Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Цели:
Сформировать у учащихся представление о категории одушевленности и неодушевленности существительных, познакомить с существительными, которые могут быть одушевленными и неодушевленными и в зависимости от употребления в предложении меняют свое лексическое значение, уметь определять категорию существительного и его семантику в живой устной и письменной речи.
Развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, развивать связную речь, творчество, углублять словарный запас.
Воспитывать дисциплинированность, любовь к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.
Оборудование: учебник
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Но чтобы начать его, давайте повернёмся к соседу и подарим ему хорошее настроение, а для этого нужно просто улыбнуться. Вот теперь можно и начинать.
II. Основная часть.
1. Оформление тетрадей.
- Ребята, откройте свои рабочие тетради и запишите число, классная работа.
2. Разминка.
- Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Какие предметы нас окружают? Назовите их.
- К какой части речи мы можем отнести все эти предметы?
- Верно. Это имена существительные, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.
- Вспомните, что такое имя существительное?
(Несколько учеников проговаривают правило).
-А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадаем загадки, которые я для вас придумала. А отгадки запишите в столбик в ваших тетрадях.
Записывая в тетради слова-отгадки, ребята объясняют орфограммы, которые встречаются в данных словах.
Благоухает у ворот
И дома он в горшке цветет. (Цветок)
***
Ударяешь по нему -
Он не плачет. Почему?
То ли он со мной играет?
То ли я его веду? (Мяч)
***
И лает, и кусает,
И в дом не пускает. (Собака)
***
Отгадайте имя девочки по начальным буквам следующих слов:
Книга, альбом, тюлень, ястреб. (Катя)
3. Новая тема.
- А теперь давайте обратимся к словам-отгадкам и их рисункам, чтобы приблизиться к теме нашего сегодняшнего урока.
- Поставьте к существительным вопросы?
- Какие существительные отвечают на вопрос КТО?
- Какие – на вопрос ЧТО?
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод:
КТО? – так спрашивают про живые существа: про людей, животных, насекомых. Такие существительные называются одушевленными.
А на вопрос ЧТО? отвечают все остальные существительные, их называют неодушевленными.
(на основе проделанной работы в тетради и на доске составляется схема)
Цветок
мяч - ЧТО? - Неодушевленные имена существительные.
собака
Катя - КТО? - Одушевленные имена существительные.
Тема, цели.
(в тетради на доске записывается тема урока)
- Тема нашего урока «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». Сегодня на уроке мы углубим знания об одушевленных и неодушевленных именах существительных, будем учиться различать их в речи, а впереди у нас много интересных заданий. И начнем мы, конечно, с правила в учебнике.
(Знакомство с правилом в учебнике. Чтение и проговаривание правила учениками вслух.)
III. Закрепление.
Упр.485
Упр. 488
3. Физкультминутка.
Вышла мышка
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты головой влево, вправо; пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
5. Грамматическая игра «Третий лишний».
Найдите «лишнее» слово. Подчеркните его.
Кошка, ковшик, черепаха,
Туфли, тапочки, собака,
Лук, кабанчик, кабачок,
Платье, белка, пиджачок.
IV. Заключительная часть.
1. Итоги урока.
- С какими признаками имен существительным мы сегодня познакомились?
- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?
2. Домашнее задание.
Параграф 90; упражнение 487 (письменно)
2