СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Одушевленные и неодушевленные имена существительные»»

МБОУ СОШ № 21 г. Болотного









Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.



Тема «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»








Учитель начальных классов

Лызина Олеся Николаевна










2019 – 2020 учебный год


Технологическая карта

Урока русского языка (УМК «Школа России»)

Класс

3Б класс

Тема урока

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Учитель

Лызина Олеся Николаевна

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ № 21 г. Болотного Новосибирской области

Педагогические
цели

Способствование формированию у учащихся умения выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные имена существительные (по вопросу и по значению)

Тип урока

Урок открытия «новых» знаний

Планируемые предметные результаты

Знать лексико-грамматические признаки имён существительных – одушевлённость и неодушевлённость. Наблюдать за лексическими признаками одушевлённости и неодушевлённости. Научатся образовывать имена существительные одушевлённые от неодушевлённых и одушевленных, распределять имена существительные на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов писать имена существительные одушевленные и неодушевленные, используя правило, строить предложения с именами существительными одушевленными и неодушевленными.

Метапредметные УУД

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель урока; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого.


Личностные результаты

Проявлять интерес к новому учебному материалу, высказывать свою точку зрения, выражать положительное отношение к процессу познания: уметь проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, стремиться к достижению успехов в учебной деятельности.


Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах


Методы обучения

Словесные, наглядные, практические.


Основное содержание темы, понятия
и термины

Имя существительное

Одушевленные и неодушевленные имена существительные






Ход урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Описание деятельности учащихся с ОВЗ

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1. Орг. момент Самоопределение к деятельности.


Цель: Создать условия для возникновения у ученика

внутренней потребности включения в учебный

процесс


Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка.

Приветствие учащихся. Организуют свое рабочее место


- Ребята! Готовы к уроку?

     На вас надеюсь я, друзья.

     Мы хороший дружный класс.

     Всё получится у нас!


Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты имени существительного.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе (//-//)

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

//-//

Наблюдение

2. Актуализация опорных знаний

Цель: актуализация опорных знаний и умений.




Настрой к усвоению изученного материала

Давайте повторим некоторые правила, которые нам будут нужны на уроке. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь – беда….»

  • Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да).

  • Безударный гласный может находиться в корне? (Да).

  • Он слышится ясно? (Нет).

  • Безударный гласный нужно проверять? (Да)

  • В слове можно определить корень? (Да).

  • Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (Да).

  • Безударные гласные в однокоренных словах пишутся по-разному? (Нет).

  • Слова, которые отвечают на вопрос что?,- это имена прилагательные? (Нет).

  • Имена существительные отвечают только на вопрос кто? (Нет).

  • Имена существительные обозначают признак предмета? (Нет).

Вспоминают, повторяют.


Закрепление знания по изученному

материалу.

//-//

Проговаривание.







Работа в тетрадях.






Чистописание










Словарная работа







Учитель показывает на доске правильное соединение букв

ое ви ще ст льн су те


-Ребята, перед вами на доске я прописала правильное соединение букв попробуйте образовать слово из данных букв.

- Что вы знаете об имени существительном?


-Ребята откройте тетради запишите число, классная работа, показ пропишите соединение букв и ниже словарное слова (существительное)


- На доске слова. Нам необходимо вписать нужную букву на свое место.


Учит . ль, газ . та, за . ц, м . рковь, в . рона, б . рёза, р . бята, ин . й, к . рова, м . шина, п . тух, с . пог.

Пишут соединения букв по образцу всю строку






- Существительное.



- Это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет.







Дети по очереди подходят к доске, вписывают букву с помощью маркера, остальные учащиеся выполняют проверку.

Вырабатывают каллиграфичесий почерк





















Развивают орфографическую зоркость


Списывают с доски.




















Списывают с доски.



Правильное написание








Повторение знаний об имени существительном.









Орфографическая минутка.





- К какой части речи относятся эти слова?

- Докажите, что это имена существительные.



- Я вам предлагаю разделить эти слова на две группы. Как это можно сделать?

- на какие де группы можно разделить эти слова?


-Спишите себе в тетрадь эти столбики.





- Имя существительное.

- Отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предметы.



- Группы: живое, неживое; слова, отвечающие на вопросы кто? и что?; -


- Списывают слова в два столбика, ставят ударение, безударную букву подчеркивают.


Проявляют интерес к новому учебному материалу, высказывают свою точку зрения, стремятся к достижению успехов в учебной деятельности.


Слушают, запоминают.














Записывают в столбик по три слова в каждый.

Ответы на вопросы








3. Целеполагание и постановка учебной задачи

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.


Подготовка к изучению нового материала.





Определение темы урока




Постановка учебных задач.










- Почему же одни слова отвечают на вопрос (кто?), а другие на вопрос (что?)


- Итак, кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?


- Эта и будет тема нашего урока.

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

1СЛАЙД

-Есть у вас желание научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, чтобы уметь правильно выполнить задания?


-Цель нашего урока…

(научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)

2 СЛАЙД

Называют правило.




Одушевленные и неодушевленные имена существительные.





















Выделяют и формулируют то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Формулируют, принимают и удерживают учебную задачу.




Мотивирует учащихся к изучению темы.



Установление учащимися связи между целью

учебной деятельностью и ее мотивом























4. Первичное закрепление знаний.


Цель: Организовать усвоение детьми нового способа

действий при решении данного класса задач

с их проговариванием во внешней речи.


Взаимопроверка.





























Работа с учебником


- Задание №1 Найдите на столах карточки жёлтого цвета и выполните задания


-Прочитайте слова  каждой группы и назовите признак, который объединяет эти слова.


1 группа

Продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, шмель, жираф.

2 группа

Книга, роза, берёза, иней, автобус, тюльпан.

-Какой можем сделать вывод?

- Допишите фразу-конструкт:

ВЫВОД:

Одушевленные имена существительные обозначают_________________ и отвечают на вопрос ____________________, а неодушевленные обозначают______________________ и отвечают на вопрос ___________.


Поменялись проверили друг у друга



-Откройте учебник на с. 12, прочитайте правило, сравните с тем, что сказали вы. В чем вы ошиблись?


Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №1 На белых листочках










- Научиться находить эти имена существительные в тексте, различать и распределять их на группы, подбирать свои примеры, задавать вопросы.


















Правило сформулировано правильно.







Осуществляют взаимный контроль.

























Извлекают необходимую информацию
из учебного текста








Самостоятельная работа

























Правило


5. Усвоение новых знаний и способов действий


Цель: установление пра­вильности и осоз­нанности изучаемого материала, выявление про­белов первичного осмысления изу­чаемого мате­риала






Одушевленные и неодушевленные имена существительные, с. 12, упр. 16



Фронтальная работа




Задание №2

Прочитайте задание к упражнению 16

- Кто не понял задание?

- Если вопросов нет, приступайте к выполнению задания. Если возникли вопросы, спросите у учителя или посоветуйтесь с соседом по парте.

- - Прочитайте одушевленные имена существительные с вопросом, неодушевленные с вопросом.

- Спишите, все слова над словами подпишите од., неод..



Читают задание, задают вопросы (если они возникли), выполняют задание.




- Одушевленные имена существительные: кто?, …

- Неодушевленные имена существительные: что? …

Различают одушевленные и неодушевленные имена существительные.



Осуществляют самопроверку выполненного задания.

Осуществляют фронтальную проверку выполнения задания

Списывают 5 первых слов.

Упражнение

6.

Физкультминутка

Цель: изменение деятельности учащихся,   ослабление наступающего утомления

Игра «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»


- Если я называю одушевленное имя существительное –руки поднимая в верх, если неодушевленное –приседаем.


Ключ, малыш, тигр, тетрадь, дочь, скрипач, учебник, учитель, девочка, квартира, солнце, кошка, двадцать.


- Какая проблема возникла с последним словом?


Оцените 2 задание.



Выполняют задание учителя, определяя, какое действие необходимо выполнить







- Это не имя существительное, это имя числительное.

Осуществляют профилактику утомления


Правильное выполнение движений

7. Усвоение новых знаний и способов действий

Цель:

-обеспечение восприятия, осмысления и запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.





Работа в парах



Проблемная ситуация, деление слов на группы


Задание №3

На ваших столах лежат карточки розового цвета одна на парту, прочитайте задание и выполните его, работая в паре.



Прочитайте слова.

От каждого слова проведите стрелочку к вопросу, на который оно отвечает

кто?

воробей,

пенал,

огурец,

девочка,

корова,

учитель, компьютер, мышка,

колесо

что?


- Давайте проверим, что у вас получилось? Какая возникла проблема?








- Как мы называем такие слова, как слово «мышка»?


- А как же тогда не запутаться в таких словах и правильно определить одушевленное слово или неодушевленное?



- Составьте предложение, чтобы слово «мышка» было одушевленным.




- Составьте предложение, чтобы слово «мышка» было неодушевленным.






Оцените 3 задание.

Работают на карточках в паре.



















Объясняют, как распределили слова.

- Слово «мышка» может отвечать на вопрос что? если это компьютерная мышка, и на вопрос кто? если это зверек.


- Многозначные.




- Необходимо прочитать предложение с этим словом.




- Мышка живет в норке. Кошка поймала мышку и т.д.



- Мы купили коврик для компьютерной мышки. У нас сломалась компьютерная мышка и т.д.



Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности














Формулируют проблему, находят и объясняют решение проблемы



Упражнение



Задание № 4 на экране (Устно) Вам необходимо к слове норка вставить правильно вопрос(кто? что?)


3СЛАЙД


Норка (______?) вылезла из норки (_______?) и пошла к знакомой норке(____?).

В норку (______?) медленно вошла, норку (_______?) в норке (______?) не нашла. Если в норке нету норки (_______?), может, норка (_____?) возле норки? (______?) 

Нет нигде. Пропал и след. Норка (______?) – здесь, а норки (______?) – нет.


Вывод:  

 В русском языке есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения, называют омонимы. Среди омонимов есть слова, которые бывают одушевленными и неодушевленными, поэтому меняют свое лексическое значение в зависимости от смысла, в котором употребляются


Оцените 4 задание.













Одна пара зачитывает поставленные вопросы, другие сверяют






Организовать выполнение учащимися

типовых заданий на новый способ действий

Выполняют 2 предложения.

Логическое задание.

8. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: формирование умения применять полученные знания на практике.

1. Учебник,

с. 13, упр. 18






Дополнительные вопросы и задание к упражнению





































Самоконтроль

















Электронное задание. На закрепление новых знаний, полученных на уроке на тему «Одушевленные и неодушевленные имена существительные.


- Задание 5

Прочитайте задание к упражнению 18.



- Как вы понимаете лексическое значение каждого слова.

- От какого слова образовалось каждое имя существительное.






























- Можем ли мы эти слова разделить на две группы?


- Я предлагаю вам выполнить задание следующим образом: Ребята, которые сидят на 1 ряду, списывают одушевленные имена существительные и выделяют корень и суффикс, 2 ряд – неодушевленные имена существительные и тоже выделяют корень и суффикс, а 3 ряд списывает первые 5 слова и выделяют корень.

4 СЛАЙД

-Сверьте свою работу с образцом на экране.

5 СЛАЙД

- Оцените последнее задание.

Читают самостоятельно, затем ученик читает вслух вопросы, на которые дети коллективно отвечают.


(Можно провести опрос «цепочкой»)

- Футболист – спортсмен, который играет в футбол, слово образовалось от слова «футбол» при помощи суффикса -ист.

Кормушка – это место, где кормят птиц или животных, образовалось от слова «корм» при помощи суффикса -ушк. Цветник – это место (участок), где выращивают цветы, образовалось от слова «цветы» при помощи суффикса -ник и т.д.






- Да, можем. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.



- Выделяют в словах корень и суффикс, при помощи которого образовалось имя существительное.

Сверяют свою работу с образцом на экране.

Высказывают свое мнение, прислушиваются
к мнению других






















Применяют установленные правила в планировании способа решения и выполнения предложенного задания







Осуществляют
самоконтроль Сличают результат с заданным образцом с целью обнаружения отклонений и отличий от образца
















































Списывают первых 5 слов.

Ответы на вопросы
























Самостоятельная работа

- Данное задание выполняется на уроке, если позволяет время.

6-18 СЛАЙД

Выполняют задание

Обобщают, выделяют существенные признаки имен существительных


Игровое упражнение

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог урока

Цель: развивать рефлексивные умения; создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.




Задание «Закончи предложения»




Самооценивание

- Над какой частью речи мы сегодня работали?

-Чему учились на уроке?

-Что нового узнали?

-Достигли мы цели урока?


«Выбери пословицу».

Учитель предлагает ряд пословиц.

*Семь раз отмерь, один отрежь.

*Ленивому лениться лень.

*Учение – путь к умению.

19 СЛАЙД

- Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, всё правильно выполняли, во всех заданиях «+» ставим 5………

Разукрасьте смайлик который вам подходит.





Высказывают свои предложения в зависимости
от своего состояния,
впечатления от урока.


Выбирают пословицу, итог урока, подходящую

по смыслу (по мнению ребенка)














Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке, обобщают полученные знания, подводят итог работы.




Беседа по вопросам. Саморегуляция



Домашнее задание.

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учебник: с. 14, правило, упр. 20



Комментирует задание. Обеспечивает понимание
цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

20 СЛАЙД


-СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

21 СЛАЙД

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание.

Понимают цели, содержание и способы выполнения задания


Упражнение, правило



Используемые материалы.

1. Учебник «Русский язык. 3 класс». Часть 2». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – с. 12 – 14. М.: Просвещение, 2019 год

2. CD-диск. Русский язык. 3 класс. Рабочая программа. Технологические карты уроков. УМК «Школа России». Издательство Учитель, 2019
















4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!