Описание результатов профессиональной педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Дудинская школа – интернат» учителя Кирамановой Земфиры Байраковны,
претендента на высшую квалификационную категорию
по должности «учитель»
Общие сведения:
Образование: высшее, окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет, Историк. Преподаватель истории по специальности «История», 2005 год;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Квалификация магистр, Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста», 2020 г.
Профессиональная переподготовка:
2017 год, Профессиональная переподготовка: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», по программе «Олигофренопедагогика» с присвоением квалификации "Педагог-дефектолог (учитель-олигофренапедагог)", 504 часа;
Общий трудовой стаж работы – 19 лет; стаж педагогической деятельности – 17 лет; стаж работы в данном учреждении – 5 месяцев.
Моя цель как педагога заключается в развитии личности в важный период её социального становления. Я стремлюсь пробудить познавательные интересы, развить критическое мышление при восприятии социальной информации и формировании собственных взглядов. Важно также воспитать у учащихся нравственную и правовую культуру, финансовую грамотность, способность к самоопределению и самореализации. Не менее значимо воспитание чувства гражданской ответственности, уважения к социальным нормам и приверженности гуманистическим и демократическим ценностям.
Используя учебный материал по истории, обществознанию и основам социальной жизни, я стремлюсь не просто передать ученикам необходимый объем знаний, соответствующий требованиям ФГОС, но и развивать их интеллектуальные способности, логическое мышление, а также умение справляться с нестандартными задачами. Важной задачей является формирование у них жизненно важных навыков.
В своей педагогической работе я руководствуюсь нормативно-правовыми документами в области образования, действующими на федеральном и региональном уровнях, а также придерживаюсь основных принципов и задач Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для достижения поставленных целей использую государственные программы, включая примерные и авторские.
Разработала и адаптировала в ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с НОДА образовательные программы по учебным предметам «История», «Обществознание», «Основы социальной жизни»; по курсам внеурочной деятельности «Я знаю свои права», «Человек и общество», «Закон и порядок», «Мои права», «Человек в обществе», которые соответствуют требованиям ФГОС ОО, направлены на формирование предметных результатов и личностное развитие обучающихся.
Свою педагогическую деятельность считаю профессионально-компетентной, так как она осуществляется на достаточно высоком уровне, где реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. Планирую и осуществляю процесс обучения на основе результатов диагностического изучения учащихся, использую потенциальные возможности каждого ученика в достижении стабильных результатов обучения.
Имею положительную динамику освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ОО, по итогам мониторингов, проводимых организацией:
Предмет, количество обучающихся | 2021-2022 учебный год | 2022-2023 учебный год | 2023-2024 учебный год |
достаточный уровень начало года | достаточный уровень конец года | достаточный уровень начало года | достаточный уровень конец года | достаточный уровень начало года | достаточный уровень конец года |
История (8 человек) | 7а класс 50 % | 7а класс 62 % | 8а класс 62 % | 8а класс 75 % | 9а класс 87 % | 9а класс 92% |
Обществознание (11 человек) | 7 а класс 63 % | 7 а класс 72 % | 8 а класс 72 % | 8 а класс 81 % | 9 а класс 90 % | 9 а класс 93% |
С 01.09.2024 года работаю учителем по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью в КГБОУ «Дудинская школа-интернат».
2024-2025 учебный год |
| достаточный уровень начало года | достаточный уровень конец 1 полугодия |
2-3 класс-комплект | (8 чел.) 13% | (9 чел.) 33% |
Применение различных педагогических подходов способствовало достижению стабильных результатов обучения.
Умею перспективно планировать уроки с учетом требований ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, подбираю дополнительные учебные материалы, отвечающие индивидуальным особенностям и потенциальным возможностям каждого ученика. Работаю отдельно дифференцированно с каждой группой учащихся на уроке, осуществляю индивидуальный подход к детям с различными способностями.
С целью развития у учеников критического мышления, самостоятельности в поиске информации и формировании собственного мнения, а также повышение уровня заинтересованности в учебном процессе активизирую мыслительную деятельность и познавательный интерес через использование проблемно-поисковых методов обучения и приемов занимательности: «Нестандартный факт», «Займи позицию», «Мозговой штурм», «Найди ошибку», «Лекция-беседа»; задачи на соотнесение событий, дат и имён; работа с документами, схемами и таблицами; пакет с ошибками; шифрограммы. Учащиеся проявляют большую вовлеченность в уроки, активно участвуют в дискуссиях, лучше усваивают учебный материал и развивают навыки анализа и синтеза информации.
Использование приёма «мнемотехника» способствовало лёгкому запоминанию исторических терминов и дат. Применение методов ассоциации, систематизации и «цифра-картинка» позволило сформировать представления у обучающихся об исторических событиях.
Использую в учебном процессе новые образовательные технологии, а именно: развивающее обучение, которое способствует активному восприятию школьниками изучаемых явлений, их осмыслению, переработке и применению. Информационно-коммуникативные технологии, которые значительно активизируют познавательную деятельность обучающихся, позволяют разнообразить дидактический материал. Применяю данные технологии на таких уроках, как уроки изучения новой темы, уроки проверки знаний, а также на уроках обобщения и систематизации полученных знаний. Использование приемов проблемного обучения позволяет создавать на уроках проблемные ситуации, что способствует активной самостоятельной деятельности обучающихся. Регулярное использование электронных образовательных ресурсов, Интернет-ресурсов позволяет разнообразить наглядный материал, предлагать большее количество индивидуальных заданий, отслеживать динамику усвоения знаний обучающихся.
Неотъемлемой частью своей работы считаю проведение предметной декады, в рамках которой провожу открытые уроки, викторины, колесо истории.
Привлекаю школьников к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня с целью стимулирования их познавательной активности, углубления знаний по предметам и развития творческих способностей. В результате такого участия ученики демонстрируют высокие достижения, занимают призовые места, что способствует повышению их мотивации к учебе и дальнейшему профессиональному развитию: Международный конкурс «Дари людям праздник», «Олимпис», Всероссийская олимпиада «Время знаний»; Онлайн-олимпиада «Всезнайкино»; Олимпиада по финансовой грамотности; Всероссийская олимпиада школьников «Умники России»; Всероссийский конкурс «Россия-загадочная страна», «Книга-окно в мир», «О народах России с любовью», Республиканская олимпиада школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина, Международный зоологический конкурс «Хроника звериного бытия».
Имею положительный опыт работы в качестве классного руководителя.
Вместе с родителями (законными представителями) разработала и реализовала социокультурный проект, направленный на сохранение и укрепление традиционных ценностей у подрастающего поколения. Проект включал посещение значимых культурных и образовательных учреждений, таких как Музей археологии и этнографии, музей полярников им В.И. Албанова, выставка-практикум «Россия – Моя история» и Музей полиции МВД по РБ. Благодаря данному проекту ученики получили возможность расширить кругозор, глубже погрузиться в историю и культуру региона, а также познакомиться с различными аспектами профессиональной деятельности. Это способствовало формированию у них уважительного отношения к культурному наследию страны и воспитанию гражданской позиции.
Организую и провожу открытые классные часы для учащихся, направленные на обсуждение актуальных тем, таких как здоровый образ жизни, экологическая ответственность, уважение к традициям и культурным ценностям. В ходе этих мероприятий ребята получают возможность выразить свою точку зрения, задать вопросы и обсудить волнующие их темы в безопасной и поддерживающей атмосфере.
На урок «Разговоры о важном» была пригашена заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан Альфия Закировна Галиева. В рамках внеурочных занятий "Разговоры о важном" состоялся разговор о толерантности, милосердии, доброте, взаимопонимании, волонтерстве, нравственности и патриотизме. Заместитель министра поделилась своим опытом и знаниями, ответила на вопросы учащихся, а также рассказала о значимости этих ценностей в современном обществе.
Также проводила консультационную работу по правовой помощи детям в соответствие реализацией Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Целью данной деятельности являлось обеспечение доступа детей к юридической поддержке для защиты их прав и законных интересов. В результате проведенной работы удалось повысить уровень осведомленности несовершеннолетних о своих правах, а также обеспечить своевременное предоставление необходимой правовой помощи в сложных жизненных ситуациях.
С целью подготовки молодого поколения к осознанному и ответственному участию в общественно-политической жизни страны, а также формирование у них глубоких знаний в области законодательства и прав человека мои ученики приняли участие в Республиканском конкурсе по вопросам избирательного права и избирательного процесса, показали хорошие результаты и заняли призовые места. Эти достижения демонстрируют эффективность нашей совместной работы и значимость участия в подобных мероприятиях для формирования социально ответственных и компетентных граждан.
Организовала работу по вовлечению детей в систему кружковой деятельности дополнительного образования: секция «Теннис на колясках», «Танцы на колясках», «Легкая атлетика», «Следж-хоккей». Занятость детей в объединениях дополнительного образования составляет - 80%. Данная работа привела к повышению физической активности и социальной адаптации детей с особыми потребностями, улучшение их психоэмоционального состояния за счет вовлечения в активные формы досуга. Участие в спортивных и творческих секциях способствует развитию навыков, укреплению здоровья и расширению круга общения среди сверстников.
С целью формирования у детей социальной позиции, поддерживаю активное участие обучающихся класса в воспитательных событиях, в социальных акциях, общественных детских объединениях: «Ярмарка – город мастеров», Флешмоб «Мой папа Герой», «Мы есть»; акции «Сдай макулатуру-помоги другу!», «Помним и гордимся», «Помощь участникам СВО». Благодаря активному участию в этих событиях дети приобретают опыт социального взаимодействия, учатся проявлять инициативу и ответственность, формируют чувство гражданственности и патриотизма. Такие мероприятия способствуют развитию у них коммуникативных навыков, укрепляют коллективные связи внутри класса и повышают социальную активность.
Отмечается положительная динамика по достижению поставленных воспитательных целей в работе классного руководителя. По результатам диагностики, учащиеся класса имеют средний уровень воспитанности: 2021/2022 гг. – 33.3%; 2022/2023 гг. – 50%; 2023/2024 гг. – 67%.
Мой педагогический опыт включает участие в реализации региональных проектов «Навстречу друг другу» и «Расправляя крылья», получивших грантовую поддержку Президента Российской Федерации. Проекты были направлены на оказание психолого-педагогической, методической, консультационной и коррекционной помощи семьям с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, проживающих в сельских районах, по вопросам обучения, воспитания и развития детей в дистанционном формате с использованием онлайн технологий. В ходе выполнения проектов удалось значительно улучшить доступность образовательных услуг для семей, проживающих в удаленных регионах, и обеспечить их необходимыми ресурсами для поддержки детей с ОВЗ. Родители получили возможность получать консультации специалистов и использовать современные образовательные технологии, что позволило детям успешно адаптироваться к обучению и развивать свои способности даже в условиях дистанционного формата.
Принимаю активное участие в качестве докладчика в педагогических и методических советах школы: «Межпредметные связи как фактор повышения качества образования на уроках истории и обществознания» - 10.01.2020 г., «Роль официального сайта школы-интернат и страницы ВКонтакте в управлении образовательным процессом» - 23.01.2024 г., «Гражданско - патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности», Формирование навыков работы с терминами и понятиями на уроках истории и обществознания. «Опыт работы по формированию функциональной грамотности» - 02.12.2024 г. Мои выступления способствовали обмену опытом между коллегами, обсуждению актуальных вопросов современного образования и внедрению эффективных методик в практику преподавания. Это помогло повысить качество образовательного процесса, усилить междисциплинарную связь предметов и улучшить взаимодействие школы с родителями и общественностью через цифровые платформы.
Мои методические материалы опубликованы во Всероссийском издании «Альманах педагога» №66761 от 05.04.2023 г., образовательной площадке «МультиУрок»; конференциях и исследованиях: «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания» - №1328499 от 14.04.2023 г., форумах классных руководителей- октябрь 2022 г.
Публикации моих материалов позволили распространить успешные методики и подходы в области духовно-нравственного воспитания и преподавания истории и обществознания среди широкого круга педагогов. Это способствовало обогащению профессионального опыта коллег и внесению вклада в развитие образовательной среды.
Регулярно посещаю семинары, вебинары и конференции с целью повышения квалификации и расширения профессиональных связей. В результате приобретаю новые знания и навыки, а также устанавливаю полезные контакты для дальнейшего сотрудничества.
Создала персональный сайт для публикации научных и методических материалов с целью обмена опытом с коллегами. Платформа позволяет размещать статьи, учебные пособия, презентации и другие образовательные ресурсы, доступные для профессионального сообщества.
Регулярно публикую статьи в школьной газете «Переменка», освещая актуальные вопросы образования, воспитания и взаимодействия с учащимися: Газета Переменка выпуск № 141, № 140, № 139, № 128.
Для повышения интереса учащихся к учебному предмету «История» организовала работу школьного музейного уголка «Хранители истории», который стал активной площадкой для сохранения и популяризации местных традиций и обычаев. Создание школьного музейного уголка способствовало не только росту интереса учащихся к изучению истории, но и развитию у них чувства уважения к культурному наследию своей местности. Уголок стал местом проведения экскурсий, тематических мероприятий и встреч с ветеранами, что позволило учащимся глубже понять исторические события и традиции родного края.
Являлась научным руководителем индивидуальных проектных работ в образовательном процессе и внеклассной деятельности у учащихся старших классов: «Социальные сети в жизни современного подростка», «Первые шаги предпринимательской деятельности современного подростка», «Безработица как социальное явление». Данная форма организации проектно-исследовательской деятельности показала высокую эффективность, т.к. способствовала развитию аналитических навыков, навыков публичных выступлений, критического и творческого мышления, коммуникативных способностей, рефлексии и работы с современными цифровыми инструментами.
Как специалист в области истории и обществознания, была членом жюри по оцениванию работ участников Школьного этапа Республиканской олимпиады школьников на Кубок имени Ю. А. Гагарина. Участие в работе жюри позволило мне внести вклад в объективную оценку знаний и умений учащихся, а также способствовать выявлению талантливых ребят, заинтересованных в изучении истории и обществознания. Этот опыт также дал возможность обмена профессиональным опытом с другими членами жюри и укрепления связей с педагогическим сообществом
Для повышения своей профессиональной компетентности была организатором в аудитории при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Опыт организации экзаменационного процесса позволил мне глубже понять требования и процедуры ГИА, что способствовало повышению моей профессиональной компетенции. Кроме того, это дало возможность наладить эффективное взаимодействие с коллегами и администрацией школы, а также обеспечило соблюдение всех необходимых стандартов и норм при проведении экзаменов.
В целях распространения педагогического опыта наставнической работы являлась руководителем практики студента 3 курса ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы по профилю «История и обществознание». По итогам прохождения практики студентом совместно с детским коллективом был сформирован проект «Я помню. Я горжусь» для обобщения и систематизации знаний по событиям Великой Отечественной войны.
Разработала и реализовала совместно со специалистами специальные индивидуальные программы развития ребенка, которые позволили организовать коррекционно-развивающую работу.
Для улучшения коммуникации и создания единого школьного сообщества, являюсь администратором школьного сайта и страницы ВКонтакте. Благодаря регулярным обновлениям новостей, анонсов мероприятий и полезной информации, количество активных пользователей значительно возросло. Родители стали чаще посещать страницу, чтобы быть в курсе событий школьной жизни, а учащиеся – делиться своими успехами и достижениями. Таким образом, управление школьными ресурсами в сети Интернет не только улучшило коммуникацию внутри сообщества, но и укрепило позиции школы в образовательном пространстве.
С целью повышения своей гражданской активности и демонстрации положительного примера для подрастающего поколения, принимала участие в качестве наблюдателя в избирательной компании от Партии «Единая Россия». В результате я приобрела ценные знания и навыки в области избирательного права и организации выборов, что расширило мой кругозор и подготовило меня к дальнейшему участию в общественной жизни. Мой пример показал молодым людям важность активного участия в политической жизни страны и необходимость следить за соблюдением демократических принципов.
В соответствии с требованием постоянного профессионального роста учителя, я систематически совершенствую свои педагогические навыки посредством прохождения курсов повышения квалификации и самостоятельного обучения. При планировании своего педагогического развития я внимательно выбираю программы курсов, чтобы они максимально соответствовали моим потребностям. Переподготовка осуществляется как в очной форме, так и дистанционной, включая использование информационно-коммуникационных технологий
Сведения о повышении квалификации:
2017 год, Профессиональная переподготовка: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», по программе «Олигофренопедагогика» с присвоением квалификации "Педагог-дефектолог (учитель-олигофренапедагог)", 504 часа;
2022 год, "Концептуальные подходы к преподаванию предметов "История России" и "Обществознание" в свете требований ФГОС», ГАУ ДПО Институт развития образования по Республике Башкортостан, с 17 января 2022 года по 26 января 2022 года, 72 часа;
2022 год, «Цифровые средства обучения в работе педагога», Негосударственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «Актион-МЦФЭР», с 01 февраля 2022 года по 31 марта 2022 года, 72 часа;
2022 год, «Основные направления организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС (дистанционно)», ГАУ ДПО Институт развития образования по Республике Башкортостан, с 26 сентября 2022 года по 05 октября 2022 года, 72 часа;
2023 год, «Профессиональные компетенции педагогов коррекционных учреждений в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» и национальной стратегией учительского роста», ГАУ ДПО Институт развития образования по Республике Башкортостан, с 06 февраля 2023 года по 15 февраля 2023 года, 72 часа;
2024 год, «Основные направления организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО», ГАУ ДПО Институт развития образования по Республике Башкортостан, с 12 февраля 2024 года по 27 февраля 2024 года, 72 часа.
Сообщаю о себе следующие сведения: Профессиональное образование:
Образование высшее, окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет, Историк. Преподаватель истории по специальности «История», 2005 год;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Квалификация магистр, Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста», 2020 г.
Стаж педагогической работы (по специальности) 17 лет, в данной должности 17 лет; в данном учреждении 5 месяцев.
Имею следующие награды:
Благодарность образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» - Региональный координационный центр сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО за продвижение ценностей ЮНЕСКО, формирование у обучающихся патриотизма, гражданских качеств, уважения к разнообразию и международной солидарности сети школ ЮНЕСКО РФ, 2023 г;
Благодарность Региональной общественной организации в Республике Башкортостан «Открытое сердце» за успешное участие в проведении проекта «Друг другу навстречу», 2021 г;
Благодарность Региональной общественной организации в Республике Башкортостан «Открытое сердце» за успешное участие в проведении проекта «Расправляя крылья», 2022 г;
Благодарность Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан за большой вклад в организации и проведение избирательной компании по выборам депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, 2023 г;