Задания первого (школьного) этапа Республиканской предметной олимпиады школьников
по информатике и ИКТ (9 класс)
Инструкция по выполнению работы
Олимпиадная работа состоит из 2 частей (теоретическая часть и практическое задание), включающих 7 заданий.
Часть 1 включает шесть заданий. Два задания с выбором ответа (к каждому заданию дается четыре ответа, из которых только один правильный). Четыре задания с кратким ответом (к этим заданиям вы должны самостоятельно сформулировать и записать ответ). В 1 части можно набрать 15 баллов.
Часть 2 состоит из одного задания, которое нужно выполнить на компьютере. После выполнения на компьютере задания следует пригласить учителя для оценки результата. Во 2 части можно набрать 12 баллов.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
1. На одной улице стоят в ряд 4 дома, в которых живут 4 человека: Семён, Николай, Артур и Роман. Известно, что каждый из них владеет ровно одной из следующих профессий: Врач, Художник, Егерь и Тренер, но неизвестно, кто какой, и неизвестно, кто в каком доме живёт. Однако известно, что:
Врач живёт левее Егеря
Художник живёт рядом с Тренером
Художник живёт правее Врача
Тренер живёт рядом с Врачом
Артур живёт правее Тренера
Семён живёт через дом от Николая
Роман живёт правее Семёна
Николай – не врач
Выясните, кто какой профессии, и кто где живёт.
Дайте ответ в виде заглавных букв имени людей, в порядке слева направо. Например, если бы в домах жили (слева направо) Константин, Тарас, Руслан и Олег, ответ был бы: КТРО.
2. Переведите число 110 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число?
В ответе укажите одно число – количество единиц.
3. Одно из слов закодировано следующим образом: 2 + Х = 2 Х. Найдите это слово.
а) сервер; б) курсор; в) модем; г) ресурс.
4. Все ученики старших классов (с 9-го по 11-й) участвовали в школьной спартакиаде. По результатам соревнований каждый из них получил от 0 до 3-х баллов.
На диаграмме I отражено распределение учеников по классам, а на диаграмме II – количество учеников, набравших баллы от 0 до 3-х. на обеих диаграммах каждый ученик учтён только один раз. Имеются четыре утверждения:
А) Среди учеников 9-го класса есть хотя бы один, кто набрал 0 баллов.
Б) Все 11-классники набрали больше 0 баллов.
В) Все ученики 11-го класса могли набрать ровно один балл.
Г) Среди учеников 10-го класса есть хотя бы один, кто набрал 2 балла.
Какое из этих утверждений следует из анализа обеих диаграмм?
Диаграмма I Диаграмма II
10
9
11
5. Исполнитель Компас ходит по клетчатому полю, переходя по одной из команд:
Команды | Действие исполнителя |
Север | ВВЕРХ в соседнюю клетку |
Юг | ВНИЗ в соседнюю клетку |
Запад | ВЛЕВО в соседнюю клетку |
Восток | ВПРАВО в соседнюю клетку |
Компас выполнил следующую последовательность команд:
Юг Юг Запад Север Восток Восток Восток Север
Укажите наименьшее число команд, которые исполнитель должен выполнить, чтобы оказаться в начальной клетке.
6. Некоторый алгоритм, который может выполняться неоднократно, из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала исходная цепочка символов записывается в обратном порядке, затем к ней добавляется очередная буква русского алфавита А, Б, В,… в конец или начало строки. При применении алгоритма в нечётный раз буква приписывается в конец строки, в чётный раз – в начало строки. Получившаяся цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходная цепочка символов была СЛ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛСА, после повторного применения алгоритма – БАСЛ и т.д.
Дана цепочка ИВА. Напишите первые пять символов строки, получившейся после шестикратного применения алгоритма к данной цепочке.
Часть 2
Задание по теме “Электронные таблицы EXCEL” (12 баллов)
Группа учащихся писала тест, результаты которого представлены в таблице (тест содержал три блока по 10 вопросов в каждом). Баллы начислены за правильные ответы.
№ | Фамилия, имя | Блок 1 | Блок 2 | Блок 3 |
1. | Газизов Т. | 5 | 8 | 7 |
| Василенко С. | 4 | 3 | 5 |
| Завьялов К. | 8 | 7 | 8 |
| Петров И. | 9 | 8 | 7 |
| Куртуков К. | 3 | 5 | 4 |
| Цыплаков Е. | 6 | 7 | 6 |
| Вострецов В. | 8 | 6 | 6 |
| Дмитрюков А. | 7 | 5 | 9 |
| Никерова Л. | 5 | 4 | 3 |
| Первооушина А. | 8 | 8 | 6 |
| Костенко О. | 7 | 9 | 8 |
| Контус М. | 4 | 3 | 7 |
| Мельников М. | 6 | 6 | 5 |
| Солдатенко А. | 6 | 8 | 8 |
| Мелкозёров А. | 5 | 7 | 5 |
| Колесников А. | 7 | 5 | 4 |
| Субханкулов Р. | 6 | 8 | 8 |
| Руди И. | 5 | 7 | 9 |
| Тюрина Ю. | 4 | 4 | 3 |
| Столетова А. | 8 | 6 | 6 |
| Иванова Н. | 9 | 6 | 8 |
Требуется с помощью табличного процессора создать автоматическую таблицу для анализа результатов тестирования. Полученная таблица должна автоматически решать следующие подзадачи:
подсчитать, сколько баллов набрал за весь тест каждый ученик;
определить максимальный результат (в баллах) по всему тесту, показанный учениками;
выдать фамилии учеников, набравших максимальный балл;
определить средний балл для всей группы учащихся по каждому блоку и по всему тесту;
подсчитать, сколько учеников набрали суммарно 0 баллов, 1 бал., 2 бал., …, 30 баллов;
по таблице, полученной в п.5, построить гистограмму.
Ответы, 9 класс.
Максимальные баллы за задания 1 части:
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Максимальный балл | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 3 |
Решения:
СРНА
5
г
в
наименьшее число команд, которое исполнитель должен выполнить - 2.
ЕДГВБ
Максимальный балл за часть 2 – 12 баллов:
2 балла за каждую правильно выполненную часть.