СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Март. Биология. Вариант 5

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12109

Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние?

2.  Тип 2 № 35142

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  овсянка обыкновенная

Б)  купальница европейская

В)  палочка Коха

Г)  опенок луговой

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

3.  Тип 3 № 39113

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  род Подсолнечник

2)  отдел Покрытосеменные

3)  вид Подсолнечник однолетний

4)  класс Двудольные

5)  семейство Астровые

4.  Тип 4 № 39183

Изучите график зависимости забывания от времени (по оси х отложено время (ч), а по оси у  — доля сохранившейся в памяти информации (%)).

Какие два из приведенных описаний характеризуют данную зависимость?

Доля сохранившейся в памяти информации

 

1)  постоянна на всем протяжении измерений

2)  становится стабильна после 1 часа

3)  достигает минимума к 40-му часу наблюдений

4)  линейно снижается в первый час наблюдений

5)  с 20-го по 30-й час снижается

5.  Тип 5 № 987

Расположите в правильном порядке кости задних конечностей птицы, начиная от позвоночника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  цевка

2)  кость голени

3)  фаланги пальцев

4)  бедренная кость

6.  Тип 6 № 35111

Витя разработал эксперимент по изучению влияния раствора поваренной соли на рост растений. Для того чтобы приготовить водный раствор поваренной соли в лаборатории, он должен воспользоваться:

 

1)  шпателем и колбой

2)  пипеткой и колбой

3)  колбой и предметным стеклом

4)  воронкой и пинцетом

7.  Тип 7 № 39072

Известно, сирень обыкновенная  — листопадный кустарник, широко используемый в декоративном озеленении. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Сирень культивируется с середины ХVI века, имеет более 1600 сортов.

2)  Вестественных экосистемах сирень встречается на горных склонах и в долинах рек.

3)  Растения с округлой кроной, имеющей деревянистые стебли, которые начинают ветвиться около земли.

4)  Родина сирени обыкновенной  — Балканы, но распространена она по всей территории России.

5)  Листья опадают зелеными после сильных заморозков.

6)  Размножается сирень семенами и вегетативно.

8.  Тип 8 № 1301

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

 

 

Объект Процесс
... Хранение продуктов жизнедеятельности растительной клетки
Лизосома Внутриклеточное пищеварение

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  ядро

2)  вакуоль

3)  рибосома

4)  митохондрия

9.  Тип 9 № 601

Какие признаки характерны для представителей класса Хрящевые рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  отсутствие жаберных крышек

2)  осевой скелет костный или костно-хрящевой

3)  отсутствие плавательного пузыря

4)  только наружное оплодотворение

5)  обитают в основном в реках, озерах, прудах

6)  обитают в морях и океанах

10.  Тип 10 № 796

Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

 

Для образования органических веществ в листе необходима ___________ (А), которую растение получает из почвы с помощью ___________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению  — ___________ (В)  — по специальным клеткам проводящей ткани  — ___________ (Г)  — и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) атмосферное 2) вода 3) корень 4) корневое
5) побег 6) ситовидная трубка 7) сосуд 8) стебель

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

11.  Тип 11 № 1373

Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животными, к которым эти признаки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  кровеносная система не замкнута

Б)  дышит через поверхность кожи

В)  имеет внешний скелет

Г)  имеет фасеточные глаза

Д)  гермафродит

Е)  тело разделено на одинаковые сегменты

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1)  пчела медоносная

2)  дождевой червь

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

12.  Тип 12 № 1884

Верны ли следующие утверждения о грибах?

 

А.  Мицелий всех грибов представлен одноклеточными образованиями  — гифами.

Б.  Мицелий гриба растет только первые 3 года существования гриба.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 1408

Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, по форме края. При выполнении работы вам помогут линейка и карандаш.

 

А. Тип листа

1)  черешковый

2)  сидячий

 

Б. Жилкование листа

1)  параллельное

2)  дуговидное

3)  пальчатое

4)  перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

 

Д. Край листа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

14.  Тип 14 № 35291

Под каким номером изображен головной мозг человека?

15.  Тип 15 № 1665

Какая из перечисленных желез участвует в регуляции водно-солевого обмена в организме человека?

 

1)  поджелудочная

2)  щитовидная

3)  надпочечник

4)  гипофиз

16.  Тип 16 № 35326

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Слуховая труба.

2.  Среднее ухо.

3.  Вестибулярный аппарат.

4.  Зрительный нерв.

5.  Внутреннее ухо.

6.  Наружное ухо.

17.  Тип 17 № 39193

Какие органические вещества в организме человека могут выполнять энергетическую функцию? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гликоген

2)  нуклеиновая кислота

3)  глюкоза

4)  липид

5)  витамин А

6)  сульфат натрия

18.  Тип 18 № 14893

Установите соответствие между действием гормона на организм человека и видом гормона: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ДЕЙСТВИЕ ГОРМОНА

 

А)  превращает избыток глюкозы в гликоген

Б)  усиливает и учащает сокращение сердца

В)  сужает кровеносные сосуды

Г)  повышает кровяное давление

Д)  превращает гликоген в глюкозу

 

 

 

ВИД ГОРМОНА

 

1)  адреналин

2)  инсулин

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

19.  Тип 19 № 39195

 

Изучите фрагмент экосистемы пустыни, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания тушканчика.

 

Список характеристик:

1)  продуцент

2)  хищник

3)  консумент первого и второго порядков

4)  способствует сокращению численности насекомых

5)  пищевой конкурент суслика

6)  обитает в лесной подстилке

20.  Тип 20 № 39196

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит заяц-толай. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

21.  Тип 21 № 39228

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы пустыни. Как изменится численность скорпионов и тушканчиков, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности варанов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность скорпионов Численность тушканчиков

22.  Тип 22 № 37107

Рассмотрите рисунок, иллюстрирующий один из способов вегетативного размножения комнатного растения. Как называют этот способ размножения растения? Сформулируйте одно из правил, которым должен руководствоваться человек, использующий такой способ размножения?

23.  Тип 23 № 37118

Татьяна решила измерить содержание сахарозы в клубне картофеля. Для этого она поместила кусочки клубня картофеля одинакового размера в растворы сахарозы разной концентрации. Измерялась масса кусочков картофеля до погружения в раствор и после выдерживания в растворе в течение 2 часов. Оказалось, что при концентрации сахарозы от 0,1 и 0,2 моль/л масса кусочка картофеля увеличилась, при концентрации 0,3 моль/л не изменилась, а при концентрации 0,4 и 0,5 моль/л  — уменьшилась.

Какой эффект используется в данном опыте для определения концентрации сахарозы в клубне? Объясните, почему в растворах с концентрацией 0,4 и 0,5 моль/л масса кусочков уменьшилась?

24.  Тип 24 № 383

 

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ

 

В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережеванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.

 

Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своем составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причем амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет ее до глюкозы. Муцин придает слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.

 

Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счет соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.

 

Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; ее количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.

 

У ученых интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский ученый В. А. Басов произвел следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один ее конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В. А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.

Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какую роль играют ферменты слюны в пищеварении?

2)  Какая среда в желудке здорового человека?

3)  Что, по Вашему мнению, смог выяснить с помощью фистульной методики ученый В. А. Басов?

25.  Тип 25 № 1732

Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

 

Химический состав веществ, растворенных в морской воде и сыворотке крови

 

 

Химические элементы и их соединения Морская вода (%) Сыворотка крови (%)
Натрий (Na) 30,5 39,0
Магний (Mg) 3,8 0,5
Кальций (Ca) 1,2 1,0
Калий (K) 1,8 2,6
Хлор (Cl) 55,2 45,0
Кислород (O) 5,6 9,9
Другие элементы и соединения 1,9 2

 

1.  Каких химических элементов из числа приведенных в морской воде меньше, чем в сыворотке крови?

2.  Какой химический элемент, не относящийся к металлам, преобладает в составе морской воды и сыворотки крови?

3.  Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде?

26.  Тип 26 № 39172

На третьей перемене в школьной столовой шестиклассница Маша на завтрак выбрала следующие блюда: кашу из овсяных хлопьев на воде, чай с сахаром и блины.

Используя данные таблиц 1, 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность выбранного завтрака?

2)  Насколько предложенное меню соответствует норме второго завтрака по белкам для 12-летней Маши, если вес девочки составляет 39 кг?

3)  В каком виде всасываются белки в организме подростка?

 

Таблица 1

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 2

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

 

 

 

Блюда Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Энергетическая

ценность (ккал)

Каша манная

на молоке

10,6 5,4 69,6 371,3
Каша из овсяных

хлопьев на воде

6,2 1,7 32,0 158,0
Морковь с сахаром 0,7 25,4 65,3
Кукурузные хлопья

с тертым яблоком

7,5 0,4 87,4 360,2
Творожная масса

с изюмом

21,0 5,0 15,6 185,0
Блины (по 2 шт.

в порции)

5,1 3,1 32,6 189,0
Сдобная булочка (50 г) 3,9 4,8 27,3 170,0
Чай с сахаром 0 0 14,0 68,0
Какао с молоком

и сахаром

8,7 37,6 60,5 138,3

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Март. Биология. Вариант 5»

1.  Тип 1 № 12109

Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние?



2.  Тип 2 № 35142

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  овсянка обыкновенная

Б)  купальница европейская

В)  палочка Коха

Г)  опенок луговой

ЦАРСТВА

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 39113

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  род Подсолнечник

2)  отдел Покрытосеменные

3)  вид Подсолнечник однолетний

4)  класс Двудольные

5)  семейство Астровые

4.  Тип 4 № 39183

Изучите график зависимости забывания от времени (по оси х отложено время (ч), а по оси у  — доля сохранившейся в памяти информации (%)).

Какие два из приведенных описаний характеризуют данную зависимость?

Доля сохранившейся в памяти информации

 

1)  постоянна на всем протяжении измерений

2)  становится стабильна после 1 часа

3)  достигает минимума к 40-му часу наблюдений

4)  линейно снижается в первый час наблюдений

5)  с 20-го по 30-й час снижается

5.  Тип 5 № 987

Расположите в правильном порядке кости задних конечностей птицы, начиная от позвоночника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  цевка

2)  кость голени

3)  фаланги пальцев

4)  бедренная кость

6.  Тип 6 № 35111

Витя разработал эксперимент по изучению влияния раствора поваренной соли на рост растений. Для того чтобы приготовить водный раствор поваренной соли в лаборатории, он должен воспользоваться:

 

1)  шпателем и колбой

2)  пипеткой и колбой

3)  колбой и предметным стеклом

4)  воронкой и пинцетом

7.  Тип 7 № 39072

Известно, сирень обыкновенная  — листопадный кустарник, широко используемый в декоративном озеленении. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Сирень культивируется с середины ХVI века, имеет более 1600 сортов.

2)  Вестественных экосистемах сирень встречается на горных склонах и в долинах рек.

3)  Растения с округлой кроной, имеющей деревянистые стебли, которые начинают ветвиться около земли.

4)  Родина сирени обыкновенной  — Балканы, но распространена она по всей территории России.

5)  Листья опадают зелеными после сильных заморозков.

6)  Размножается сирень семенами и вегетативно.

8.  Тип 8 № 1301

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

 

Объект

Процесс

...

Хранение продуктов жизнедеятельности растительной клетки

Лизосома

Внутриклеточное пищеварение

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  ядро

2)  вакуоль

3)  рибосома

4)  митохондрия

9.  Тип 9 № 601

Какие признаки характерны для представителей класса Хрящевые рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  отсутствие жаберных крышек

2)  осевой скелет костный или костно-хрящевой

3)  отсутствие плавательного пузыря

4)  только наружное оплодотворение

5)  обитают в основном в реках, озерах, прудах

6)  обитают в морях и океанах

10.  Тип 10 № 796

Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Для образования органических веществ в листе необходима ___________ (А), которую растение получает из почвы с помощью ___________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению  — ___________ (В)  — по специальным клеткам проводящей ткани  — ___________ (Г)  — и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) атмосферное

2) вода

3) корень

4) корневое

5) побег

6) ситовидная трубка

7) сосуд

8) стебель

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 1373

Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животными, к которым эти признаки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  кровеносная система не замкнута

Б)  дышит через поверхность кожи

В)  имеет внешний скелет

Г)  имеет фасеточные глаза

Д)  гермафродит

Е)  тело разделено на одинаковые сегменты

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)  пчела медоносная

2)  дождевой червь

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 1884

Верны ли следующие утверждения о грибах?

 

А.  Мицелий всех грибов представлен одноклеточными образованиями  — гифами.

Б.  Мицелий гриба растет только первые 3 года существования гриба.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 1408

Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, по форме края. При выполнении работы вам помогут линейка и карандаш.

 

А. Тип листа

1)  черешковый

2)  сидячий

 

Б. Жилкование листа

1)  параллельное

2)  дуговидное

3)  пальчатое

4)  перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

 

Д. Край листа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35291

Под каким номером изображен головной мозг человека?

15.  Тип 15 № 1665

Какая из перечисленных желез участвует в регуляции водно-солевого обмена в организме человека?

 

1)  поджелудочная

2)  щитовидная

3)  надпочечник

4)  гипофиз

16.  Тип 16 № 35326

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Слуховая труба.

2.  Среднее ухо.

3.  Вестибулярный аппарат.

4.  Зрительный нерв.

5.  Внутреннее ухо.

6.  Наружное ухо.

17.  Тип 17 № 39193

Какие органические вещества в организме человека могут выполнять энергетическую функцию? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гликоген

2)  нуклеиновая кислота

3)  глюкоза

4)  липид

5)  витамин А

6)  сульфат натрия

18.  Тип 18 № 14893

Установите соответствие между действием гормона на организм человека и видом гормона: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ДЕЙСТВИЕ ГОРМОНА

А)  превращает избыток глюкозы в гликоген

Б)  усиливает и учащает сокращение сердца

В)  сужает кровеносные сосуды

Г)  повышает кровяное давление

Д)  превращает гликоген в глюкозу

ВИД ГОРМОНА

1)  адреналин

2)  инсулин

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 39195

Изучите фрагмент экосистемы пустыни, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания тушканчика.

 

Список характеристик:

1)  продуцент

2)  хищник

3)  консумент первого и второго порядков

4)  способствует сокращению численности насекомых

5)  пищевой конкурент суслика

6)  обитает в лесной подстилке

20.  Тип 20 № 39196

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит заяц-толай. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

 

21.  Тип 21 № 39228

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы пустыни. Как изменится численность скорпионов и тушканчиков, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности варанов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность скорпионов

Численность тушканчиков

22.  Тип 22 № 37107

Рассмотрите рисунок, иллюстрирующий один из способов вегетативного размножения комнатного растения. Как называют этот способ размножения растения? Сформулируйте одно из правил, которым должен руководствоваться человек, использующий такой способ размножения?

23.  Тип 23 № 37118

Татьяна решила измерить содержание сахарозы в клубне картофеля. Для этого она поместила кусочки клубня картофеля одинакового размера в растворы сахарозы разной концентрации. Измерялась масса кусочков картофеля до погружения в раствор и после выдерживания в растворе в течение 2 часов. Оказалось, что при концентрации сахарозы от 0,1 и 0,2 моль/л масса кусочка картофеля увеличилась, при концентрации 0,3 моль/л не изменилась, а при концентрации 0,4 и 0,5 моль/л  — уменьшилась.

Какой эффект используется в данном опыте для определения концентрации сахарозы в клубне? Объясните, почему в растворах с концентрацией 0,4 и 0,5 моль/л масса кусочков уменьшилась?

24.  Тип 24 № 383

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ

 

В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережеванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.

 

Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своем составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причем амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет ее до глюкозы. Муцин придает слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.

 

Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счет соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.

 

Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; ее количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.

 

У ученых интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский ученый В. А. Басов произвел следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один ее конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В. А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.

Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какую роль играют ферменты слюны в пищеварении?

2)  Какая среда в желудке здорового человека?

3)  Что, по Вашему мнению, смог выяснить с помощью фистульной методики ученый В. А. Басов?

25.  Тип 25 № 1732

Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Химический состав веществ, растворенных в морской воде и сыворотке крови

Химические элементы и их соединения

Морская вода (%)

Сыворотка крови (%)

Натрий (Na)

30,5

39,0

Магний (Mg)

3,8

0,5

Кальций (Ca)

1,2

1,0

Калий (K)

1,8

2,6

Хлор (Cl)

55,2

45,0

Кислород (O)

5,6

9,9

Другие элементы и соединения

1,9

2

 

1.  Каких химических элементов из числа приведенных в морской воде меньше, чем в сыворотке крови?

2.  Какой химический элемент, не относящийся к металлам, преобладает в составе морской воды и сыворотки крови?

3.  Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде?

26.  Тип 26 № 39172

На третьей перемене в школьной столовой шестиклассница Маша на завтрак выбрала следующие блюда: кашу из овсяных хлопьев на воде, чай с сахаром и блины.

Используя данные таблиц 1, 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность выбранного завтрака?

2)  Насколько предложенное меню соответствует норме второго завтрака по белкам для 12-летней Маши, если вес девочки составляет 39 кг?

3)  В каком виде всасываются белки в организме подростка?

 

Таблица 1

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 2

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

 

Блюда

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергетическая

ценность (ккал)

Каша манная

на молоке

10,6

5,4

69,6

371,3

Каша из овсяных

хлопьев на воде

6,2

1,7

32,0

158,0

Морковь с сахаром

0,7

25,4

65,3

Кукурузные хлопья

с тертым яблоком

7,5

0,4

87,4

360,2

Творожная масса

с изюмом

21,0

5,0

15,6

185,0

Блины (по 2 шт.

в порции)

5,1

3,1

32,6

189,0

Сдобная булочка (50 г)

3,9

4,8

27,3

170,0

Чай с сахаром

0

0

14,0

68,0

Какао с молоком

и сахаром

8,7

37,6

60,5

138,3