Тема урока: «Значение солнца в жизни человека и в природе.»
Цель: создание условий для открытия детьми новых знаний по теме урока.
Задачи: формировать представление об источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии до Солнца; развивать рационально логическое и наглядно – образное мышление, умение работать с текстовой информацией; развивать воображение, воспитывать интерес к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные:
- иметь представление о Солнце как ближайшей звезде, его размерах и расстоянии до него;
- находить связи в природе, между Солнцем и жизнью на Земле;
- понимать, что Солнце является источником света и тепла.
Метапредметные:
Регулятивные:
-контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания
-принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
Познавательные:
- работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
- задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
- развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре;
- развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
- осознание необходимости учения;
- учиться выражать свое мнение;
- работать над осознанием ответственности за общее дело.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация на тему « Солнце», листы с текстами для учеников, сигнальные карточки для деления на группы( красные, синие, зеленые, желтые), книги о Солнце, энциклопедии, карточки для самооценки, рисунок солнца для самооценки.
Ход урока
Организационный момент.( Создание ситуации успеха)
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: « Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас сегодня весь урок и весь день.
- Как называется наш урок?
-Что мы узнаем на уроках окруж.мира?
-Достаточно ли у нас знаний об окружающем мире?
-Кому хочется узнать больше?
Проверьте готовы ли вы к уроку: сигнальные карточки, книги, конверты.
Актуализация знаний.
Раньше вы изучали объекты живой и неживой природы. Вот сейчас проверим, кто был внимательным. Игра «Будь внимательнее». Если я называю объекты живой природы, то вы поднимаете руки вверх, а если объекты неживой природы – хлопаете в ладоши. Слайды 2-11
-Бабочка, река. дерево, волк, вода, лягушка, комар, камень. ракета.
- Почему вы замерли при слове ракета? ( ответы детей)
- Понравилось играть? Давайте продолжим. Следующая игра «Лишнее слово», но здесь нужна помощь товарища, поэтому поработаем в паре. У вас на столе конверт с заданием, открываем его. Вам даны слова , какое из них лишнее? Посоветуйтесь друг с другом и объясните почему оно лишнее?( Дышит, питается, растет, развивается, размножается, умирает, раздвигается) Слайд 12-14
3.Работа над новым материалом. Слайд 15
- Теперь, посмотрите на эти фотографии. Как вы думаете, что их объединяет? ( Неживая природа)
- А сегодня мы будем говорить о главном объекте неживой природы. Я прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о каком предмете идет речь. Слайд 16
Оно игриво золотится
В песчинках, что хранит земля.
Оно, как сказочная птица,
У стен Московского кремля.
Оно в автобусе зеркальном
Играет зайчиком в пути.
Оно в созревших помидорах…
Оно гуляет на просторах
У всей вселенной на виду! (Солнце)
Слайд 17-18
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
Учитель обобщает ответы. Слайд 19
Солнце и его значение для живого.
-Вся природа делится на две группы, какие? ( живая и неживая)
-Как вы думаете Солнце это объект какой природы? (неживой)
-Ребята, а часто ли вы смотрите в небо?
-Что вас больше всего поражает в нем?
-Для каких животных небо родная стихия?(насекомые, птицы, бактерии)
-Как вы думаете какая цель нашего занятия? Слайд 20
-Итак, мы узнаем новое о Солнце и определим его значение для жизни на Земле.
Еще с древних времен люди поклонялись Солнцу, приносили ему жертву, сочиняли стихи и пели песни, посвящали танцы, изучали его, радовались теплу и свету. А необходимы ли нам эти знания, ведь Солнце далеко от нас?
-Что вы знаете о Солнце?
-А хотите узнать еще что-то новое?
Тогда нам нужно выступить в роли исследователей и провести свое исследование по проблеме: «Солнце и его значение для жизни на Земле.»
-Что такое исследование? (научная работа)
-Кто такой исследователь? (человек, который занимается научной работой)
Сейчас мы проведем «Динамическую паузу» , отдохнем и разделимся на группы для выполнения нашей исследовательской работы. У каждого из вас есть цветной жетон.(красный, желтый, оранжевый, розовый) Займите свое место за столом с солнышком вашего цвета. Слайд 21
У нас получатся 4 группы. Сейчас я дам задание и материал для его выполнения. (5 человек)
Слайд 22
1группа. Красные. Прочитать текст. Подготовить рассказ о Солнце.
2группа. Желтые. Работа с разными источниками. Рассказ о Солнце.
3группа. Оранжевые. Солнце в жизни растений и животных.
4группа.Розовые. Солнце в жизни человека. Слайд 23-26
Выступление каждой группы исследователей.
4. Обобщение по теме.
-Вы рассказали о Солнце и доказывали на примерах , что Солнце-жизнь. Мы достигли цели нашего занятия.
Кто хочет еще больше знать продолжит сам эту работу.
Мы начали наше занятие с игры и закончим ею. Если высказывание верно - вы хлопаете в ладоши.
----Солнце – это планета. Слайд 27
----Солнце – это звезда.
---- Солнце гораздо меньше Земли.
----Солнце гораздо больше Земли.
----Солнце – это огромный раскаленный газовый шар.
5. Рефлексия и подведение итогов. Слайд 28
Подведем итог. Продолжите мое предложение:
Я узнал, что Солнце……….
Я удивился…………..
Мне было интересно……..
6.Оценивание. Слайд 29
Дети---- Узнал много нового, могу поделиться знаниями. (красный)
Узнал новое, хочу узнать больше. (оранжевый)
Узнал новое, но рассказать пока не могу.( желтый)
А теперь давайте солнышку на нашей доске добавим лучики-оценки и посмотрим, что у нас получится.
Спасибо за работу!
Слайд 30