развитие внимания, фонематического слуха | Уметь различать устную речь и письменную. |
2. | 5.09 | Предложение. | Формирование умения быстро и точно находить слова для обозначения окружающих предметов. | Знать, что речь состоит из предложений. |
3. | 6.09 | Предмет и слово. | Учить пересказывать небольшие сказки и рассказы по иллюстрации, совершенствовать диалогическую речь. | Составлять схемы предложений, знать, что предложения состоят из слов. |
4. | 7.09 | Устная речь. | Формирование умения правильно задавать вопросы и отвечать на них | Уметь рассказывать сказки по серии картинок. |
5. | 11.09 | Письменная речь. Слог, ударение. | Формирование представления о письменной речи. Развивать логическое мышление, внимание, учить делить слова на слоги, ставить ударение. | Уметь делить слова на слоги, ставить в них ударение. |
6. | 12.09 | Слово, слог, ударение. | Формирование умения выделять из речи предложения, записывать их с помощью условных знаков. | Уметь выделять из речи предложения , записывать их с помощью условных знаков. |
7. | 13.09 | Слог, ударение. | Формирование понятия о логическом ударении, учить различать интонационную окраску предложения. | Уметь делить слова на слоги и ставить в них ударение. |
8. | 14.09 | Деление слова на слоги. | Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, ставить ударение в словах. | Уметь делить слова на слоги и ставить в них ударение. |
9. | 18.09 | Гласные и согласные звуки. | Учить различать согласные и гласные звуки. | Знать основные различия гласных и согласных звуков. |
10. | 19.09 | Гласные и согласные звуки. | Учить различать согласные и гласные звуки. | Уметь различать в устной речи гласные и согласные звуки. |
11. | 20.09 | Знакомство с алфавитом. | Дать представление об алфавите, буквах как знаках звуков. | Уметь различать в устной речи гласные и согласные звуки. |
12. | 21.09 | Гласные буквы А, а, обозначающие звук (а) | Формировать умение выделять в речи звук (а). Познакомить с буквами А, а. | Уметь выделять в речи гласный звук (а) и находить его в письменной речи. |
13. | 25.09 | Гласные буквы О, о, обозначающие звук (о) | Формировать умение выделять в речи звук (о). Познакомить с буквами О, о. | Уметь выделять в речи гласный звук (о) и находить его в письменной речи. |
14. | 26.09 | Гласные буквы И, и, обозначающие звук (и) | Формировать умение выделять в речи звук (и). Познакомить с буквами И, и. Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков. | Уметь выделять в речи гласный звук (и) и находить его в письменной речи. |
15. | 27.09 | Гласная буква ы, обозначающая звук (ы) | Формировать умение выделять в речи звук (ы). Познакомить с буквой Ы. | Уметь выделять в речи гласный звук (ы) и находить его в письменной речи. |
16. | 28.09 | Гласные буквы У, у, обозначающие звук (у) | Формировать умение выделять в речи звук (у). Познакомит с буквами У, у. | Уметь выделять в речи гласный звук (у) и находить его в письменной речи. |
Букварный период (55 часов) |
17. | 02.10 | Согласные буквы Н,н , обозначающие согласные звуки (н), (н) | Познакомить с согласными звуками (н), (н) и буквами Н, н, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Начать формировать навыки чтения вслух. | Уметь выделять в речи согласный звук (н) , читать слоги с этим звуком |
18. | 3.10 | Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки (с), (с) | Познакомить с согласными звуками (с), (с) и буквами С, С, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, формировать навыки чтения. | Уметь выделять в речи согласный звук (с) , читать слоги с этим звуком. |
19. | 4.10 | Согласные буквы К, к , обозначающие согласные звуки (к), (к) | Познакомить с согласными звуками (к), (к) и буквами К. к, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, читать слова с изученными буквами | Уметь выделять в речи согласный звук (к) , читать слоги с этим звуком. |
20. | 5.10 | Согласные буквы Т, т , обозначающие согласные звуки (т), (т) | Познакомить с согласными звуками (т), (т) и буквами Т. т, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким., закрепить знания о правописании заглавной буквы. | Уметь выделять в речи согласный звук (т) , читать слоги с этим звуком. |
21. | 9.10 | Чтение слогов , слов, предложений с буквами Т, т. | Формировать навык чтения с изученными буквами, учить сокращать предложение до основы, делить слова на слоги. | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. |
22. | 10.10 | Согласные буквы Л, л , обозначающие согласные звуки (л), (л) | Познакомить с согласными звуками (л), (л) и буквами Л. л, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Практически познакомить с понятием «корень». | Уметь выделять в речи согласный звук (л) , читать слоги с этим звуком., усвоить понятие «корень» |
23. | 11.10 | Чтение слов, предложений с буквами Л, л | Продолжить формирование навыка правильного чтения, учить распространять предложения. | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. |
24. | 12.10 | Согласные буквы Р, р , обозначающие согласные звуки (р), (р) | Познакомить с согласными звуками (р), (р) и буквами Р, р, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Способствовать развитию грамотной речи. | Уметь выделять в речи согласный звук (р) , читать слоги с этим звуком. |
25. | 16.10 | Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки (в), (в) | Познакомить с согласными звуками (в), (в) и буквами В, в, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, формировать навыки правильного, сознательного чтения. | Уметь выделять в речи согласный звук (в) , читать слоги и слова с этим звуком. |
26. | 17.10 | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки (й э). | Познакомить с новым звуком и буквой, сформировать четкое представление, что буква Е в начале слова и после гласной обозначает два звука. | Знать, что буква Е в начале предложения и после гласной обозначает два звука |
27. | 18.10 | Буква Е – показатель мягкости согласных. | Познакомить с тем, что после согласных буква Е обозначает звук (э) и указывает на мягкость согласного. | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. |
28. | 19.10 | Согласные буквы П, п , обозначающие согласные звуки (п), (п) | Познакомить с согласными звуками (п), (п) и буквами П, п, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, развивать речь, внимание, фонематический слух. | Уметь выделять в речи согласный звук (п) , читать слоги и слова с этим звуком |
29. | 23.10 | Чтение текстов с буквами П, п. Заглавная буква при написании имен, отчеств, фамилий. | Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, учить детей работать с текстом, закреплять представление о правиле правописания имен, отчеств, фамилий. | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, знать, что имена собственные пишутся с большой буквы. |
30. | 24.10 | Согласные буквы М, м , обозначающие согласные звуки (м), (м) | Познакомить с согласными звуками (м), (м) и буквами М, м, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. | Уметь выделять в речи согласный звук (м) , читать слоги и слова с этим звуком |
31. | 25.10 | Чтение слов и текстов с буквами М, м. | Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, способствовать развитию грамотной речи. | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. |
32. | 26.10 | Согласные буквы З, з , обозначающие согласные звуки (з), (з) | Познакомить с согласными звуками (з), (з) и буквами З, з, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, учить дифференцировать согласные парные звонкие и глухие звуки. | Уметь выделять в речи согласный звук (з) , читать слоги и слова с этим звуком, уметь называть парные согласные |
33. | 30.10 | Чтение слов, текстов с буквами З, з. Пересказ текста. | Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, учить работать с текстом, определять тему текста, его главную мысль. | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, освоить пересказ текста. |
34. | 31.10 | Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б), (б) | Познакомить с согласными звуками (б), (б) и буквами Б, б, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Способствовать развитию грамотной речи. | Уметь выделять в речи согласный звук (б) , читать слоги и слова с этим звуком |
2 четверть (28 часов) |
35. | 7.11 | Согласные буквы Б, б , обозначающие согласные звуки (б), (б). Различие понятий: форма слова, родственные слова. | Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, различать понятия «форма слова» и «родственные слова», развивать мышление, речь, фонематический слух. | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, знать различие между формой слова и родственными словами |
36. | 8.11 | Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки (д), (д) | Познакомить с согласными звуками (д), (д) и буквами Д, д, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, | Уметь выделять в речи согласный звук (д) , читать слоги и слова с этим звуком |
|
37. | 9.11 | Чтение слов с буквами Д, д. Закрепление изученного. | Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. |
38. | 13.11 | Буквы Я.я, обозначающие звуки (й а). | Познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, | Усвоить, что буква Я в начале слова и после гласной обозначает два звука |
39. | 14.11 | Буква Я – показатель мягкости согласного. | Раскрыть функцию буквы Я в качестве показателя мягкости согласных звуков. Способствовать развитию грамотной речи. | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. |
40. | 15.11 | Чтение текстов. Повторение изученного. | Формировать навыки работы с текстом, способствовать развитию грамотной речи. | Уметь работать с текстом. |
41. | 16.11 | Согласные буквы Г, г , обозначающие согласные звуки (г), (г) | Познакомить с согласными звуками (г), (г) и буквами Г, г, учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким. Закреплять представление об однокоренных словах. | Уметь выделять в речи согласный звук (г) , читать слоги и слова с этим звуком |
42. | 20.11 | Чтение предложений, текстов с буквами Г, г. | Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения, учить правильно употреблять предлоги, определять тему и главную мысль текста. | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. |
43. | 21.11 | Согласные буквы Ч. ч, обозначающие согласный звук (ч). | Познакомить с согласным звуком (ч) и буквами Ч, ч, учить давать им характеристику как звукам. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | Уметь выделять в речи согласный звук (ч) , читать слоги и слова с этим звуком |
44. | 22.11 | Звук (ч). Чтение слов с буквой Ч. | Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. |
45. | 23.11 | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. | Формировать навыки чтения слов с буквой ь, добиться осознания детьми того, что мягкий знак звука не обозначает. | Усвоить, что Ь – звука не обозначает. |
46. | 27.11 | Разделительный мягкий знак. | Дать представление о мягком знаке как о разделительном знаке, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. |
47. | 28.11 | Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук (ш). | Познакомить детей с новым звуком и буквами. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. | Уметь выделять в речи согласный звук (ш) , читать слоги и слова с этим звуком |
48. | 29.11 | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш | Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. |
49. | 30.11 | Чтение слов, текстов с изученными буквами. | Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | Уметь читать слоги, предложения и слова с изученными буквами. |
50. | 4.12 | Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж). | Познакомить детей с новым звуком и буквами. Дифференцировать звуки (ж, ш), закрепить понятие звонкие и глухие согласные.. Познакомить с предметами, отвечающими на вопросы «кто?» и «что?». | Уметь выделять в речи согласный звук (ж) , читать слоги и слова с этим звуком, уметь различать понятия «одушевленные» и «неодушевленные» предметы. |
51. | 5.12 | Чтение слов и предложений с буквами Ж. Ш. Правописание сочетаний жи - ши | Обучать умению работать с текстом, правильно писать сочетания жи – ши. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами, усвоить правописание сочетаний жи - ши |
52. | 6.12 | Буквы Ё, ё, обозначающие два звука (й о) | Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими два звука. Ввести понятие «род имен существительных». | Усвоить, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука. |
53. | 7.12 | Буква Ё, ё – показатель мягкости. | Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. Учить различать части речи. | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. |
54. | 11.12 | Буквы Й, й, обозначающие согласный звук (й). | Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | Знать, что буква Й – это согласный звук. |
55. | 12.12 | Звук (й), буква Й. Повторение и обобщение. | Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения, продолжить обучение выделению основы предложения. | Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. |
56. | 13.12 | Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки (х), (х). | Познакомить детей с новым звуком и буквами, учить производить звукобуквенный анализ. | Уметь выделять в речи согласный звук (х) , читать слоги и слова с этим звуком |
57. | 14.12 | Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. | Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. |
58. | 18.12 | Повторение и обобщение изученного. | Обобщить знания о твердых и мягких согласных. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. | Уметь выделять в словах мягкие и твердые согласные. |
59. | 19.12 | Буквы Ю, ю, обозначающие два звука (й у). | Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими два звука. Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | Усвоить, что буква Ю в начале слова и после гласной обозначает два звука. |
60. | 20.12 | Чтение предложений, текстов с буквами Ю, ю. Буква Ю – показатель мягкости согласного звука. | Совершенствовать навыки правильного чтения. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление. | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. |
61. | 21.12 | Буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук (ц). | Познакомить детей с новым звуком и буквами. Наблюдать за особенностями написания букв И, Ы после Ц. | Уметь выделять в речи согласный звук (ц) , читать слоги и слова с этим звуком |
62. | 25.12 | Чтение предложений и текстов с буквами Ц, ц. | Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. |
63. | 26.12 | Буквы Э, э, обозначающие звук (э). | Познакомить детей с новым звуком и буквами. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление. | Уметь выделять в речи гласный звук (э) , читать слоги и слова с этим звуком |
64. | 27.12 | Чтение слов, предложений с буквами Э, э. | Формировать знания детей о том, что гласная буква Э не пишется после согласных букв Ч, Ш, Ц, Ж. | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. |
3 четверть (28часов) |
65. | 9.01 | Буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук (щ). | Познакомить детей с новым звуком и буквами Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. | Уметь выделять в речи согласный звук (щ) , читать слоги и слова с этим звуком |
66. | 10.01 | Формирование навыков чтения. | Способствовать развитию грамотной речи. Формировать навыки слогового, правильного, выразительного, беглого чтения. | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. |
67. | 11.01 | Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки (ф), (ф). | Познакомить детей с новым звуком и буквами Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление. | Уметь выделять в речи согласный звук (ф) , читать слоги и слова с этим звуком |
68. | 15.01 | Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. | Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление. | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. |
69. | 16.01 | Знакомство с буквой «твердый знак» | Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для раздельного произношения согласного и гласного звука. | Усвоить, что Ъ – звука не обозначает. |
70. | 17.01 | Твердый и мягкий разделительные знаки. | Формировать представление о том, когда пишется разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак. | Уметь читать слова и предложения с разделительными Ь и Ъ знаками. |
71. | 18.01 | Твердый и мягкий разделительные знаки. | Формировать навыки правильного, выразительного, беглого чтения. | Уметь читать слова и предложения с разделительными Ь и Ъ знаками. |
Послебукварный период (21 час) |
72. | 22.01 | Хлеб – всему голова. | Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. |
73. | 23.01 | Как хорошо уметь читать! | Формировать стремление как можно лучше освоить навыки чтения, стать активными читателями, закреплять знания об изученных буквах. | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. |
74. | 24.01 | Буквы Л,Н,М,Р,Й – всегда звонкие согласные. | Знать, что буквы Л,Н,М,Р,Й обозначают всегда звонкие согласные звуки. | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. |
75. | 25.01 | Наше Отечество. | Формировать знания детей о Родине, России, воспитывать любовь к родине. | Уметь читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. |
76. | 29.01 | Первоучители словенские. | Познакомить детей с Кириллом и Мефодием - создателями славянской азбуки. | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. |
77. | 30.01 | Первый букварь. | Формировать знания детей о том, когда появились первые русские учебники, способствовать умению рассуждать. | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. |
78. | 31.01 | Творчество Пушкина А.С. | Формировать специальные читательские навыки, интерес к самостоятельному чтению, учить сравнивать стихотворения и сказки. | Уметь рассказывать наизусть отрывок из стихотворения. |
79. | 1.02 | Лев Николаевич Толстой – детям. | Дать представление учащимся о том, что значит «быль». | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. |
80. | 5.02 | Великий педагог Ушинский К.Д. | Познакомить с творчеством нового писателя, учить сравнивать произведения Толстого и Ушинского. | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. |
81. | 6.02 | Творчество Чуковского К.И. | Познакомить с творчеством нового писателя, учить краткому и подробному пересказу. | Уметь пересказывать произведения. |
82. | 7.02 | Виталий Валентинович Бианки. | Познакомить с творчеством нового писателя, формировать интерес детей к братьям нашим меньшим, расширять и углублять знания о природе. | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. |
83. | 8.02 | Самуил Яковлевич Маршак. | Познакомить с творчеством нового писателя, расширять читательский опыт. | Уметь различать авторские и народные сказки. |
84. | 19.02 | Михаил Михайлович Пришвин. | Познакомить с творчеством нового писателя, формировать умение определять основную мысль текста. | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. |
85. | 20.02 | Агния Львовна Барто. | Познакомить с творчеством нового писателя, учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл. | Знать любое стихотворение А. Барто наизусть |
86. | 21.02 | Сергей Владимирович Михалков. | Познакомить с творчеством нового писателя, формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения. | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. |
87. | 22.02 | Валентина Александровна Осеева. | Познакомить с творчеством нового писателя, развивать умение выделять из текста слова и выражения, подтверждающие добрые поступки. | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. |
88. | 26.02 | Борис Владимирович Заходер. | Познакомить с творчеством нового писателя, учить выражать свою точку зрения. | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. |
89. | 27.02 | Валентин Дмитриевич Берестов. | Познакомить с творчеством нового писателя, прививать стремление к самостоятельному чтению. | Осваивать беглое, выразительное чтение целыми словами. |
90 | 28.02 | Чтение текстов с изученными буквами. | Закрепить весь изученный материал, проверить технику чтения. | Уметь читать целыми словами со скорость 25-30 слов в минуту. |
91. | | Чтение текстов с изученными буквами | Закрепить весь изученный материал, | Уметь читать бегло, выразительно целыми словами |
92. | | Прощание с «Русской азбукой» утренник. | Показать свои знания и умения по освоению грамоты. | |