СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Урок русского языка во 2 классе. Учитель: Александрова Ольга Александровна.

Тема

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Педагогическая цель

Способствовать ознакомлению с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными, развитию умения различать одушевлённые имена существительные с опорой на вопрос кто?, подбирать примеры таких существительных.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Находить в тексте имена существительные в разных формах; изменять имена существительные, ставить в начальную форму; выделять имена существительные, отвечающие на вопрос кто?; знать, какие имена существительные относятся к одушевлённым; приводить примеры одушевлённых имён существительных.

Личностные результаты

Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; осознают важность труда, проявляют трудолюбие, старание при выполнении любой работы.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Познавательные: общеучебные - извлекают информацию из учебного текста; логические - анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, осуществляют взаимодействие при работе в парах, группах, строят понятные для партнера высказывания.

Основное содержание темы, понятие и термины

Одушевлённые имена существительные, профессии и люди труда.

Образовательные ресурсы

Учебник для 2 класса «Русский язык» часть 2, автор В.П. Канакина, М., «Прсвещение»2013г., презентация к уроку, картинки с ребусами, картинки для дидактического задания, орфографические словари, карточки с буквами,







Сценарий урока



Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивиро-вание к учебной деятельности.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

-Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте, всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо,- под рукой!

- Проверим готовность к уроку.


Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.



II. Словарно- орфографическая работа.

Фронтальная. Словесный, практический. Письмо.



  1. Даёт задание работающим у доски.

- Ребята, работающие у доски, будут разгадывать ребусы, записывать слова, выделяя орфограммы и ставя ударение.

Могут пользоваться орфографическими словарями и помогать друг другу.

















II.Работает с классом.

Показ слайдов 2,3,4,5,6. Слова: Огурец, помидор, картофель, морковь

Работающие у доски с ребусами (3 человека): отгадывают зашифрованные в ребусах словарные слова, проверяют (в случае необходимос-ти) их написание в орфографическом словаре, записывают их в столбики:

ворона

капуста

коньки


корова

малина

пальто


платок

собака

ученик

Основная группа: учащиеся работают с учителем по слайдам 2,3,4,5,6; повторяют написание слов с непроверяемыми орфограммами, показывают сигнальные карточки с буквами.

Совершенствуют навыки разгадывания ребусов.

Усваивают написание непроверяемых слов, отрабатывают умение быстро находить слова в орфографическом словаре. Контролируют работу партнёров.













Отрабатывают знания словарных слов.

Письмо.

III. Чистописание

Индивидуальная. Практический. Письмо.

-Какие буквы были пропущены в словах? ---Вспомним правильное написание этих букв. Слайд 7.

- Запишите эти буквы в тетрадь.





-А теперь запишем по памяти слова, написание которых мы повторили






Проверка. Слайд 8.


Отвечают на вопросы учителя (гласные)

Прописывают буквы в воздухе, ориентируясь на интерактивную ручку. Записывают в тетрадь


Записывают в тетрадь по памяти слова: Огурец, помидор, карто-фель, морковь, выделяют в них орфограмму, ставят ударение.



Вырабатывают каллиграфический почерк.







Вырабатывают правильность написания непроверяемых слов.

Письмо

VI. Актуализация знаний.



Фронтальная. Словесный.

Беседа.



-Какой частью речи являются эти слова? Почему?




-Почему эта часть речи получила такое название?







-Откуда вы об этом узнали?






-Что вы узнали о лексических значениях имён существительных?

-В какую группу можно объединить записанные вами слова?


-Дополните эту группу другими словами из словаря, запишите их, проверьте друг у друга.

Отвечают на вопросы:

-Существительное. Обозначают предмет, отвечают на вопрос: что?


-Имена существи-тельные получили такое название потому, что обозна-чают всякий предмет, который существует в окружающем нас мире.

-В учебнике на страничке для любознательных с.47.В статье о значении имён существительных.

-Они разнообразны.


-Овощи.



Предполагаемые слова: капуста, горох


Беседа по вопросам.























Письмо.

V.Физкульт-минутка.

Коллективная.

Практический.

Физминутка для глаз :

- Прилетела бабочка, села на указку. Попытайтесь вслед за ней пробежаться глазками





Выполняют движения глазами, следя за указкой учителя.


Осуществляют профилактику переутомления.

Правильное выполнение движений.

VI. Постановка учебной задачи (проблема)


Фронтальная. Словесный.

Беседа.Письмо.





-Проверим работу ребят, разгадывающих ребусы.

Слайд 9.

(На слайде дублируются три столбика слов, которые записали дети на доске)


-Какой частью речи являются записанные слова? Докажите.

На слайде постепенно появляются записи:

Имя существительное.

Кто? Что?

-Разделите все эти существительные на две группы. Обсудите этот вопрос в парах. Запишите в два столбика

-Какие имена существительные в первой группе? Во второй. По какому признаку вы их сгруппировали?




Выдвигает проблему.

- Почему же одни существительные отвечают на вопрос кто?, а другие –на вопрос что?


- Прочитайте тему и сформулируйте цель урока.

Проверяют слова. Оценивают правильность написания.



Отвечают на вопросы.

- Имя существитель-ное.

- Обозначают предмет, отвечают на вопросы: кто? что?

- В первой группе существительные, отвечающие на вопрос кто?, во второй группе – на вопрос что?

Записывают слова в 2 столбика


- Одни обозначают живые существа, а другие неживые предметы.

Читают, предлагают формулировки цели урока.


Принимают учебную задачу, сформулированную с помощью учителя.


















Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем.


VII. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Работа с правилом.


Фронтальная. Словесный, практический.

Чтение, беседа

Организует работу с правилами, проводит беседу по их содержанию.

-Прочитайте правило от тётушки Совы на с. 48

-Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

- Прочитайте правило от тётушки Совы на с.51.

- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что?


Читают правила, находят в тексте правил ответы на вопросы учителя.


Усваивают и воспроизводят правило, приводят примеры.



2. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? Упр.80 на стр.48.


Фронтальная. Словесный, практический.

Чтение, беседа, письмо.



Формулирует задание.

-Прочитайте стихотворение. Назовите его.

-Найдите в предложениях имена существитель-ные. Кого так называют?

-Запишите имена существительные так, чтобы

они отвечали на вопрос кто?


Проверяет правильность выполнения. Слайд 11


Читают стихотворение. Отвечают на вопрос. Находят имена существительные.

Изменяют форму слов, записывают по образцу.


Находят существительные. Объясняют лексическое значение слов – имён существительных, обозначающих профессии людей. Умеют выполнять действия по алгоритму.


Упражнение


3.Классифика-ция слов- оду-шевлённых имён сущест-вительных(упр81)



Парная, индивидуальная.

Словесный, практический.

Чтение, беседа, письмо.


Организует работу с упражнением, контролирует его выполнение.

Задание: подобрать к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по два слова и записать их.

Фронтальная проверка.


Подбирают слова к каждой группе. Записывают одну группу слов по выбору. Составляют предложение.



Осуществляют классификацию слов, обозначающих одушевлённые предметы. Контролируют действия партнёра. Объясняют признаки группировки слов, применяют правило.


Упражнение

4.Классификация. Игра «Кто или что?»

Словесный, практический.

Дидактическая игра.

Называет имена существительные:

Мяч, собака, комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, хитрец, девочка.

Уч.-ся поднимают руки вверх, если это одушевленные им. существительные, и хлопают в ладоши, если названы неодушевленные им. существительные.)



Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, выполняют условные движения.

Правиль-ность выпол-нения.

5. Классифика-ция Дидактическая игра – соревнование

«Фотограф»










Индивидуальная, групповая. Словесный, практический, проблемный. Чтение, беседа, письмо.Дидактическая игра.

Даёт инструкцию по выполнению задания.

-Представьте, что вы фотографы.

Слайд 12.

-Сфотографируем те предметы, названия которых отвечают на вопрос кто?

На ваших столах лежат картинки.(см. прил.)

  1. Обведите объект.

  2. Запишите его название с вопросом.

  3. Кто? …, …, … .

Цель: как можно больше

«сфотографировать» предметов

Принимают учебную задачу.

Определяются в группу, работают сообща.

Один ученик делает запись на предложенном листе, остальные в тетрадях. Отчитываются о проделанной работе с использованием документ камеры.

Открыто осмысливают, применяют на практике полученные знания.

осуществляют метапредметные связи





Дидакти-ческая игра.






VIII. Физкульт

минутка

Коллективная. Практический

Электронная физминутка

Слайд13





Дублируют движения героев мультзарядки.

Осуществляют профилактику утомления.


IX. Закрепление знаний и способов действий.

1.Работа в рабочей тетради (№52,53).










Парная, индивидуальный.

Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо.


Ребята оцените свои возможности, знания и выберите одно из двух упражнений в рабочей тетради на странице 25, №52, №53


Уровень1.

№52

- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Перед каждым словом запишите вопрос. Обозначьте ударение в словах.





Уровень2

№53

-Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Разделите имена существительные на две группы: одушевлённые и неодушевлённые. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.


Делятся на пары.




Вставляют пропущенные буквы. Записывают вопросы. Обозначают ударения в словах.




Выбирают слова, отвечающие на вопросы; кто?что?

Выписывают однокореные слова.

Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно задают к ним вопросы. Умеют ставить ударения.






Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Распознают однокоренные слова. Выделяют корень.

Упражнение














X. Рефлексия учебной деятельности.

Фронтальная. Словесный. Беседа.

- Когда работа завершена, важно оценить её результаты (определить все минусы и плюсы). Если допущены ошибки, нужно их исправить и больше не повторять. Слайд14.

-Просит закончить фразы, отражающие отношение ученика к происходящему на уроке.

Сегодня на уроке я научился …

Мне понравилось …

Было интересно …

Эти знания мне пригодятся …

Своей работой я … (доволен, не доволен)

- Оцените свою деятельность на уроке на карточке. (см. прил)

Благодарит за урок.













Дополняют предложения.



Заполняют карточки.



Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам, саморегуля-ция.

XI. Домашнее задание

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Упражнение 83 стр. 49. Задание дается дифференцировано.

Записывают домашнее задание, слушают учителя.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.