СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание как тип речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание как тип речи»

Тип речи.  Описание

Тип речи. Описание

Описание - это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель описания : чтобы читатель(слушатель) увидел предмет описания, представил его в своём сознании.
  • Описание - это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.
  • Цель описания : чтобы читатель(слушатель) увидел предмет описания, представил его в своём сознании.
Виды текстов-описаний: Описание предмета Описание места Описание состояния человека Описание состояния среды

Виды текстов-описаний:

  • Описание предмета
  • Описание места
  • Описание состояния человека
  • Описание состояния среды
Описание предмета  ( Каков предмет?)   На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. Как он был хорош! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю. Яковлев.)

Описание предмета

( Каков предмет?)

На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. Как он был хорош! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю. Яковлев.)

Характерные элементы композиции описания Общее представление о предмете Отдельные признаки предмета Авторская оценка,вывод, заключение При описании предмета должны быть обеспечены единство изображения, единство взгляда на предмет и определённая последовательность в описании

Характерные элементы композиции описания

  • Общее представление о предмете
  • Отдельные признаки предмета
  • Авторская оценка,вывод, заключение
  • При описании предмета должны быть обеспечены единство изображения, единство взгляда на предмет и определённая последовательность в описании
Описание места   (Что находится на нём?)  Посреди комнаты стоял чудной красоты кукольный театр.  На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков поднимались две квадратные башни, раскрашенные ярко. На левой были часы с бронзовыми стрелками. На правой - круглое окошко из разноцветных стёкол. Над этим окошком, на крыше из зелёной жести, сидел Говорящий Сверчок.

Описание места

(Что находится на нём?)

Посреди комнаты стоял чудной красоты кукольный театр.

На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков поднимались две квадратные башни, раскрашенные ярко. На левой были часы с бронзовыми стрелками. На правой - круглое окошко из разноцветных стёкол. Над этим окошком, на крыше из зелёной жести, сидел Говорящий Сверчок.

Текст построен по «законам» описания места: Показываются отдельные детали Указание на то, ГДЕ что-то находится Потом указывается на то, ЧТО находится  (На занавесе…зигзаг молнии; с боков занавеса…башни; на левой… часы; на правой…окошко; над окошком …Сверчок)

Текст построен по «законам» описания места:

  • Показываются отдельные детали
  • Указание на то, ГДЕ что-то находится
  • Потом указывается на то, ЧТО находится

(На занавесе…зигзаг молнии; с боков занавеса…башни; на левой… часы; на правой…окошко; над окошком …Сверчок)

Описание состояния человека (Каково ему?)  Луна светит тихо…  Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что-то другое:чудится, ждётся. Подойдёшь к цветущей вишне – сердце замирает от необъяснимой, тайной радости.

Описание состояния человека

(Каково ему?)

Луна светит тихо…

Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что-то другое:чудится, ждётся. Подойдёшь к цветущей вишне – сердце замирает от необъяснимой, тайной радости.

Проанализируем текст-описание состояния человека. Сколько частей выделяем в тексте? Каково,по-вашему,значение каждой? Как можно озаглавить текст? Обоснуйте. Какими частями речи передано состояние человека? Определите время и вид глаголов-сказуемых в данном тексте.

Проанализируем текст-описание состояния человека.

  • Сколько частей выделяем в тексте?
  • Каково,по-вашему,значение каждой?
  • Как можно озаглавить текст? Обоснуйте.
  • Какими частями речи передано состояние человека?
  • Определите время и вид глаголов-сказуемых в данном тексте.
Описание состояния среды  (Каково вокруг?)  Утро было солнечное, гомонливое. Всюду лопались почки.  Из земли пробивалась свежая травка. Пахло росою, берёзовым соком, и на жёлтых гроздьях цветущих ив дружно жужжали вылетевшие за добычей пчёлы.

Описание состояния среды

(Каково вокруг?)

Утро было солнечное, гомонливое. Всюду лопались почки.

Из земли пробивалась свежая травка. Пахло росою, берёзовым соком, и на жёлтых гроздьях цветущих ив дружно жужжали вылетевшие за добычей пчёлы.

Итоги занятия С каким типом речи познакомились? Какие виды описаний теперь знаем? В чём особенности построения текста-описания?

Итоги занятия

  • С каким типом речи познакомились?
  • Какие виды описаний теперь знаем?
  • В чём особенности построения текста-описания?