СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по обществознанию для третьего курса №2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка не является авторской, но по техническим причинам не может быть размещена в блоге.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по обществознанию для третьего курса №2.»

1. (1 балл) «Циркуляр о кухаркиных детях», изданный в России при Александре III и ограничивавший поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей», объективно вёл к:

а) снижению вертикальной мобильности в обществе

б) повышению вертикальной мобильности в обществе

в) повышению конкурентоспособности субъектов социальной мобильности

г) отмене всякой социальной мобильности в обществе


2. (1 балл) Прочитай зеркально отображённое определение и напиши понятие ему соответствующее. Ответ запиши без каких-либо знаков препинания и пробелов. Например: семья

Ответ:____________


3. (2 балла) Выбери изображение выдающегося учёного-физика, лауреата Нобелевской премии 2000 года, который вскоре после награждения заявил, что если бы Нобелевская премия существовала в XVIII веке, то первую следовало бы дать Петру Великому за построение системы образования по триаде: гимназия университет академия.


4. (2 балла) Какое событие отечественный культуролог Кирилл Эмильевич Разлогов считает «днём рождения» массовой культуры? Выбери один вариант ответа.

а) изобретение кинематографа во Франции

б) возникновение первых университетов в Европе

в) реформы школьного образования при Николае II в Российской империи

г) принятие закона Фостера в Великобритании


5. (3 балла) Среди перечисленных вопросов определи те, которые охватывают деятельность ЮНЕСКО. Выбери несколько вариантов ответа.

а) Проблемы политической нестабильности в мире.

б) Проблемы дискриминации в области образования и неграмотности.

в) Проблемы нарастающих процессов глобализации.

г) Проблемы международного терроризма.

д) Проблемы социальных наук, геологии, океанографии и биосферы.

е) Проблемы Африки и гендерного равенства.


6. (3 балла) В ходе кровопролитной гражданской войны в Югославии (1991 — 2001 годы) были нарушены права человека. В урегулировании конфликта активно принимала участие ООН. В 1993 году решением Совета Безопасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии. Однако, поскольку этот трибунал был создан для расследования преступлений, совершённых только в конкретное время и в рамках определённого конфликта, международным сообществом было достигнуто общее согласие о том, что окончательно назрел вопрос об учреждении независимого и постоянного уголовного суда. На основе какого международного договора, принятого в 1998 году, учреждён Международный уголовный суд?

а) Вашингтонского статута Международного Уголовного Суда

б) Парижского статута Международного Уголовного Суда

в) Римского статута Международного Уголовного Суда

г) Мадридского статута Международного Уголовного Суда


7. (4 балла) Марина сделала вклад в банк «Комфорт» в размере 5500 рублей. Проценты по вкладу начисляются раз в год и прибавляются к текущей сумме вклада. Спустя год Кристина положила такую же сумму в этот же банк и на тех же условиях. Ещё через год Марина и Кристина одновременно закрыли вклады и забрали деньги. В результате Марина получила на 739,2 рубля больше, чем получила Кристина. Найди, какой процент годовых начислял банк «Комфорт» по вкладам.

а) 12 % б) 13 % в) 14 % г) 15 %



8. (4 балла) Соотнеси изображения учёных-экономистов и их основные идеи, вклад в развитие науки. Ответ запиши в виде комбинации цифр и букв, без пробелов и каких-либо знаков препинания, цифры должны идти по порядку. Например: 1а2в3б4д5е

а) Автор «Трактата о налогах и сборах». В этой работе наиболее полно изложил свои экономические взгляды. Здесь он одним из первых выдвигает положение о том, что ценность предметов определяется количеством затраченного на их производство труда. Деньги подчиняются общему закону ценности; они ускоряют и облегчают обмен, но богатство страны не заключается в одних деньгах; их излишек так же вреден для народного богатства, как и недостаток. Отрицает теорию торгового баланса. Высказывается против регулирования высоты процентов и против чрезмерного государственного вмешательства.

б) Первым ввёл понятия «нововведение» и «инновация» и связал их с темпами экономического развития. Считал, что предпринимательство предполагает отход от обычного «движения по течению», требует творческого подхода и поэтому связано с особенностями личности предпринимателя. Стремление к нововведениям, вера в собственные силы, умение рисковать, ощущение собственной независимости — черты личности, которые характеризуют предпринимателя и не зависят от классовой и социальной принадлежности.

в) Автор классического научного труда по политической экономии «Капитал. Критика политической экономии». На основе его творчества в науке появилось новое направление — научный метод материалистической диалектики. Считал, что основа жизни человеческого общества — материальное производство. Производственные отношения предопределяют отношения по поводу распределения, обмена и потребления и находятся во взаимосвязи с производительными силами общества, образуя способ производства.

г) Основоположник теории экономических циклов. Теоретически обосновал «новую экономическую политику» в СССР.

д) Внёс значительный вклад в развитие экономической науки, основы которой стали базой для развития философии бухгалтерского учёта. Сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Ввёл в научный оборот понятие «невидимая рука», суть которой заключается в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности.


Ответ:_____________

9. (5 баллов) Разгадай ребусы. Запиши разгаданные слова в качестве ответа без каких-либо знаков препинания.


Ответ:_________________



Ответ:_________________



Ответ:_______________


Если ты ответил правильно, тебе будет начислено 3 балла. Получи ещё 2 балла, составив понятие из букв в выделенных клетках и выбрав то определение, которое относится к данному понятию.

а) направление развития, для которого характерны переход от низшего к высшему, от простого к сложному, движение к более совершенному и передовому, изменение к лучшему

б) коренное качественное изменение, быстрый скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от устаревшего к новому

в) направление развития, для которого характерны переход от высшего к низшему, изменения к худшему, возвращение к изжившим себя структурам, понижение уровня организации, утрата способности к выполнению тех или иных функций

г) постепенные количественные и качественные изменения в социальных системах, которые основаны на медленных, постепенных изменениях мирными средствами


10. (6 баллов) Разгадай кроссворд.

1. Специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.

2. Политический режим, дающий гражданам право участвовать в принятии политических решений и выбирать своих представителей в органы власти.

3. Система специальных знаков, имеющих предписанное им значение.

4. Способность человека связывать образы, представления, понятия, определять возможность их изменения и применения, делать обоснованные выводы, регулирующие поведение, общение, дальнейшее развитие мысли.

5. Нравственный принцип, предполагающий милосердие к другим людям, желание приносить им благо.

6. Общение, передача информации от человека к человеку.

7. Внутренняя установка человека, побуждающая его действовать по совести, опираясь на нормы морали.

Полученные термины впиши в мини-кроссворд. Из букв в выделенных клетках получи термин. Запиши полученное слово в ответе без каких-либо знаков препинания.

Ответ:_______________

Выбери определение, которое относится к данному понятию.

а) процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей

б) самостоятельная, инициативная деятельность людей, осуществляемая на свой риск, под свою ответственность и направленная на получение прибыли

в) предоставление денег или товаров в долг на определённый срок, как правило, с уплатой процентов и на условиях возвратности

г) соперничество между участниками экономической деятельности за наиболее выгодные условия купли-продажи на рынке


Всего: 31 балл.



6