Задание 1.
Ответ.
Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных, авторские и народные.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка Бурка», «Конёк-Горбунок», «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Царевна‑лягушка», «Медное, серебряное и золотое царство» и др.
Источник. «Средь умных книг, хранящихся на полке». Сценарии библиотечных уроков и праздников – М., Школьная библиотека, 2002, с. 21.
Задание 2. Вспомни авторов и названия книг (не менее 5), в которых встречаются слова: лес, поле, гора, дерево, солнце, ветер, осень, зима, весна, лето.
Ответ. Я. Аким «Песенка в лесу»
В. Бианки «Отчего я пишу про лес».
В. Бианки «Лесная газета».
О. Высотская «Над рекой, над Окой».
К. Паустовский «Летние дни»
Источник. «Средь умных книг, хранящихся на полке». Сценарии библиотечных уроков и праздников – М., Школьная библиотека, 2002, с. 21.
Задание 3. Как называется книга, в которой электронный мальчик был очень похож на Серёжу Сыроежкина? Кто автор этой книги?
Ответ. Велтисов Е. «Электроник – мальчик из чемодана»
Источник. «Средь умных книг, хранящихся на полке». Сценарии библиотечных уроков и праздников – М., Школьная библиотека, 2002, с. 23
Задание 4. В какой сказке фрукты и овощи действуют как живые существа? Кто автор этой сказки?
Ответ. Дж. Родари «Приключения Чиполлино».
Источник Т. Д. Жукова «Родительское собрание по детскому чтению» – М., Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007, с. 199.
Задание 5. Продолжи фразу: «Басня – это…»
Перечисли известных тебе героев басен И. А. Крылова.
Вспомни и запиши строчки из басен И. А. Крылова, которые стали пословицами, поговорками, меткими выражениями.
Ответ. Басня – краткий иносказательный рассказ, стихотворение. (С. И. Ожегов «Словарь русского языка» – М., Русский язык, 1987, с. 34).
Герои басен И. А. Крылова: звери, птицы, рыбы, насекомые, люди, предметы, объекты природы…
Строчки, ставшие пословицами, поговорками, меткими выражениями:
ларчик просто открывался («Ларчик») – так говорят о проблеме, казавшейся сложной, на самом деле имевшей простое решение;
Демьянова уха («Демьянова уха») – когда угощают чем-то (или предлагают что-то), чего вы не хотите;
Тришкин кафтан («Тришкин кафтан») – исправления, действия, улучшающие одну часть чего-либо за счёт ухудшения в другой части;
медвежья услуга «Пустынник и Медведь») – о неумелой услуге, которая вместо пользы приносит вред;
а Васька слушает да ест («Кот и Повар») – так говорят о ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает его и продолжает делать своё дело (обычно предосудительное);
сильнее кошки зверя нет («Мышь и Крыса») – ироничное высказывание о человеке, которого считают главным, сильным, хотя он таковым не является;
слона-то я и не приметил («Любопытный») – не заметить самого главного, важного;
чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться («Зеркало и Обезьяна») – вместо того, чтобы искать недостатки у других, нужно, прежде всего, критически относиться к себе;
мартышкин труд («Обезьяна») – о бесполезных усилиях, напрасных стараниях, ненужной работе;
Ах, Моська! Сильна знать, она, коль лает на слона («Слон и Моська») – так говорят о людях, которые критикуют, насмехаются над тем человеком который превосходит их масштабами своей личности;
Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши! («Стрекоза и Муравей») – так говорят о людях, которые из-за собственной лени, и безделья оказались в тяжёлом положении и просят о помощи.
И др.
Источник. М. А. Бесова «Шутки, игры, песни соберут нас вместе»: Праздник книги – Ярославль, Академия развития, 2002, с. 65.
Викисловарь: ru/wiktionapy.org/wiki/
Задание №6. Здесь зашифрованы сказочные герои. Кто они? Из каких произведений? Кто авторы этих произведений?
Ответ. 1. Айболит. 2. Бармалей. 3. Чебурашка.
Источник. Проект «Познание и творчество».
Задания и конкурсы зимнего тура 2013-2014 года.
Конкурсы и олимпиады для учащихся начальной школы.
Олимпиады по литературе (3-4 классы). Номинация «Сказочное ассорти». Сайт:
http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=category<emid=2188
Задание 7. А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Объясни значение слов «нега», «вечор», «нынче», «янтарь», «бурый».
Выпиши из текста:
Источник. С. А. Есенина «Тетрадь по чтению к учебнику «. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. Ф. Климановой «Родная речь». 3 класс – М., Грамотей, с. 18.
Задание 8. О каком знаменитом персонаже идёт речь, и кто его автор?
"Вот как она выглядела: волосы её цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же ещё в крапинку – от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у неё, видно, не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один – коричневый, а другой – чёрный. А огромные чёрные туфли, казалось, вот-вот свалятся".
Ответ. Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок»
Источник. Проект «Познание и творчество».
Задания и конкурсы зимнего тура 2013-2014 года.
Конкурсы и олимпиады для учащихся начальной школы.
Олимпиады по литературе (3-4 классы). Номинация «Мировая художественная культура». Сайт:
http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=category<emid=2188
Задание 9. Допишите строки этих «зимних» стихов.
1. В декабре, в декабре, все деревья в ___ (серебре). С. Маршак
2. Выпал снег, упал ___ (мороз). С. Михалков
3. Чародейкою зимою околдован лес ___ (стоит). Ф. Тютчев
4. Блеснул мороз, и рады мы проказам ___-___ (Матушки-Зимы) А. Пушкин
5. Белая берёза под моим окном принакрылась ___ (снегом). С. Есенин
6. Снежок порхает, кружится. На улице ___ (бело). Н. Некрасов
Источник. Проект «Познание и творчество».
Задания и конкурсы зимнего тура 2013-2014 года.
Конкурсы и олимпиады для учащихся начальной школы.
Олимпиады по литературе (3-4 классы). Номинация «Мировая художественная культура». Сайт:
http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=category<emid=2188
Задание 10. Сколько предметов (перечисли их) уронил Мишка в колодец, когда пытался достать воды в рассказе Н. Носова «Мишкина каша»?
Ответ. Три: ведро, верёвку, чайник.
Источник. Т. Д. Жукова «Родительское собрание по детскому чтению» – М., Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007, с. 191.