СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Односоставные предложения. Обобщение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке есть следующие материалы для проверки усвоения темы: схематический диктант, тест.

Просмотр содержимого документа
«Односоставные предложения. Обобщение.»

Обобщение по теме «Односоставные предложения» Евдокимова Н.Н., МБОУ «Калиновская ООШ Омского муниципального района Омской области»

Обобщение по теме «Односоставные предложения»

Евдокимова Н.Н., МБОУ «Калиновская ООШ Омского муниципального района Омской области»

Ищи свою дорогу с малых лет, Уверенно вперед иди сквозь годы, Оставь на этой лучшей из планет – Свой яркий след, свои живые всходы. Какое предложение употреблено в стихотворении?

Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперед иди сквозь годы,

Оставь на этой лучшей из планет –

Свой яркий след, свои живые всходы.

Какое предложение употреблено в стихотворении?

Сегодня на уроке мы не только обобщим изученное об односоставных предложениях, но и постараемся предупредить неверные шаги к вредным привычкам, ведь здоровье – это самое дорогое, что есть у человека.

Сегодня на уроке мы не только обобщим изученное об односоставных предложениях, но и постараемся предупредить неверные шаги к вредным привычкам, ведь здоровье – это самое дорогое, что есть у человека.

Лексический диктант Признак или первое проявление какого-либо заболевания –   СИМПТОМ. Расстройство здоровья, нарушение правильной деятельности организма –   БОЛЕЗНЬ. Средство для исцеления от болезни –   ЛЕКАРСТВО. Применение медицинских средств для исцеления от болезни –  ЛЕЧЕНИЕ. Предписание врача о составе лекарства и способе его применения больным –  РЕЦЕПТ. Правильная, нормальная деятельность организма –   ЗДОРОВЬЕ .   Составьте словосочетание с записанными словами, определите вид связи слов в словосочетании.

Лексический диктант

Признак или первое проявление какого-либо заболевания –

  СИМПТОМ.

Расстройство здоровья, нарушение правильной деятельности организма –

  БОЛЕЗНЬ.

Средство для исцеления от болезни –

  ЛЕКАРСТВО.

Применение медицинских средств для исцеления от болезни – 

ЛЕЧЕНИЕ.

Предписание врача о составе лекарства и способе его применения больным – 

РЕЦЕПТ.

Правильная, нормальная деятельность организма –

  ЗДОРОВЬЕ .

  Составьте словосочетание с записанными словами, определите вид связи слов в словосочетании.

Какие виды предложений по своему составу вы видите в стихотворении?  Что пьем мы? Что едим? Чем дышим? Ответы на вопросы так важны. Ведь правила здоровой жизни Мы знать неукоснительно должны. Докажите.         Каковы особенности данного вида односоставных предложений?

Какие виды предложений по своему составу вы видите в стихотворении? 

Что пьем мы? Что едим? Чем дышим?

Ответы на вопросы так важны.

Ведь правила здоровой жизни

Мы знать неукоснительно должны.

Докажите.        

Каковы особенности данного вида односоставных предложений?

Из приведенных ниже предложений выпишите определенно-личные предложения.  1. Во время выполнения домашних заданий правильно ли чередуешь труд и отдых? 2. Люблю делать зарядку на свежем воздухе. 3 Лучшим отдыхом является не полный покой, а активный отдых. 4.  Не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, сор и повышения голоса. 5. Ничто так не нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться. 6. Выполнение домашнего задания всегда начинаем с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным.

Из приведенных ниже предложений выпишите определенно-личные предложения. 

1. Во время выполнения домашних заданий правильно ли чередуешь труд и отдых?

2. Люблю делать зарядку на свежем воздухе.

3 Лучшим отдыхом является не полный покой, а активный отдых.

4.  Не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, сор и повышения голоса.

5. Ничто так не нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться.

6. Выполнение домашнего задания всегда начинаем с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным.

  Каковы же особенности определенно- личных предложений? Чем может быть выражено сказуемое в них?   В каких случаях определенно – личные предложения могут иметь обобщенное значение? Найдите сходства и различия ниже приведенных пословиц. Здоров буду – денег добуду. Здоров будешь – денег добудешь. Составьте и запишите предложение по схеме (о здоровом образе жизни):   [ о.-л. ] , (потому что     ).

  Каковы же особенности определенно- личных предложений?

Чем может быть выражено сказуемое в них?

  В каких случаях определенно – личные предложения могут иметь обобщенное значение?

Найдите сходства и различия ниже приведенных пословиц.

Здоров буду – денег добуду.

Здоров будешь – денег добудешь.

Составьте и запишите предложение по схеме (о здоровом образе жизни):

  [ о.-л. ] , (потому что     ).

Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте.

Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте.

Мальчишки подбежали к умывальнику. Сначала вымыли руки с мылом под струей воды из-под крана. Намылив их два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыли мыльную пену, проверили чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками вымыли лицо, шею, уши. После умывания вытерлись насухо чистым, сухим полотенцем. Найдите «пятое лишнее» предложение. Объясните свой выбор. Что важнее в неопределенно – личных предложениях: само действие или лица, которые его производят? Какую форму имеет сказуемое в этих предложениях? Продолжая текст, составьте и запишите еще два  неопределенно – личных предложения.

Мальчишки подбежали к умывальнику. Сначала вымыли руки с мылом под струей воды из-под крана. Намылив их два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыли мыльную пену, проверили чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками вымыли лицо, шею, уши. После умывания вытерлись насухо чистым, сухим полотенцем.

Найдите «пятое лишнее» предложение. Объясните свой выбор.

Что важнее в неопределенно – личных предложениях: само действие или лица, которые его производят?

Какую форму имеет сказуемое в этих предложениях?

Продолжая текст, составьте и запишите еще два  неопределенно – личных предложения.

Напоминаю, что личная гигиена включает вопросы гигиены быта, в первую очередь:  поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за одеждой и постельными принадлежностями, создание нормальных условий для сна и отдыха.

Напоминаю, что личная гигиена включает вопросы гигиены быта, в первую очередь: 

поддержание чистоты воздуха в жилище,

уход за одеждой и постельными принадлежностями,

создание нормальных условий для сна и отдыха.

Утренняя пробежка дает хороший заряд бодрости на весь день. Ничего нет лучше пробежки по умытому парку ранним утром. После двигательной разминки на свежем воздухе мне легко и свободно. Движение – это жизнь. И от этого мне не спится. Уже светает. Хватит лежать, пора вставать. После ночной грозы в окно тянет манящей свежестью. Какие предложения не вошли в таблицу? Подумайте, почему в предложениях с одним главным членом – сказуемым – нет необходимости в подлежащем? Перед вами таблица, которую вы должны заполнить данными ниже предложениями. Безличные предложения Чем выражено сказуемое в безличном предложении Безличным глаголом Личным глаголом в безличном значении Возвратным глаголом в безличном значении Инфинитивом Неизменяемой глагольной формой НЕТ Словом состояния

Утренняя пробежка дает хороший заряд бодрости на весь день.

Ничего нет лучше пробежки по умытому парку ранним утром.

После двигательной разминки на свежем воздухе мне легко и свободно.

Движение – это жизнь.

И от этого мне не спится.

Уже светает.

Хватит лежать, пора вставать.

После ночной грозы в окно тянет манящей свежестью.

Какие предложения не вошли в таблицу?

Подумайте, почему в предложениях с одним главным членом – сказуемым – нет необходимости в подлежащем?

Перед вами таблица, которую вы должны заполнить данными ниже предложениями.

Безличные предложения

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

Безличным глаголом

Личным глаголом в безличном значении

Возвратным глаголом в безличном значении

Инфинитивом

Неизменяемой глагольной формой НЕТ

Словом состояния

А теперь пришло время поговорить о последствиях вредных привычек (алкоголь, табак, легкие наркотики). Ухудшение здоровья. Потеря доверительных отношений с родителями. Потеря друзей. Нарушения закона. Физическая зависимость. Снижение успехов в школе. Денежные проблемы. Контакт с криминальным миром. Переход к использованию более сильных и опасных наркотиков. Физическая и моральная деградация… ЗАПОМНИТЕ , что ни государство, ни медицинская наука, ни сеть поликлиник и больниц, ни усилия медицинских работников не смогут сделать человека здоровым, если он сам не позаботится о своем здоровье. Какие предложения были использованы в тексте? Как могут распространяться подлежащие в предложениях?

А теперь пришло время поговорить о последствиях вредных привычек (алкоголь, табак, легкие наркотики).

Ухудшение здоровья. Потеря доверительных отношений с родителями. Потеря друзей. Нарушения закона. Физическая зависимость. Снижение успехов в школе. Денежные проблемы. Контакт с криминальным миром. Переход к использованию более сильных и опасных наркотиков. Физическая и моральная деградация…

ЗАПОМНИТЕ , что ни государство, ни медицинская наука, ни сеть поликлиник и больниц, ни усилия медицинских работников не смогут сделать человека здоровым, если он сам не позаботится о своем здоровье.

Какие предложения были использованы в тексте?

Как могут распространяться подлежащие в предложениях?

Схематический диктант 1)Лесная паутина тропинок окончилась, и отрылся великий простор. . [двусост.], и [двусост.] 2) …И на обломках самовластья  Напишут наши имена! 3) Не уходи, побудь со мною! 4) Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит. 5) Лес. Палатка. Плеск речной воды. 6) Тянет холодом зимних ночей. 7) Брожу по набережной снова. 8) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. 9) В саду никого не было, и мне от этого стало грустно. 10) Раннее утро, и вставать совсем не хочется. Начертите схемы предложений.

Схематический диктант

1)Лесная паутина тропинок окончилась, и отрылся великий простор. . [двусост.], и [двусост.]

2) …И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

3) Не уходи, побудь со мною!

4) Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.

5) Лес. Палатка. Плеск речной воды.

6) Тянет холодом зимних ночей.

7) Брожу по набережной снова.

8) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна.

9) В саду никого не было, и мне от этого стало грустно.

10) Раннее утро, и вставать совсем не хочется.

Начертите схемы предложений.

Тест А1. Найдите среди предложений односоставное.  1. Не плачь ты попусту.  2. Часам к двум пополудни началась гроза.  3. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.  4. Тротуары заливают асфальтом. А2. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.  1. Двусоставное.  2. Определенно-личное.  3. Безличное.  4. Неопределенно-личное. А3. Найдите безличное предложение.  1. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.  2. Газеты приносят утром.  3. Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей.  4. Похолодало.

Тест

А1. Найдите среди предложений односоставное.

1. Не плачь ты попусту.

2. Часам к двум пополудни началась гроза.

3. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

4. Тротуары заливают асфальтом.

А2. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

1. Двусоставное.

2. Определенно-личное.

3. Безличное.

4. Неопределенно-личное.

А3. Найдите безличное предложение.

1. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.

2. Газеты приносят утром.

3. Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей.

4. Похолодало.

А4. Найдите неопределенно-личное предложение.  1. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени.  2. В классе тепло.  3. Дарую тебе волю.  4. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес. А5. Найдите определенно-личное предложение.  1. Веет с поля ночная прохлада.  2. Уже смеркалось и в комнате стало темно.  3. Дарую тебе волю.  4. Хорошо в зимнем лесу! А6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?  1. [двусост.], и [двусост.]  2.[двусост.], и [определенно-личн.]  3.[двусост.], и [неопределенно-личн.]

А4. Найдите неопределенно-личное предложение.

1. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени.

2. В классе тепло.

3. Дарую тебе волю.

4. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

А5. Найдите определенно-личное предложение.

1. Веет с поля ночная прохлада.

2. Уже смеркалось и в комнате стало темно.

3. Дарую тебе волю.

4. Хорошо в зимнем лесу!

А6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?

1. [двусост.], и [двусост.]

2.[двусост.], и [определенно-личн.]

3.[двусост.], и [неопределенно-личн.]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!