Обобщающий урок
по теме:
«Односоставные предложения»
Учитель русского языка и
литературы Ефимова Е.В.
«Умолчание местоимений личных перед спрягаемым глаголом к украшению и важности служит»
М. Ломоносов
Например: Люблю тебя, Петра творенье!
Ответ: определенно - личные
«Внимание в этих предложениях сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, представляется как неизвестное, неопределенное»
А. Пешковский
Например:Ведут ко мне коня.
Ответ: неопределенно - личные
«В этом стихотворении А. Фета нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»
Л. Толстой
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья .
Ответ: назывные
«Действие в этих предложениях происходит само по себе, без действующего лица»
В. Скобликова
Например: Подморозило.
Ответ: безличные
- С утра морозит.
- В избе жарко натопили.
- Приготовьтесь к уроку.
- Бездонную бочку водой не наполнишь.
- Иду по дороге.
- Мне легко дышится.
- Морозное утро.
- Деревню зажгло грозою.
- С утра морозит. б/л
- В избе жарко натопили. н/л
- Приготовьтесь к уроку. о/л
- Бездонную бочку водой не наполнишь. об/л
- Иду по дороге. о/л
- Мне легко дышится. б/л
- Морозное утро. н
- Деревню зажгло грозою. б/л
- Сам погибай,
- Сделал дело
- Любишь кататься
- Что посеешь,
- За двумя зайцами погонишься -
а товарища выручай.
- гуляй смело.
- люби и саночки возить.
то и пожнешь.
- ни одного не поймаешь.
а имей сто друзей.
Грамматическая
основа
Два главных члена предложения
Один главный член предложения
Подлежащие
Сказуемое
Подлежащие + сказуемое
Назывные
Определенно-личные
Неопределенно-личные
Односоставное предложение
Двусоставное
предложение
Безличные
Ради розы терпят и шипы. об/л
Под музыку осеннего дождя иду во тьме. о/л
Тепло на солнышке. б/л
Брожу по набережной снова. о/л
Соловьи . н
И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. б/л
Группа № 1
1) В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М.Ю. Лермонтов)
2) Кому-то принесли от мастера ларец. ( И.А. Крылов)
Группа № 2
1) Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А.А. Фет)
2) Люблю грозу в начале мая. (А.А. Фет)
3) Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)
Группа № 3
1). Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу. (С.А. Есенин)
2). Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я её донести?
Брошу всё. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси. (С.А. Есенин)
3). Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! ( А.С.Пушкин)
Уровень I
Подъемы . Спуски . Мелколесье . Елочки . Сосны . Иногда под ногами скользкий лед . Шагаю возле зарядного ящика номер четыре. Я устал. Приводят лошадей. Цепляем свои пушки к предкам и уходим длинной процессией во тьму. (В. Катаев)
Уровень II
- Назывные предложения - это такие предложения, которые имеют один главный член – подлежащее.
- В определенно-личных предложениях главный член выражен сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица.
- В неопределенно-личных предложениях главный член выражен сказуемым глаголом в форме 3-го лица множественного числа
- Безличные предложения - это такие предложения, которые имеют один главный член – сказуемое.
Уровень III
По выучке мастера знают. Водой солнце не погасить. Думай хорошо, и мысли созревают в добрые поступки. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
Критерии оценивания
«5» – 35-30 баллов
«4» – 30-25 баллов
«3» – 25-21баллов
Урок закончен!
Ребята, вы молодцы!