СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов

Просмотр содержимого документа
«"Одушевленные и неодушевленные имена существительные"»


Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Класс: 5
Цель: Дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов. 
Задачи: 
1. Способствовать совершенствованию умений учащихся классифицировать имена существительные на одушевленные и неодушевленные. 
2. Развивать каллиграфические навыки, прививать основы орфографической грамотности, умение выслушивать мнение товарищей, активизировать словарный запас. 
3. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению. 

Оборудование: презентация, карточки с индивидуальными заданиями. 

Ход урока 

1.Организационный момент. 
Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощником вам будет внимание, находчивость, смекалка. 
Настрой: Проверьте, вы, 
Готовы начать урок? 
Все на месте, все в порядке, 
Книжки, ручки и тетрадки! 
Тихо сели. 
И к уроку всё готово! 
-Давайте вспомним, какую большую тему мы начали изучать? (Имя существительное). 
- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном. 

Ответьте мне пожалуйста: имя существительное – это часть речи или часть слова? (Часть речи). 
Молодцы! 
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает-------------.(предмет) 
Имя существительное отвечает на вопросы--------и----------? (кто? что?)
Молодцы! 
-Следующее задание

Вам даны слова, найдите среди них имена существительные и запишите их в два столбика. 
-На какие две группы мы разделим данные слова? (кто? что? живые и неживые предметы) 
- Как же могут называться существительные, отвечающие на вопрос: кто? Одушевленные 
- Как называются существительные, отвечающие на вопрос: что? Неодушевленные 
Итак, как же называется тема нашего урока? 
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 
2.(работа в тетрадях, запись числа, классная работа, тема урока) 
- Верно. Как вы думаете над чем нам предстоит поработать? Нам нужно поработать над различием имен существительных одушевленных от неодушевленных. Мы уже с вами вспомнили… 
-Что называется именем существительным, почему у существительного два вопроса 
-Узнаем какие имена существительные одушевленные, а какие неодушевленные 
-Научимся находить имена существительные, употреблять в речи, делить имена существительные на одушевленные и неодушевленные. 
3.Работа по теме урока. 
- Давайте отгадаем загадки. И еще мы должны вспомнить, как они пишутся. 
1.Летом по лесу гуляет 
А зимой в берлоге отдыхает. (медведь) 
2. Шуба серая для лета, 
Для зимы другого цвета. (заяц) 
3. В птичник повадится - жди беды. 
Рыжим хвостом заметает следы. (лиса) 
4. Вертится , стрекочет, весь день хлопочет. (сорока) 
5. Зимой синий лежит на деревьях, проводах.(иней) . 
Скажите, а отгадки какими словами являются? Отгадки являются словарными словами.(Самостоятельно вставьте пропущенные буквы, запишите слова, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную) 
- А теперь проверим . (проверка со слайдом) 
- На какие две группы мы разделим данные слова? (кто? что? одушевленные и неодушевлённые.) 
- Отметим одушевленные и неодушевленные существительные так: одуш., неодуш. 

Гимнастика для глаз.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.


- Ребята, почему одни существительные отвечают на вопрос: кто? 
Эти существительные обозначают живой предмет. 
- Почему другие существительные отвечают на вопрос: что? 
Они обозначают неживой предмет. 
- Ребята, объясните, а как вы понимаете, что такое живой предмет, неживой предмет? 
Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот. 
- Какие новые знания мы уже открыли на уроке?
- Ответы детей: 
На уроке мы открыли то, что имена существительные, которые 
отвечают на вопрос: кто?, обозначающие живой предмет, наделенные в разной степени душевными переживаниями, могут сами передвигаться, … называются одушевленными. 
Имена существительные, которые отвечают на вопрос: что?, обозначающие неживой предмет, не наделенные душевными переживаниями, сами не передвигаются, … называются неодушевленными. 

- Молодцы! А чему еще должны научиться? 
Различать одушевленные и неодушевленные существительные. 
4. А теперь откроем учебник на с.104, прочитаем правило, данное в нем. 
Сегодня мы учимся различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. 
- Пользуясь правилом, выполним упражнение 165 на странице 104. 
- Читаем задание. Объяснение орфограмм. 
- Выполним задание так: 
- 1 вариант выписывает одушевленные существительные. 
- 2 вариант - неодушевленные существительные. К доске пойдет с 1 варианта Настя, со 2 Дима. 
- Проверим. 
мастер мастерок 
мастерица поездка 
подмастерье езда 
ездок поезд 
грибник 
скворец гриб 
скворчонок грибок 
скворушка 
грибница 
скворечня 
Вывод: Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевленные. 
Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.(проверка. оценивание. 

Физминутка. 
Если услышите существительное одушевленное, то присядьте, неодушевленное хлопок в ладоши. 
парта девочка мороз ягода 
собака машина воробей мама летит 
дождь рыба солнышко бабочка врач 
ежик берёза белая слоненок 
Молодцы!
- Давайте поработаем все вместе, ведь недаром говорят «Один ум хорошо, а два лучше». 
- Как вы объясните пословицу? 
- Рассмотрите зимнюю картину. Что на ней изображено? Давайте придумаем небольшой рассказ.

1. Какое время года наступило? 
2.Чем укрыта земля? 
3. Чем украшены деревья? 
4. Кто прыгает с ветки с ветки? 
5. Кто стучит по дереву? 
- А как можно озаглавить наш рассказ? 
Запишите в тетрадь 1 группа - 3 предложения, а 2 группа - 2 предложения. 
Обозначьте в них одушевленные и неодушевленные существительные. 
Перед вами текст. Спишите аккуратно и без ошибок. 

5. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечаете.

• Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (нет) 
• Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными (да). 
• Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (да). 
• Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (нет, отвечают на вопрос что?) 
• Слова, называющие людей –одуш. сущ. (да). 
• Слова, называющие животных – неод. (нет, одуш. сущ) 
Слова, называющие растения- одуш. (нет, неодуш. сущ) 

6.Рефлексия. 
Итак, что мы вспомнили?

- что называется именем существительным, почему у существительного два вопроса
-Узнали какие имена существительные одушевленные, а какие неодушевленные 
-Научились находить имена существительные, употреблять в речи, грамотно делить имена существительные на одушевленные и неодушевленные, писать без ошибок. 
7.Итог урока. 
Домашнее задание

Выполнить упражнение 167 на стр.106
На этом наш урок подошел к концу, спасибо всем!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!