Урок русского языка во 2 классе. Учитель: Александрова Ольга Александровна.
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивиро-вание к учебной деятельности. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. -Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте, всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо,- под рукой! - Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | |
II. Словарно- орфографическая работа. | Фронтальная. Словесный, практический. Письмо. | Даёт задание работающим у доски. - Ребята, работающие у доски, будут разгадывать ребусы, записывать слова, выделяя орфограммы и ставя ударение. Могут пользоваться орфографическими словарями и помогать друг другу. II.Работает с классом. Показ слайдов 2,3,4,5,6. Слова: Огурец, помидор, картофель, морковь | Работающие у доски с ребусами (3 человека): отгадывают зашифрованные в ребусах словарные слова, проверяют (в случае необходимос-ти) их написание в орфографическом словаре, записывают их в столбики: ворона капуста коньки корова малина пальто платок собака ученик Основная группа: учащиеся работают с учителем по слайдам 2,3,4,5,6; повторяют написание слов с непроверяемыми орфограммами, показывают сигнальные карточки с буквами. | Совершенствуют навыки разгадывания ребусов. Усваивают написание непроверяемых слов, отрабатывают умение быстро находить слова в орфографическом словаре. Контролируют работу партнёров. Отрабатывают знания словарных слов. | Письмо. |
III. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо. | -Какие буквы были пропущены в словах? ---Вспомним правильное написание этих букв. Слайд 7. - Запишите эти буквы в тетрадь. -А теперь запишем по памяти слова, написание которых мы повторили Проверка. Слайд 8. | Отвечают на вопросы учителя (гласные) Прописывают буквы в воздухе, ориентируясь на интерактивную ручку. Записывают в тетрадь Записывают в тетрадь по памяти слова: Огурец, помидор, карто-фель, морковь, выделяют в них орфограмму, ставят ударение. | Вырабатывают каллиграфический почерк. Вырабатывают правильность написания непроверяемых слов. | Письмо |
VI. Актуализация знаний. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | -Какой частью речи являются эти слова? Почему? -Почему эта часть речи получила такое название? -Откуда вы об этом узнали? -Что вы узнали о лексических значениях имён существительных? -В какую группу можно объединить записанные вами слова? -Дополните эту группу другими словами из словаря, запишите их, проверьте друг у друга. | Отвечают на вопросы: -Существительное. Обозначают предмет, отвечают на вопрос: что? -Имена существи-тельные получили такое название потому, что обозна-чают всякий предмет, который существует в окружающем нас мире. -В учебнике на страничке для любознательных с.47.В статье о значении имён существительных. -Они разнообразны. -Овощи. Предполагаемые слова: капуста, горох | | Беседа по вопросам. Письмо. |
V.Физкульт-минутка. | Коллективная. Практический. | Физминутка для глаз : - Прилетела бабочка, села на указку. Попытайтесь вслед за ней пробежаться глазками | Выполняют движения глазами, следя за указкой учителя. | Осуществляют профилактику переутомления. | Правильное выполнение движений. |
VI. Постановка учебной задачи (проблема) | Фронтальная. Словесный. Беседа.Письмо. | -Проверим работу ребят, разгадывающих ребусы. Слайд 9. (На слайде дублируются три столбика слов, которые записали дети на доске) -Какой частью речи являются записанные слова? Докажите. На слайде постепенно появляются записи: Имя существительное. Кто? Что? -Разделите все эти существительные на две группы. Обсудите этот вопрос в парах. Запишите в два столбика -Какие имена существительные в первой группе? Во второй. По какому признаку вы их сгруппировали? Выдвигает проблему. - Почему же одни существительные отвечают на вопрос кто?, а другие –на вопрос что? - Прочитайте тему и сформулируйте цель урока. | Проверяют слова. Оценивают правильность написания. Отвечают на вопросы. - Имя существитель-ное. - Обозначают предмет, отвечают на вопросы: кто? что? - В первой группе существительные, отвечающие на вопрос кто?, во второй группе – на вопрос что? Записывают слова в 2 столбика - Одни обозначают живые существа, а другие неживые предметы. Читают, предлагают формулировки цели урока. | Принимают учебную задачу, сформулированную с помощью учителя. Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем. | |
VII. Усвоение новых знаний и способов действий. 1.Работа с правилом. | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа | Организует работу с правилами, проводит беседу по их содержанию. -Прочитайте правило от тётушки Совы на с. 48 -Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? - Прочитайте правило от тётушки Совы на с.51. - Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что? | Читают правила, находят в тексте правил ответы на вопросы учителя. | Усваивают и воспроизводят правило, приводят примеры. | |
2. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? Упр.80 на стр.48. | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо. | Формулирует задание. -Прочитайте стихотворение. Назовите его. -Найдите в предложениях имена существитель-ные. Кого так называют? -Запишите имена существительные так, чтобы они отвечали на вопрос кто? Проверяет правильность выполнения. Слайд 11 | Читают стихотворение. Отвечают на вопрос. Находят имена существительные. Изменяют форму слов, записывают по образцу. | Находят существительные. Объясняют лексическое значение слов – имён существительных, обозначающих профессии людей. Умеют выполнять действия по алгоритму. | Упражнение |
3.Классифика-ция слов- оду-шевлённых имён сущест-вительных(упр81) | Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо. | Организует работу с упражнением, контролирует его выполнение. Задание: подобрать к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по два слова и записать их. Фронтальная проверка. | Подбирают слова к каждой группе. Записывают одну группу слов по выбору. Составляют предложение. | Осуществляют классификацию слов, обозначающих одушевлённые предметы. Контролируют действия партнёра. Объясняют признаки группировки слов, применяют правило. | Упражнение |
4.Классификация. Игра «Кто или что?» | Словесный, практический. Дидактическая игра. | Называет имена существительные: Мяч, собака, комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, хитрец, девочка. | Уч.-ся поднимают руки вверх, если это одушевленные им. существительные, и хлопают в ладоши, если названы неодушевленные им. существительные.) | Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, выполняют условные движения. | Правиль-ность выпол-нения. |
5. Классифика-ция Дидактическая игра – соревнование «Фотограф» | Индивидуальная, групповая. Словесный, практический, проблемный. Чтение, беседа, письмо.Дидактическая игра. | Даёт инструкцию по выполнению задания. -Представьте, что вы фотографы. Слайд 12. -Сфотографируем те предметы, названия которых отвечают на вопрос кто? На ваших столах лежат картинки.(см. прил.) Обведите объект. Запишите его название с вопросом. Кто? …, …, … . Цель: как можно больше «сфотографировать» предметов | Принимают учебную задачу. Определяются в группу, работают сообща. Один ученик делает запись на предложенном листе, остальные в тетрадях. Отчитываются о проделанной работе с использованием документ камеры. | Открыто осмысливают, применяют на практике полученные знания. осуществляют метапредметные связи | Дидакти-ческая игра. |
VIII. Физкульт минутка | Коллективная. Практический | Электронная физминутка Слайд13 | Дублируют движения героев мультзарядки. | Осуществляют профилактику утомления. | |
IX. Закрепление знаний и способов действий. 1.Работа в рабочей тетради (№52,53). | Парная, индивидуальный. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо. | Ребята оцените свои возможности, знания и выберите одно из двух упражнений в рабочей тетради на странице 25, №52, №53 Уровень1. №52 - Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Перед каждым словом запишите вопрос. Обозначьте ударение в словах. Уровень2 №53 -Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Разделите имена существительные на две группы: одушевлённые и неодушевлённые. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень. | Делятся на пары. Вставляют пропущенные буквы. Записывают вопросы. Обозначают ударения в словах. Выбирают слова, отвечающие на вопросы; кто?что? Выписывают однокореные слова. | Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно задают к ним вопросы. Умеют ставить ударения. Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Распознают однокоренные слова. Выделяют корень. | Упражнение |
X. Рефлексия учебной деятельности. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | - Когда работа завершена, важно оценить её результаты (определить все минусы и плюсы). Если допущены ошибки, нужно их исправить и больше не повторять. Слайд14. -Просит закончить фразы, отражающие отношение ученика к происходящему на уроке. Сегодня на уроке я научился … Мне понравилось … Было интересно … Эти знания мне пригодятся … Своей работой я … (доволен, не доволен) - Оцените свою деятельность на уроке на карточке. (см. прил) Благодарит за урок. | Дополняют предложения. Заполняют карточки. | Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам, саморегуля-ция. |
XI. Домашнее задание | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Упражнение 83 стр. 49. Задание дается дифференцировано. | Записывают домашнее задание, слушают учителя. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. | |