Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Класс: 5
Цель: Дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов.
Задачи:
1. Способствовать совершенствованию умений учащихся классифицировать имена существительные на одушевленные и неодушевленные.
2. Развивать каллиграфические навыки, прививать основы орфографической грамотности, умение выслушивать мнение товарищей, активизировать словарный запас.
3. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.
Оборудование: презентация, карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока
1.Организационный момент.
Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощником вам будет внимание, находчивость, смекалка.
Настрой: Проверьте, вы,
Готовы начать урок?
Все на месте, все в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки!
Тихо сели.
И к уроку всё готово!
-Давайте вспомним, какую большую тему мы начали изучать? (Имя существительное).
- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном.
Ответьте мне пожалуйста: имя существительное – это часть речи или часть слова? (Часть речи).
Молодцы!
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает-------------.(предмет)
Имя существительное отвечает на вопросы--------и----------? (кто? что?)
Молодцы!
-Следующее задание
Вам даны слова, найдите среди них имена существительные и запишите их в два столбика.
-На какие две группы мы разделим данные слова? (кто? что? живые и неживые предметы)
- Как же могут называться существительные, отвечающие на вопрос: кто? Одушевленные
- Как называются существительные, отвечающие на вопрос: что? Неодушевленные
Итак, как же называется тема нашего урока?
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
2.(работа в тетрадях, запись числа, классная работа, тема урока)
- Верно. Как вы думаете над чем нам предстоит поработать? Нам нужно поработать над различием имен существительных одушевленных от неодушевленных. Мы уже с вами вспомнили…
-Что называется именем существительным, почему у существительного два вопроса
-Узнаем какие имена существительные одушевленные, а какие неодушевленные
-Научимся находить имена существительные, употреблять в речи, делить имена существительные на одушевленные и неодушевленные.
3.Работа по теме урока.
- Давайте отгадаем загадки. И еще мы должны вспомнить, как они пишутся.
1.Летом по лесу гуляет
А зимой в берлоге отдыхает. (медведь)
2. Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (заяц)
3. В птичник повадится - жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (лиса)
4. Вертится , стрекочет, весь день хлопочет. (сорока)
5. Зимой синий лежит на деревьях, проводах.(иней) .
Скажите, а отгадки какими словами являются? Отгадки являются словарными словами.(Самостоятельно вставьте пропущенные буквы, запишите слова, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную)
- А теперь проверим . (проверка со слайдом)
- На какие две группы мы разделим данные слова? (кто? что? одушевленные и неодушевлённые.)
- Отметим одушевленные и неодушевленные существительные так: одуш., неодуш.
Гимнастика для глаз.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
- Ребята, почему одни существительные отвечают на вопрос: кто?
Эти существительные обозначают живой предмет.
- Почему другие существительные отвечают на вопрос: что?
Они обозначают неживой предмет.
- Ребята, объясните, а как вы понимаете, что такое живой предмет, неживой предмет?
Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот.
- Какие новые знания мы уже открыли на уроке?
- Ответы детей:
На уроке мы открыли то, что имена существительные, которые
отвечают на вопрос: кто?, обозначающие живой предмет, наделенные в разной степени душевными переживаниями, могут сами передвигаться, … называются одушевленными.
Имена существительные, которые отвечают на вопрос: что?, обозначающие неживой предмет, не наделенные душевными переживаниями, сами не передвигаются, … называются неодушевленными.
- Молодцы! А чему еще должны научиться?
Различать одушевленные и неодушевленные существительные.
4. А теперь откроем учебник на с.104, прочитаем правило, данное в нем.
Сегодня мы учимся различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
- Пользуясь правилом, выполним упражнение 165 на странице 104.
- Читаем задание. Объяснение орфограмм.
- Выполним задание так:
- 1 вариант выписывает одушевленные существительные.
- 2 вариант - неодушевленные существительные. К доске пойдет с 1 варианта Настя, со 2 Дима.
- Проверим.
мастер мастерок
мастерица поездка
подмастерье езда
ездок поезд
грибник
скворец гриб
скворчонок грибок
скворушка
грибница
скворечня
Вывод: Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевленные.
Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.(проверка. оценивание.
Физминутка.
Если услышите существительное одушевленное, то присядьте, неодушевленное хлопок в ладоши.
парта девочка мороз ягода
собака машина воробей мама летит
дождь рыба солнышко бабочка врач
ежик берёза белая слоненок
Молодцы!
- Давайте поработаем все вместе, ведь недаром говорят «Один ум хорошо, а два лучше».
- Как вы объясните пословицу?
- Рассмотрите зимнюю картину. Что на ней изображено? Давайте придумаем небольшой рассказ.
1. Какое время года наступило?
2.Чем укрыта земля?
3. Чем украшены деревья?
4. Кто прыгает с ветки с ветки?
5. Кто стучит по дереву?
- А как можно озаглавить наш рассказ?
Запишите в тетрадь 1 группа - 3 предложения, а 2 группа - 2 предложения.
Обозначьте в них одушевленные и неодушевленные существительные.
Перед вами текст. Спишите аккуратно и без ошибок.
5. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечаете.
• Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (нет)
• Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными (да).
• Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (да).
• Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (нет, отвечают на вопрос что?)
• Слова, называющие людей –одуш. сущ. (да).
• Слова, называющие животных – неод. (нет, одуш. сущ)
Слова, называющие растения- одуш. (нет, неодуш. сущ)
6.Рефлексия.
Итак, что мы вспомнили?
- что называется именем существительным, почему у существительного два вопроса
-Узнали какие имена существительные одушевленные, а какие неодушевленные
-Научились находить имена существительные, употреблять в речи, грамотно делить имена существительные на одушевленные и неодушевленные, писать без ошибок.
7.Итог урока.
Домашнее задание
Выполнить упражнение 167 на стр.106
На этом наш урок подошел к концу, спасибо всем!