Цель- знакомство с особенностями росписи дымковской игрушки.
- развивать способность анализировать, делать выводы, ставить причинно-следственные связи;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, терпение в работе, самостоятельность;
Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический.
Планируемый результат: дети узнают, как расписывается стиль дымковских игрушек на примере дымковской барышни, чтобы применять знания на практике.
Деятельность педагога | Деятельность обучающегося |
-На прошлом занятии вы лепили из глины дымковскую барышню и сегодня ваша задача её расписать. Задается проблемный вопрос: - Кто знает, почему она так называется? А хотите узнать? | Пытаются ответить на вопрос. Хотят узнать почему так называется игрушка. |
Дымковская игрушка называется так, потому что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Вятки. Дымково - от слова дымок, он шел тогда, когда игрушку обжигали. | Узнают происхождение дымковских игрушек. |
Показываю готовую дымковскую барышню. - Посмотрите на игрушку и ответьте на вопрос, с чего мы начнем расписывать её? -Да, сначала мы будем покрывать ее белой краской. Раньше покрывали дымковские игрушки белым слоем мела, разведённым на молоке, а в наше время используют гуашевые краски, темперные или специальные краски для керамики. | Отвечают на вопрос: - Сначала покроем игрушку белой краской. |
-Какие цвета красок вы наблюдаете при росписи дымковских игрушек? - Верно, при росписи игрушки используют 4-8 цветов. | Отвечают на вопрос: -Синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, голубая, зеленая, черная коричневая. |
В оформлении такой игрушки есть своя последовательность. Как раньше мы выяснили сначала покрываем полностью игрушку белым цветом. После того, как она высохнет, рисуем черным или коричневым волосы, брови и глаза. Красным или оранжевым обозначают рот и щёки. Шляпка и рубаха обычно расписывается одним полностью одним цветом, можно добавить небольшие узоры. И вот в конце самое красочное выполняется роспись юбки различными орнаментами. | Узнают последовательность росписи дымковской барышни. |
Расписывая юбку, важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба. | Узнают, как расписывают юбки дымковской барышни. |
Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. У нас есть круги и полосочки, как из них сделать узор? Какими они должны быть? Как располагаться? Из полосок можно изобразить узоры в клеточку. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Есть солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей. Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага. |
Вот мы узнали, как расписывается дымковская барышня, эти знания мы будем применять на практической работе. | Узнают применение новых знаний. |