СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 5

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12109

Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние?

        2.  Тип 2 № 35142

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  овсянка обыкновенная

Б)  купальница европейская

В)  палочка Коха

Г)  опенок луговой

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 39010

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Двудольные

2)  род Донник

3)  вид Донник лекарственный

4)  семейство Бобовые

5)  отдел Цветковые

        4.  Тип 4 № 39065

Изучите график, отражающий зависимость скорости движения мальков рыбок от времени (по оси х отложено время (ч), а по оси у  — скорость движения (мм/с)). Какие два из приведенных описаний характеризуют данную зависимость?

Скорость движения мальков:

1)  имеет периоды роста и периоды снижения;

2)  минимальна на 72-м часу наблюдения;

3)  линейно возрастает в период с 54-го по 58-й час;

4)  не изменяется с 48-го по 60-й час;

5)  линейно растет с 12-го по 24-й час.

        5.  Тип 5 № 987

Расположите в правильном порядке кости задних конечностей птицы, начиная от позвоночника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  цевка

2)  кость голени

3)  фаланги пальцев

4)  бедренная кость

        6.  Тип 6 № 35111

Витя разработал эксперимент по изучению влияния раствора поваренной соли на рост растений. Для того чтобы приготовить водный раствор поваренной соли в лаборатории, он должен воспользоваться:

 

1)  шпателем и колбой

2)  пипеткой и колбой

3)  колбой и предметным стеклом

4)  воронкой и пинцетом

        7.  Тип 7 № 39073

Известно, что пшеница твердая  — однолетнее светолюбивое растение, ведущая зерновая культура во многих странах мира. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам:

 

1)  Живет на открытых, хорошо освещаемых местах и плохо переносит длительное затенение.

2)  Глубина заделки семян  — от 5 см до 8 см, а срок посева  — с 10-го по 20-е  мая.

3)  Продолжительность вегетационного периода от посадки до созревания семени составляет от 80 до 90 дней.

4)  Цветки собраны в простые соцветия  — колоски, которые образуют сложные соцветия  — сложный колос.

5)  Оптимальной для роста растения является температура 25 °С.

6)  Мука из семян идет на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий.

        8.  Тип 8 № 407

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

 

Объект Функция
АТФ ...
Гемоглобин Транспорт газа

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  клеточный иммунитет

2)  хранение информации

3)  размножение

4)  накопление энергии

        9.  Тип 9 № 601

Какие признаки характерны для представителей класса Хрящевые рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  отсутствие жаберных крышек

2)  осевой скелет костный или костно-хрящевой

3)  отсутствие плавательного пузыря

4)  только наружное оплодотворение

5)  обитают в основном в реках, озерах, прудах

6)  обитают в морях и океанах

        10.  Тип 10 № 796

Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

 

Для образования органических веществ в листе необходима ___________ (А), которую растение получает из почвы с помощью ___________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению  — ___________ (В)  — по специальным клеткам проводящей ткани  — ___________ (Г)  — и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) атмосферное 2) вода 3) корень 4) корневое
5) побег 6) ситовидная трубка 7) сосуд 8) стебель

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 1373

Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животными, к которым эти признаки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  кровеносная система не замкнута

Б)  дышит через поверхность кожи

В)  имеет внешний скелет

Г)  имеет фасеточные глаза

Д)  гермафродит

Е)  тело разделено на одинаковые сегменты

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1)  пчела медоносная

2)  дождевой червь

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 1884

Верны ли следующие утверждения о грибах?

 

А.  Мицелий всех грибов представлен одноклеточными образованиями  — гифами.

Б.  Мицелий гриба растет только первые 3 года существования гриба.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 1408

Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, по форме края. При выполнении работы вам помогут линейка и карандаш.

 

А. Тип листа

1)  черешковый

2)  сидячий

 

Б. Жилкование листа

1)  параллельное

2)  дуговидное

3)  пальчатое

4)  перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

 

Д. Край листа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35291

Под каким номером изображен головной мозг человека?

        15.  Тип 15 № 1665

Какая из перечисленных желез участвует в регуляции водно-солевого обмена в организме человека?

 

1)  поджелудочная

2)  щитовидная

3)  надпочечник

4)  гипофиз

        16.  Тип 16 № 35326

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Слуховая труба.

2.  Среднее ухо.

3.  Вестибулярный аппарат.

4.  Зрительный нерв.

5.  Внутреннее ухо.

6.  Наружное ухо.

        17.  Тип 17 № 39091

Какие функции в организме человека контролируются симпатической нервной системой? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  усиливает вентиляцию легких

2)  уменьшает частоту сердечных сокращений

3)  снижает кровяное давление

4)  угнетает секрецию пищеварительных соков

5)  усиливает перистальтику кишечника

6)  расширяет зрачки

        18.  Тип 18 № 1242

Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  не имеют постоянной формы тела

Б)  в их состав входит белковое вещество гемоглобин

В)  переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела

Г)  обеспечивают иммунитет

Д)  в зрелом состоянии имеют ядро

 

 

 

ТИП КЛЕТОК КРОВИ

 

1)  эритроциты

2)  лейкоциты

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        19.  Тип 19 № 39195

 

Изучите фрагмент экосистемы пустыни, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания тушканчика.

 

Список характеристик:

1)  продуцент

2)  хищник

3)  консумент первого и второго порядков

4)  способствует сокращению численности насекомых

5)  пищевой конкурент суслика

6)  обитает в лесной подстилке

        20.  Тип 20 № 39196

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит заяц-толай. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 39228

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы пустыни. Как изменится численность скорпионов и тушканчиков, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности варанов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность скорпионов Численность тушканчиков
        22.  Тип 22 № 37107

Рассмотрите рисунок, иллюстрирующий один из способов вегетативного размножения комнатного растения. Как называют этот способ размножения растения? Сформулируйте одно из правил, которым должен руководствоваться человек, использующий такой способ размножения?

          23.  Тип 23 № 37118

Татьяна решила измерить содержание сахарозы в клубне картофеля. Для этого она поместила кусочки клубня картофеля одинакового размера в растворы сахарозы разной концентрации. Измерялась масса кусочков картофеля до погружения в раствор и после выдерживания в растворе в течение 2 часов. Оказалось, что при концентрации сахарозы от 0,1 и 0,2 моль/л масса кусочка картофеля увеличилась, при концентрации 0,3 моль/л не изменилась, а при концентрации 0,4 и 0,5 моль/л  — уменьшилась.

Какой эффект используется в данном опыте для определения концентрации сахарозы в клубне? Объясните, почему в растворах с концентрацией 0,4 и 0,5 моль/л масса кусочков уменьшилась?

          24.  Тип 24 № 959

 

МУХОМОР

 

Красный мухомор – крупный гриб высотой до 10–25 см. Шляпка гриба до 20 см в диаметре, сначала шаровидная, позже плоская ярко-красного или оранжево-красного цвета, обычно с белыми или желтоватыми «пятнами» – остатками покрывала. Ножка довольно тонкая, белая, с белым кольцом и вздутием у основания. Белая мякоть почти без запаха и вкуса, ядовитая. Мухомор можно встретить с июля до заморозков по всем хвойным и лиственным лесам, особенно под березой, елью и сосной.

 

По характеру питания грибы приближаются к животным, но способ питания (не заглатывание, а всасывание) и неограниченный рост делают их похожими на растения. Гриб живет за счет разлагающихся растительных остатков, поэтому самая главная часть гриба и не попадает вам в руки, а остается в земле в виде разветвленных белых нитей. А то, что вы держите в руках, есть только часть гриба, его орган размножения, называемый плодовым телом.

 

Под микроскопом видно, что все плодовое тело гриба тоже состоит из бесконечного количества белых нитей гиф, спутанных в одну сплошную массу – грибницу, или мицелий.

 

Красный мухомор относится к группе грибов, которые вступают в сложное взаимодействие (симбиоз) с корнями деревьев, образуя микоризу. При этом в непосредственный контакт с корнями деревьев вступает грибница, находящаяся в почве. Здесь гриб получает от дерева органические вещества. Наружные свободные гифы гриба широко расходятся в почве от корня дерева, заменяя его корневые волоски. Эти свободные гифы получают из почвы воду, минеральные соли, а также растворимые органические вещества. Часть этих веществ поступает в корень дерева, а часть используется самим грибом на построение грибницы и плодовых тел.

 

Шляпка мухомора – место, где закладываются и созревают споры, которые нужно защищать от непогоды и других неприятностей. Спорами называют мелкие пылинки, которые высыпаются из-под шляпки грибов. Созрев, споры должны распространиться как можно дальше от родителя.

Используя содержание текста «Мухомор» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Каким образом могут распространяться споры мухомора и других грибов? Укажите все возможные способы.

2)  Что используют организмы, образующие микоризу?

3)  Почему грибы выделяют в отдельное царство?

          25.  Тип 25 № 1732

Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

 

Химический состав веществ, растворенных в морской воде и сыворотке крови

 

 

Химические элементы и их соединения Морская вода (%) Сыворотка крови (%)
Натрий (Na) 30,5 39,0
Магний (Mg) 3,8 0,5
Кальций (Ca) 1,2 1,0
Калий (K) 1,8 2,6
Хлор (Cl) 55,2 45,0
Кислород (O) 5,6 9,9
Другие элементы и соединения 1,9 2

 

1.  Каких химических элементов из числа приведенных в морской воде меньше, чем в сыворотке крови?

2.  Какой химический элемент, не относящийся к металлам, преобладает в составе морской воды и сыворотки крови?

3.  Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде?

          26.  Тип 26 № 39172

На третьей перемене в школьной столовой шестиклассница Маша на завтрак выбрала следующие блюда: кашу из овсяных хлопьев на воде, чай с сахаром и блины.

Используя данные таблиц 1, 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность выбранного завтрака?

2)  Насколько предложенное меню соответствует норме второго завтрака по белкам для 12-летней Маши, если вес девочки составляет 39 кг?

3)  В каком виде всасываются белки в организме подростка?

 

Таблица 1

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 2

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

 

 

 

Блюда Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Энергетическая

ценность (ккал)

Каша манная

на молоке

10,6 5,4 69,6 371,3
Каша из овсяных

хлопьев на воде

6,2 1,7 32,0 158,0
Морковь с сахаром 0,7 25,4 65,3
Кукурузные хлопья

с тертым яблоком

7,5 0,4 87,4 360,2
Творожная масса

с изюмом

21,0 5,0 15,6 185,0
Блины (по 2 шт.

в порции)

5,1 3,1 32,6 189,0
Сдобная булочка (50 г) 3,9 4,8 27,3 170,0
Чай с сахаром 0 0 14,0 68,0
Какао с молоком

и сахаром

8,7 37,6 60,5 138,3
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 5»

1.  Тип 1 № 12109

Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние?



2.  Тип 2 № 35142

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  овсянка обыкновенная

Б)  купальница европейская

В)  палочка Коха

Г)  опенок луговой

ЦАРСТВА

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 39010

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Двудольные

2)  род Донник

3)  вид Донник лекарственный

4)  семейство Бобовые

5)  отдел Цветковые

4.  Тип 4 № 39065

Изучите график, отражающий зависимость скорости движения мальков рыбок от времени (по оси х отложено время (ч), а по оси у  — скорость движения (мм/с)). Какие два из приведенных описаний характеризуют данную зависимость?

Скорость движения мальков:

1)  имеет периоды роста и периоды снижения;

2)  минимальна на 72-м часу наблюдения;

3)  линейно возрастает в период с 54-го по 58-й час;

4)  не изменяется с 48-го по 60-й час;

5)  линейно растет с 12-го по 24-й час.

5.  Тип 5 № 987

Расположите в правильном порядке кости задних конечностей птицы, начиная от позвоночника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  цевка

2)  кость голени

3)  фаланги пальцев

4)  бедренная кость

6.  Тип 6 № 35111

Витя разработал эксперимент по изучению влияния раствора поваренной соли на рост растений. Для того чтобы приготовить водный раствор поваренной соли в лаборатории, он должен воспользоваться:

 

1)  шпателем и колбой

2)  пипеткой и колбой

3)  колбой и предметным стеклом

4)  воронкой и пинцетом

7.  Тип 7 № 39073

Известно, что пшеница твердая  — однолетнее светолюбивое растение, ведущая зерновая культура во многих странах мира. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам:

 

1)  Живет на открытых, хорошо освещаемых местах и плохо переносит длительное затенение.

2)  Глубина заделки семян  — от 5 см до 8 см, а срок посева  — с 10-го по 20-е  мая.

3)  Продолжительность вегетационного периода от посадки до созревания семени составляет от 80 до 90 дней.

4)  Цветки собраны в простые соцветия  — колоски, которые образуют сложные соцветия  — сложный колос.

5)  Оптимальной для роста растения является температура 25 °С.

6)  Мука из семян идет на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий.

8.  Тип 8 № 407

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

Объект

Функция

АТФ

...

Гемоглобин

Транспорт газа

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  клеточный иммунитет

2)  хранение информации

3)  размножение

4)  накопление энергии

9.  Тип 9 № 601

Какие признаки характерны для представителей класса Хрящевые рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  отсутствие жаберных крышек

2)  осевой скелет костный или костно-хрящевой

3)  отсутствие плавательного пузыря

4)  только наружное оплодотворение

5)  обитают в основном в реках, озерах, прудах

6)  обитают в морях и океанах

10.  Тип 10 № 796

Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Для образования органических веществ в листе необходима ___________ (А), которую растение получает из почвы с помощью ___________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению  — ___________ (В)  — по специальным клеткам проводящей ткани  — ___________ (Г)  — и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) атмосферное

2) вода

3) корень

4) корневое

5) побег

6) ситовидная трубка

7) сосуд

8) стебель

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 1373

Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животными, к которым эти признаки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  кровеносная система не замкнута

Б)  дышит через поверхность кожи

В)  имеет внешний скелет

Г)  имеет фасеточные глаза

Д)  гермафродит

Е)  тело разделено на одинаковые сегменты

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)  пчела медоносная

2)  дождевой червь

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 1884

Верны ли следующие утверждения о грибах?

 

А.  Мицелий всех грибов представлен одноклеточными образованиями  — гифами.

Б.  Мицелий гриба растет только первые 3 года существования гриба.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 1408

Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, по форме края. При выполнении работы вам помогут линейка и карандаш.

 

А. Тип листа

1)  черешковый

2)  сидячий

 

Б. Жилкование листа

1)  параллельное

2)  дуговидное

3)  пальчатое

4)  перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

 

Д. Край листа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35291

Под каким номером изображен головной мозг человека?

15.  Тип 15 № 1665

Какая из перечисленных желез участвует в регуляции водно-солевого обмена в организме человека?

 

1)  поджелудочная

2)  щитовидная

3)  надпочечник

4)  гипофиз

16.  Тип 16 № 35326

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Слуховая труба.

2.  Среднее ухо.

3.  Вестибулярный аппарат.

4.  Зрительный нерв.

5.  Внутреннее ухо.

6.  Наружное ухо.

17.  Тип 17 № 39091

Какие функции в организме человека контролируются симпатической нервной системой? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  усиливает вентиляцию легких

2)  уменьшает частоту сердечных сокращений

3)  снижает кровяное давление

4)  угнетает секрецию пищеварительных соков

5)  усиливает перистальтику кишечника

6)  расширяет зрачки

18.  Тип 18 № 1242

Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  не имеют постоянной формы тела

Б)  в их состав входит белковое вещество гемоглобин

В)  переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела

Г)  обеспечивают иммунитет

Д)  в зрелом состоянии имеют ядро

ТИП КЛЕТОК КРОВИ

1)  эритроциты

2)  лейкоциты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 39195

Изучите фрагмент экосистемы пустыни, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания тушканчика.

 

Список характеристик:

1)  продуцент

2)  хищник

3)  консумент первого и второго порядков

4)  способствует сокращению численности насекомых

5)  пищевой конкурент суслика

6)  обитает в лесной подстилке

20.  Тип 20 № 39196

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит заяц-толай. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

 

21.  Тип 21 № 39228

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы пустыни. Как изменится численность скорпионов и тушканчиков, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности варанов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность скорпионов

Численность тушканчиков

22.  Тип 22 № 37107

Рассмотрите рисунок, иллюстрирующий один из способов вегетативного размножения комнатного растения. Как называют этот способ размножения растения? Сформулируйте одно из правил, которым должен руководствоваться человек, использующий такой способ размножения?

23.  Тип 23 № 37118

Татьяна решила измерить содержание сахарозы в клубне картофеля. Для этого она поместила кусочки клубня картофеля одинакового размера в растворы сахарозы разной концентрации. Измерялась масса кусочков картофеля до погружения в раствор и после выдерживания в растворе в течение 2 часов. Оказалось, что при концентрации сахарозы от 0,1 и 0,2 моль/л масса кусочка картофеля увеличилась, при концентрации 0,3 моль/л не изменилась, а при концентрации 0,4 и 0,5 моль/л  — уменьшилась.

Какой эффект используется в данном опыте для определения концентрации сахарозы в клубне? Объясните, почему в растворах с концентрацией 0,4 и 0,5 моль/л масса кусочков уменьшилась?

24.  Тип 24 № 959

МУХОМОР

 

Красный мухомор – крупный гриб высотой до 10–25 см. Шляпка гриба до 20 см в диаметре, сначала шаровидная, позже плоская ярко-красного или оранжево-красного цвета, обычно с белыми или желтоватыми «пятнами» – остатками покрывала. Ножка довольно тонкая, белая, с белым кольцом и вздутием у основания. Белая мякоть почти без запаха и вкуса, ядовитая. Мухомор можно встретить с июля до заморозков по всем хвойным и лиственным лесам, особенно под березой, елью и сосной.

 

По характеру питания грибы приближаются к животным, но способ питания (не заглатывание, а всасывание) и неограниченный рост делают их похожими на растения. Гриб живет за счет разлагающихся растительных остатков, поэтому самая главная часть гриба и не попадает вам в руки, а остается в земле в виде разветвленных белых нитей. А то, что вы держите в руках, есть только часть гриба, его орган размножения, называемый плодовым телом.

 

Под микроскопом видно, что все плодовое тело гриба тоже состоит из бесконечного количества белых нитей гиф, спутанных в одну сплошную массу – грибницу, или мицелий.

 

Красный мухомор относится к группе грибов, которые вступают в сложное взаимодействие (симбиоз) с корнями деревьев, образуя микоризу. При этом в непосредственный контакт с корнями деревьев вступает грибница, находящаяся в почве. Здесь гриб получает от дерева органические вещества. Наружные свободные гифы гриба широко расходятся в почве от корня дерева, заменяя его корневые волоски. Эти свободные гифы получают из почвы воду, минеральные соли, а также растворимые органические вещества. Часть этих веществ поступает в корень дерева, а часть используется самим грибом на построение грибницы и плодовых тел.

 

Шляпка мухомора – место, где закладываются и созревают споры, которые нужно защищать от непогоды и других неприятностей. Спорами называют мелкие пылинки, которые высыпаются из-под шляпки грибов. Созрев, споры должны распространиться как можно дальше от родителя.

Используя содержание текста «Мухомор» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Каким образом могут распространяться споры мухомора и других грибов? Укажите все возможные способы.

2)  Что используют организмы, образующие микоризу?

3)  Почему грибы выделяют в отдельное царство?

25.  Тип 25 № 1732

Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Химический состав веществ, растворенных в морской воде и сыворотке крови

Химические элементы и их соединения

Морская вода (%)

Сыворотка крови (%)

Натрий (Na)

30,5

39,0

Магний (Mg)

3,8

0,5

Кальций (Ca)

1,2

1,0

Калий (K)

1,8

2,6

Хлор (Cl)

55,2

45,0

Кислород (O)

5,6

9,9

Другие элементы и соединения

1,9

2

 

1.  Каких химических элементов из числа приведенных в морской воде меньше, чем в сыворотке крови?

2.  Какой химический элемент, не относящийся к металлам, преобладает в составе морской воды и сыворотки крови?

3.  Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде?

26.  Тип 26 № 39172

На третьей перемене в школьной столовой шестиклассница Маша на завтрак выбрала следующие блюда: кашу из овсяных хлопьев на воде, чай с сахаром и блины.

Используя данные таблиц 1, 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность выбранного завтрака?

2)  Насколько предложенное меню соответствует норме второго завтрака по белкам для 12-летней Маши, если вес девочки составляет 39 кг?

3)  В каком виде всасываются белки в организме подростка?

 

Таблица 1

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 2

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

 

Блюда

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергетическая

ценность (ккал)

Каша манная

на молоке

10,6

5,4

69,6

371,3

Каша из овсяных

хлопьев на воде

6,2

1,7

32,0

158,0

Морковь с сахаром

0,7

25,4

65,3

Кукурузные хлопья

с тертым яблоком

7,5

0,4

87,4

360,2

Творожная масса

с изюмом

21,0

5,0

15,6

185,0

Блины (по 2 шт.

в порции)

5,1

3,1

32,6

189,0

Сдобная булочка (50 г)

3,9

4,8

27,3

170,0

Чай с сахаром

0

0

14,0

68,0

Какао с молоком

и сахаром

8,7

37,6

60,5

138,3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя