СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект конкурсных заданий для учащихся 5-6 класса, предназначенный для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку  состоит из 12 заданий. Представленные задания имеют целью определить уровень языковой, речевой и коммуникативной компетентности  учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания»

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников

2016 – 2017 учебный год

Русский язык

5-6 класс

Пояснительная записка

Комплект конкурсных заданий для учащихся 5-6 класса, предназначенный для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку состоит из 12 заданий. Представленные задания имеют целью определить уровень языковой, речевой и коммуникативной компетентности учащихся.

Данный комплект включает лингвистические задачи, требующие четко сформулированного ответа и/или краткого комментария (задания №№ 1-11 и творческое задание, требующее развернутого ответа (№ 12).

Особое внимание при составлении комплекта заданий уделяется работе с текстом в аспекте позиции автора. Задание № 12 творческого характера проверяет уровень коммуникативной компетентности учащихся при демонстрации умения составлять аргументированный текст на заданную тему.

При составлении заданий учитывался тот факт, что каждому участнику олимпиады необходимо предоставить право на успех: в связи с этим часть заданий, безусловно, будет посильна всем тем, кто имеет достаточно прочные предметные знания по русскому языку. Часть заданий требует более глубокого аналитического подхода к оценке тех или иных известных учащимся лингвистических фактов, более вдумчивого, осмысленного комментария, проявления лингвистической эрудиции и творческих способностей.

Чтобы получить максимальное количество баллов (70), важно выполнить данные задания в полном объеме.









5-6 класс

Дорогие участники олимпиады!

Предлагаем вам выполнить ряд заданий и определить уровень собственной языковой, речевой и коммуникативной компетентности. Задания рассчитаны на выявление теоретических знаний, понимание лингвистических особенностей текста, демонстрацию культурно-речевых навыков.

На выполнение всех заданий Вам отводится шестьдесят минут. Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Обязательно оставьте время на проверку ответов.

Данный комплект включает лингвистические задачи, требующие четко сформулированного ответа (задания №№ 1-11 и творческое задание, требующее развернутого ответа (№ 12).

Ответы оформляются на отдельных чистых листах бумаги. На чистовике задания выполняются по порядку, аккуратно и разборчиво. Текст задания переписывать не нужно, достаточно указать номер.

Максимальное количество баллов, которое вы можете набрать – 70 баллов.

Надеемся, что выполнение предложенных заданий будет для вас полезным и интересным занятием.

Школьный этап.

Русский язык.

5-6 классы.

Продолжительность – 60 минут.

  1. Расставьте ударения в словах:

Жалюзи, торты , звонит, положил, красивее, поняв, приговор, завидно, каталог, грушевый. (За каждый правильный ответ-0,5 балла.) 5 баллов

2. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) чашка, пять, Юля, чайка

б) альбатрос, стол, ярмарка, язва.

(За каждый правильный ответ- 1 балл). 2 балла.

3. Запишите однокоренные слова группами. Выделите корень.

Воды, полевой, зелень, водичка, дубовый, сад, водяной, поле, зелёный, зеленеет, водица, дуб, дубок, белый, ход. (За каждую правильно определенную группу – 1 балл.) 3 балла.

4. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельня улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы.

(За каждое правильно написанное слово - 0,5 балла.) 7 баллов.

5. Подберите слова близкие по значению с сочетанием чу-щу. Напишите их.

Внимательный - …, грязный - …, изумительный - …, скучаю - … , не грусти- …, прекрасная – ….

(За каждое правильно написанное слово - 1 балл.) 6 баллов.

6. Замените синонимами устаревшие слова.

Очи, чело, ланиты, уста, перст, глаголет, рать.

(За каждый правильный ответ - 1 балл.) 7 баллов.

7. Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте на основе шести данных слов шесть новых. Переставь местами буквы, образуя новые слова.

Волос. Сокол. Лучок. Сачок . Ручка. Адрес. Манишка.

(За каждый правильный ответ - 1 балл.) 6 баллов.

8. К данным словам напиши слова, которые обозначают детёнышей.

Волк, заяц, галка, белка, кролик.

(За каждый правильный ответ- 1 балл.) 5 баллов.

9. В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм.

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

4. Бить баклуши, гонять собак, палец о палец не ударить, работать не покладая рук.

(За каждый правильный ответ- 1 балл.) 4 балла.

10. К данным словам подберите слова, противоположные по значению. Поставьте знак ударения, точкой обозначьте проверяемые безударные гласные в корне.

Дешёвый - … Сытый - … Старый - …

Горячий - … Удлинить - … Заболеть - …

Печалиться - … Больной - … Молчать - …

(За каждый правильный ответ- 1 балл.) 9 баллов.

11. Замени, одним словом. Запиши эти слова.

Жвачное животное с очень длинной шеей.

Что у человека дороже всего.

Какие животные носят еду на спине?

Зимний вид спорта и любимое развлечение детей.

Шестьдесят минут.

Густой частый лес.

Дикая роза с ярко-красными ягодами.

Хищная рыба с острыми зубами.

Глухой шум от трения.

Детёныш галки.

Стержень для чистки ствола оружия.

Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами.

Водитель автомобиля.

Мощёная щебнем или асфальтированная дорога.

Презрительное название ненасытного человека.

Цирковой артист.

За каждое правильное определение значения слова-0,5 балла. 8 баллов.


12. Придумайте рассказ, используя слова:

звёздный, счастливый, праздник, радостный, честный, чувство, здравствуйте, солнце. 8 баллов.

Ключи .

Общее количество баллов – 70 баллов

1. ЖалюзИ, тОрты , звонИт, положИл, красИвее, понЯв ,приговОр,завИдно, каталОг, грУшевый.

2. а) чашка, пять, Юля, чайка

б) альбатрос, стол, ярмарка, язва.

3. Воды, водичка, водяной, водица. Полевой, поле. Зелень, зелёный, зеленеет. Дуб, дубок, дубовый. ( сад, белый, ход).

4. Воспоминания стАрожила, неспЕши отвечать, закАляйся с деТства, Аккуратная надпись, библИотечные книги, обАятельня улыбка, чуВствуешь радость, учаСТвуешь в олимпиаде, запЕвать в хоре, обЪедИниться в группу, усТная речь, гИганТские шаги, увЯдающие цветы.

5. Подберите слова близкие по значению с сочетанием чу-щу. Напишите их.

Внимательный - чуткий, грязный - чумазый, изумительный - чудесный, скучаю – грущу, не грусти - не печалься, прекрасная – чудесная.

6. Глаза, лоб, щеки, губы, палец, говорит, войско.

7. Волос (слово). Сокол (колос). Лучок (чулок). Сачок (часок). Ручка (чурка). Адрес (среда). Манишка (машинка).

8. ВолЧОНОК, заЙЧОНОК, галЧОНОК, белЬЧОНОК, кролЬЧОНОК.

9. 1.Кот наплакал. 2.Вилами по воде писано. 3.Черепашьим шагом. 4.Работать не покладая рук.

10. Дешёвый – дорогой Сытый – голодный Старый - новый

Горячий – холодный Удлинить - укоротить, уменьшить Заболеть - выздороветь

Печалиться – радоваться Больной – здоровый Молчать - говорить

11. Замени, одним словом. Запиши эти слова.

Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф)

Что у человека дороже всего. (Жизнь)

Какие животные носят еду на спине? (Ежи)

Зимний вид спорта и любимое развлечение детей. (Лыжи)

Шестьдесят минут. (Час)

Густой частый лес. (Чаща)

Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник)

Хищная рыба с острыми зубами. (Щука)

Глухой шум от трения. (Шорох)

Детёныш галки. (Галчонок)

Стержень для чистки ствола оружия. (Шомпол)

Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами. (Крыжовник)

Водитель автомобиля. (Шофёр)

Мощёная щебнем или асфальтированная дорога. (Шоссе)

Презрительное название ненасытного человека. (Обжора)

Цирковой артист. (Жонглёр)

12. Придумайте рассказ, используя слова: звёздный, счастливый, праздник, радостный, честный, чувство, здравствуйте, солнце.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!