Олимпиадные задания для учащихся 5-6 классов
Найди и исправь ошибки.
Сказка – жанр устного народного творчества. Благодаря письменности, сказка, возникшая в далёком прошлом, дошла до наших дней. Те, кто записывал сказки, назывались писарями. Их было много, каждый, записывая, вносил что-то своё, поэтому вариантов сказки может быть несколько, и трудно выбрать из них правильный. Тех, кто рассказывал сказки, называли сказочниками.
Все сказки разные, но в то же время в них можно выделить общие черты:
1. Люди, которые их создавали, свято верили в их правдивость.
Во всех сказках добро побеждает зло.
Все сказки заканчиваются нравоучением, что и как нужно делать, как жить!
( 5 баллов )
2. Напиши, как этих богов называли в Древнем Риме?
Зевс
Гера
Паллада Афина
Аполлон
Артемида
Арес
Афродита
Гермес
Гефест
Посейдон
Аид
Дионис
( 5 баллов )
3. Анализ стихотворения.
К. Н. Батюшков.
Судьба Одиссея.
Средь ужасов земли и ужасов морей
Блуждая, бедствуя, искал своей Итаки
Богобоязненный страдалец Одиссей;
Стопой бестрепетной сходил Аида в мраки;
Харибны яростной, подводной Сциллы стон
Не потрясли души высокой.
Казалось, победил терпеньем рок жестокий
И чашу горести до капли выпил он;
Казалось, небеса карать его устали
И тихо сонного домчали
До милых родины долгожеланных скал.
Проснулся он: и что ж? Отчизны не познал.
О чём стихотворение? Какие образы греческой мифологии использует автор в своём произведении? Дайте подробный комментарий. ( 10 баллов )
4. С помощью каких художественных средств поэты создают образ осени?
А. К. Толстой.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…
Н. А. Некрасов.
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
( 10 баллов )
5. Прочитай рассказ Ю. Я. Яковлева « Рыцарь Вася».
Что обозначает слово «рыцарь»? Почему так назван рассказ?
Каким вы увидели главного героя?
Какие художественные приёмы использовал автор? (Приведи примеры, укажи их роль в раскрытии образов персонажей, авторской идеи.)
(10 баллов )
6. Из каких басен Крылова взяты эти выражения?
-У сильного всегда бессильный виноват.
-Ты всё пела? Это дело.
Так поди же попляши!
-Ай, моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!
-Слона-то я и не приметил.
-Кукушка хвалит петуха
За то, что хвалит он кукушку.
-А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
-А Васька слушает да ест
-Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.
-А ларчик просто открывался.
-А жаль, что не знаком ты с нашим петухом.
-Услужливый дурак опаснее врага.
-Хоть видит око
Да зуб неймет.
-Худые песни соловью в когтях у кошки.
-Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим.
-В сердце льстец всегда отыщет уголок.
-Тришкин кафтан.
-Демьянова уха.
-Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.
-Сильнее кошки зверя нет!
-Когда почтен быть хочешь у людей,
С разбором заводи знакомства и друзей.
( 5 баллов )
7. Вставьте недостающие слова таким образом, чтобы рифма была соблюдена.
Оркестр.
Папа и мама ушли к дяде Косте,
У Саши и Вали -----------------------
И придумали Саша с сестрою:
Давайте устроим оркестр.
И устроили:
Валя – на -------------------------------
Юля - на --------------------------------
Лёшка – на -----------------------------
Саша на трубе,
Представьте себе?
Кошка - -----------------------------------
Кот – под --------------------------------
Дог – со всех ---------------------------
На------------------------------------------
И на улицу.
И по всем этажам
Страшный шум, страшный ---------
Кричат во втором:
Рушится ----------------------------------
Провалился этаж!
Схватили ---------------------------------
Лампу, сервиз
И - ---------------------------------------- !
( 6 баллов )