Класс, предмет, УМК | 3 класс, русский язык, «Школа России» |
Тема | Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
Педагогические цели | Способствование формированию у учащихся умения выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные имена существительные (по вопросу и по значению) |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения |
Личностные результаты | Осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, активность, удивление, желание получить новые знания |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделят и формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; логические – осуществляют анализ слова; выделяют существенные признаки частей речи; устанавливают аналогии. Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; осуществляют взаимный контроль; оказывают в сотрудничестве взаимопомощь. |
Формы обучения | Фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах |
Методы обучения | Словесные, наглядные, практические. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Имя существительное Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
Этап урока, время | Методы формы работы | Содержание урока | Деятельность учащихся | Компетент-ность (УУД) |
Организационный этап, 1-2 мин. | Метод стимулирования | - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Я Алсу Галимулловна . Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Повторяем за мной речевую зарядку: За, за, за-за окном царит зима. Щу, щу, щу- но я нисколько не грущу. Жу, жу, жу- в тёплом классе я сижу. Лю,лю,лю- и улыбку всем дарю! -Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. Ребята, перед вами лежат вот такие (Слайд 1) листки самооценки, где вы будете ставить оценки сами себе. | Настраиваются на урок. Записывают число, классная работа в тетради Лист самооценки.(на партах) | Коммуникативная социальная |
Актуализация опорных знаний, 5-6 мин. | Словесный метод: беседа, эвристическая беседа | Слайд2 (На экране слова.) Посмотрите внимательно и подумайте. Какое задание можно выполнить? Учит . ль Газ . та М .рковь За . ц В .рона Б . рёза Гал .рея П . тух К .рова М . шина С .пог Р . бята Молодцы,работаем, советуясь в группе . 1 группа работает с первым столбиком. 2 группа со вторым столбиком. 3слайд.Проверка. Как мы называем такие слова?(словарные) (Молодцы вы хорошо знаете словарные слова, поставьте на листках самооценки плюсы и минусы). - Какой частью речи являются слова? - Докажите, что это имена существительные. | Вставить пропущенные буквы. Учитель Газета Заяц Морковь Ворона Берёза Ребята Галерея Корова Машина Петух Сапог Записывают слова на листочках. Проверяют себя по слайду. Ставят на +,-, соответствующие количеству сделанных ошибок. Существительные. Отвечаю на вопросы: Кто? Что? У них есть 3 склонения; обозначают предмет, явление и т.д. | Предметные учебные действия |
Целеполагание, 2-3 мин. | Словесный метод: беседа, учебная дискуссия. | - На какие две группы можно разделить слова? - Что объединяет слова первой группы? - Что объединяет слова второй группы? -Какую группу имён существительных назовём одушевлёнными? - Какую группу имён сущ. назовём неодуш.? - Определите тему урока. (4 слайд) -Какие задачи вы поставите перед собой? | Слова, отвечающие на вопрос: кто? И на вопрос: что? Здесь все живое. Здесь все неживое. Где все живое. Где все неживое. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые Я бы хотел научиться... | Умение ставить цели, планировать работу |
Открытие нового знания, 5 мин. | Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации, дидактическая игра, моделирование, учебная дискуссия ФИЗМИНУТКА | - На какой вопрос отвечают имена существительные, обозначающие людей и животных? Вспомните новые понятия, к какому из них будут относиться эти существительные? (А что мы относим к неодуш.? Повторить и закрепить правило вы можете по учебнику. Откроете учебник на с. 12 у прочитайте рубрику «Внимание». Дети , нам Нужно составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное. 5 слайд АЛГОРИТМ. - Что мы делаем в первую очередь со словом? - Как узнать какой частью речи является слово? - Что остается? Вопрос задали, часть речи узнали. ФИЗМИНУТКА | Кто? К одушевлённым. Существительные, которые отвечают на вопрос: Что? Да Произносят слова. Выдвигают гипотезы. Одуш-ое – то что дышит, живет. Неодуш-ое – не дышит, не живет. Читаем Задаем вопрос Определить одуш/ неодуш. | Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать. |
Практическая работа. | 6 слайд. Внимание на экран. Задание: Разделите слова на 2 группы по теме урока. мышка, гусеница, норка, лисички. - - А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась ученица 3- класса. - Что вы заметили? Почему слова в 2 столбика? (ученица сомневалась, не знала куда записать) - Давайте решать эту проблему. Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка? мышка животное компьютерная гусеница насекомое танка Теперь разберем слово – гусеница, а потом лисичка и норка. - От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении) - Как называются такие слова? (многозначные) -Как можно узнать одуш. это предмет или неодуш? - А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов? (киви - птица и фрукт, класс - помещение и группа учеников, лисичка – гриб и животное, ласка – животное и проявление нежности, бабочка – насекомое и галстук) Д/з: Доделайте это дома. Кто больше напишет? Оцените свою работу в группах. 7 слайд: Прочитайте слова. Какой вопрос поставим к этим словам? Данные существительные одуш. или неодуш. Ггерои литературных произведений (рассказов, повестей и т.д.), прочитанных вами. К какому разряду существительных (одушевлённым или неодушевленным) относятся имена героев русских волшебных сказок (Баба-Яга, Кащей Бессмертный)? ...названия фигур в шашках, шахматах (дамка, пешка; конь, ферзь)? ...наименования объектов религиозного культа (Бог, ангел, святой и др.; домовой, водяной, леший) ...наименования микроорганизмов в профессиональной речи (инфузория–туфелька, микроб) ...обозначения (характеристики) людей через названия предметов (тряпка, тюфяк, пенёк и др.) обозначения мёртвых (покойник, мертвец; труп) Во всех случаях речь идёт об одушевлённых предметах | Читают задание, выполняют его устно. Приводят свои примеры. Записывают примеры у доски и в тетради. Работают в группе. Распределяют слова в 2 столбика, определяют род сущ.. Один читает свои столбики, остальные проверяют и исправляют. Оценивают себя. Составить предложение. | Умение организовывать, контролировать УД |
Закрепление знаний, 4-5 мин. | Практические методы: упражнение, практическая работа. | Сейчас мы проверим, как хорошо вы усвоили новые понятия. Выполните тест самостоятельно. - Проверьте себя. Сравните свои ответы с ответами на слайде. Оцените себя по известной вам шкале. | Самостоятельно выполняют тестовые задания. Проверяют по слайду. Оценивают свою работу. | Умение систематизи-ровать, обобщать изученное. |
Итог урока, 2-3 мин. | Рефлексия Словесный метод: беседа, объяснение. | -Какие новые понятия услышали? -Чему учились на уроке? -Как определить одушевлённость существительного? | Одуш-ый –живое, не одуше-ный –не живое. Определять какие из существительных являются одуш-ми или не одуш-ми. Задать вопрос. | Умение анализировать достижение цели |
Рефлексия, 1-2 мин. | Словесный метод: беседа. Иллюстративный -наглядный | -Оцените свою работу на уроке .4+-это «5» 2-3+- это «4» Меньше-это мы постараемся… | | Умение анализировать достижение цели |
| | Спасибо вам за урок. | | |