1.Самоопределение к деятельности. Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Приветствие учащихся. - Ребята! Готовы к уроку? На вас надеюсь я , друзья. Мы хороший дружный класс. Всё получится у нас! Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты имени существительного. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей | УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); сотрудничества с учителем и сверстниками) |
2.Словарная работа . Цель: Организовать актуализацию изученных словарных слов для проблемного изложения нового материала | Ребята, к нам в гости пришел Снеговик, он приготовил вам интересные задания.. - Посмотрите внимательно (слайд 2 и карточки у каждого). О чем хочет попросить Снеговик? - Правильно , надо вспомнить правописание словарных слов. Выполните задание. Обменяйтесь тетрадям и проверьте работу одноклассника. Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок? С одной ошибкой? В чем были затруднения? На какие вопросы отвечают эти слова? | Мотивирует учащихся к изучению темы. Стимулирует желание помочь ребятам. | Высказывают предположения о просьбе Снеговика, читают словарные слова и вставляют пропущенные буквы, сверяют по образцу Оценивают свою работу, называют | УДД: регулятивные (целеполагание; планирование); познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание помочь ребятам подготовиться Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога |
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения. 2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. . | Прочитайте слова: Друг, ветер, снег, слон - Что объединяет эти слова? -Распределите их в две группы. - Как вы предполагаете на какие? Подсказка: вспомните на какие вопросы отвечают имена существительные. - Сформулируйте основной вопрос урока. – Как они называются? - Прочитайте название параграфа на с. 13. – Что вы представили, прочитав слова одушевлённые и неодушевлённые? – Как вы думаете, что это за имена существительные? Приведите примеры таких слов. Проверим наши предположения. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) | Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока. Фиксирует тему на доске, слайде. | Делают вывод что эти слова имена существительные , предполагают на какие группы их можно разделить. Пробуют сформулировать основной вопрос урока (Чем отличаются слова, отвечающие на вопрос кто? и что?) Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать Делают вывод: Имена существительные которые отвечают на вопрос кто? Называют (одушевлённые предметы)Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? Называют (неодушевлённые предметы). Приводят примеры.записывают в тетрадь. | УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); регулятивные (целеполагание, планирование); познавательные (постановка и формулирование проблемы; Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «одушевленные предметы», «неодушевленные предметы»; - определять имена существительные одушевленных и неодушевленных предметов и обосновывать свое мнение Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - - классифицировать существительные на группы одушевленных и неодушевленных предметов; - писать имена существительные одушевленные и неодушевленные |
4Открытие нового знания Цель: 1)Организовать уточнение и согласование темы урока. 2)Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: 3) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике. . | Какая тема нашего урока?: Цель нашего урока… ( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.) - Откройте учебники на с. 13, упр.218 -Попробуйте уточнить вопрос, поставленный в начале урока.– уточнение может быть разным.) Сравните с формулировкой основного вопроса урока в учебнике (с. 196).п.18 - упр.219 Слово учусь дети не записывают (что делаю? – глагол). Работа с определением. –Проверьте свои предположения, прочитав определение в рамке учебника (с. 14) Ученики читают определение про себя, затем вслух, приводят свои примеры. – Как вы думаете, может ли одушевлённое существительное стать неодушевлённым или наоборот? (Нет, если существительное отвечает на вопрос кто? – оно не может отвечать на вопрос что?) Динамическая пауза - Я называю имена существительные. Если оно одушевленное, то хлопаете в ладоши, если неодушевленное – прыгаете. Слон, тетрадь, кошка, картина, солнце, девочка, дождь, дельфин, стол, учитель, снег, мороз, собака. - Молодцы! Внимательные дети! | Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока. Организует самостоятельную работу детей, оказывает индивидуальную помощь Учитель обратит внимание детей на то, что в упражнении предложены однокоренные слова, которые отвечают на разные вопросы. Знакомит детей, что Одушевлённость или неодушевлённость – это постоянный признак каждого имени существительного. | Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать Ученики самостоятельно выполняют все «шаги» в задании. Затем следует коллективная проверка (Что такое одушевлённые и неодушевлённые существительные, чем они отличаются? На какие вопросы отвечают одушевлённые, а на какие – неодушевлённые существительные? Одновременно у доски работают два ученика. Один записывает в столбик одушевлённые имена – неодушевлённые. существительные, другой читают определение в учебнике . 14 , проверяют свои предположения, делают вывод о своих предположениях. Выполняют движения по заданию | УДД: цепи рассуждений)); сотрудничества с учителем и сверстниками); Познавательные умения: - различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение; - определять необходимость использования имен существительных одушевленных и неодушевленных; Регулятивные умения - проверять учебное задание и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, представляя свою позицию. Предметные умения: - рассказывать о признаках имени существительного; - писать имена существительные одушевленные и неодушевленные по группам; - проводить исследование имен существительных . |
5. Развитие умений – применение знания. Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: | Упр. 221 - Какие тематические группы неодушевлённых существительных можете назвать? Электронный ресурс совершенствуется умение подбирать слова разных тематических групп и определять их грамматическую отнесённость к неодушевлённым именам существительным. | Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания | Определяют и называют тематические группы одушевленных и неодушевленных имен существительных. Выделяют орфограммы при комментированном написании. | УДД: Познавательные( Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. Обобщать и классифицировать по признакам коммуникативные ( Оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные умения - проверять учебное задание и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, представляя свою позицию. Предметные умения: - проводить исследование имен существительных |
| | Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания Проводит индивидуальный контроль Вывод: В русском языке есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения, называют омонимы. Среди омонимов есть слова, которые бывают одушевленными и неодушевленными, поэтому меняют свое лексическое значение в зависимости от смысла, в котором употребляются. | Работают на карточках в парах Делают вывод Эти существительные склоняются как, неодушевлённые имена существительные. У них совпадают Неодушевлённые: В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. Вывод. Существительные,обозначающие совокупность живых существ – неодушевленные Оценивают свои достижения при выполнении задания №4 Работают на карточках индивидуально Выполняют взаимооценку учебного задания Оценивают свои достижения при выполнении задания №5 Одна пара зачитывает поставленные вопросы, другие сверяют | Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. УДД: познавательные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); личностные (действие смыслообразования, учебной деятельностью и ее мотивом); Познавательные умения: - различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые в определенном контексте и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - соотносить учебные действия с известным правилом. Коммуникативные умения: - согласовывать позиции и находить общее решение. Предметные умения: - формулировать вопрос к существительному одушевленному и неодушевленному; - изменять по падежам имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; |
7. Рефлексия учебной деятельности (итог ) Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке | – Назовите ключевые слова урока. – Какие тематические группы слов можно выделить среди неодушевлённых имён существительных? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? Домашнее задание: . Упр. 3, с. 19. 2. Выучить правило на с. 14. Нарисовать рисунок одушевленного и неодушевленного существительного ( по желании) Спасибо за урок! | Организует работу по обсуждению материала Конкретизирует домашнее задание | Отвечают на итоговые вопросы урока Анализируют свою работу на уроке Отвечают на итоговые вопросы урока Оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание | УДД: Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |