СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта работы классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Эффективность воспитательной работы в аспекте коллективной творческой деятельности обучающихся как личностно ориентированной воспитательной технологии».

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы классного руководителя»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Александровская ОШ»









Описание опыта работы

Кононенко Татьяны Петровны,

классного руководителя 11 класса

Александровской ОШ І – ІІІ ступеней

по теме:

«Эффективность воспитательной работы в аспекте коллективной творческой деятельности обучающихся как личностно ориентированной воспитательной технологии».


















г. Донецк

2016















Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.

С 1 сентября 2009-20010 уч.г. я стала классным руководителем 5 «Б» класса. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как начинающему классному руководителю, необходимо было вначале увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития каждого ученика.

Какой ребенок находится передо мной? Каковы его жизненные ресурсы? С какими трудностями он может столкнуться? Как недостатки ребенка превратить в его достоинства? Какой ключик откроет дверь к взаимопониманию и взаимосотрудничеству? Эти вопросы я задавала себе, когда подбирала методики изучения и способы коррекции развития личности каждого ребенка в классе. Успешное решение наиболее острых учебных проблем и задач невозможно без тщательной работы по изучению и всестороннему развитию личности каждого учащегося.

Для того чтобы лучше узнать учеников в классе (а следовательно, помочь им, к примеру, "влиться" в коллектив!), составить объективное мнение о каждом из них с целью изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики, определить уровень сформированности классного коллектива, состояния в нем деловых и межличностных отношений, выявить воспитательные возможности родителей и определить эффективность учебно-воспитательного процесса, я применяю анкетирование учащихся и их родителей, психолого-педагогическое тестирование, методы групповой и индивидуальной самооценки. Я использовала следующие методики: методика «Несуществующий зверь»; диагностика самостоятельности ребёнка для учащихся и родителей; диагностика «Уровень конфликтности личности»; диагностика «Мой портрет в интерьере»; диагностика «Доминирующие мотивы учения»; анкетирование «Необходимые и интересные предметы»; рисуночная диагностика «Выходной день в моей семье»; диагностика «Недописанный тезис»; различные тесты и анкетирования для родителей учащихся.

Результаты таких диагностических исследований дают мне возможность более точно определить цели и задачи работы с классом, выявить приоритетные направления развития и самоосуществления личности школьника.

Диагностические исследования показали, что большинство ребят отличаются активностью, любознательностью, широким кругом интересов не только к предметам естественного цикла, но и к музыке, спорту, компьютерной технике. Тогда стало ясно, что приоритетным направлением в воспитательной работе должно стать направление «Интеллект» с учётом выбранной мною методической темы: “Развитие творческой и интеллектуальной личности в школьной воспитательной системе”.

Исходя из проведенной диагностики, мною была определена следующая цель воспитательной работы: формирование и наиболее полное развитие личности с устойчивым поведением, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации и самоопределению в социуме.

На выбор цели повлияли интересы и потребности учащихся и родителей, среди которых можно выделить следующие:

  • желание детей строить взаимоотношения по законам добра и красоты на основе общечеловеческих ценностей;

  • чувствовать себя в окружающем социуме комфортно;

  • стремление развивать интеллектуальные способности, расширять кругозор на основе постижения культурных ценностей родной страны;

  • потребность детей ориентироваться в своей жизни на лучшие примеры общества и мировой цивилизации;

  • желание родителей видеть своих детей здоровыми, добрыми, отзывчивыми, духовно богатыми, интеллектуально развитыми.


Для достижения целевых ориентиров и удовлетворения потребностей определены задачи и ожидаемый результат:
























































В отношениях с детьми я соблюдаю следующие правила:

  1. Проявление уважения к личности ребенка.

  2. Принятие его личных целей, запросов, интересов.

  3. Проявление понимания и уважения к каждому моменту в жизни ребенка.

  4. Предоставление ребенку возможности задавать вопросы и получать ответы. Необходимо понимать, что ребенок не может знать все. Если он хочет сделать выбор самостоятельно, дайте ему несколько советов. "Он выбирает один и, совершив его, оценит сам" (Я. Корчак "Как любить детей").

  5. Ориентир на потенциально возможные успехи ребенка. Необходимо ставить его в положение, наиболее приемлемое и комфортное для него, следить за его успехами и всегда поощрять их, поддерживать.

В классе реально действуют органы самоуправления, ребята со всей ответственностью относятся к своей "должности". Совершенно равнодушных к делам класса и школы нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие. Учащиеся любят проводить вместе время и в школе, и вне ее; стремятся к общению, мальчики и девочки дружат между собой.

По моему мнению, класс может являться эффективным средством воспитания личности только в том случае, когда в нем создан хороший коллектив. Класс хорош, если в нем хорошо каждому ребенку. Я предоставляю ученикам реальную возможность участвовать в самоуправлении. При проведении классных и школьных мероприятий стараюсь заинтересовать детей, для того чтобы каждый ребёнок принял в них участие. Все дети от природы наделены различными способностями. Поэтому ребенку нужно предоставить возможность выбора из множества различных видов деятельности те, которые ему ближе. Чередование коллективных творческих поручений позволяет каждому учащемуся занимать активную позицию в построении жизнедеятельности класса, что положительно влияет на формирование его организаторских способностей, умения управлять своим «Я», раскрывать и развивать свои потенциальные и реальные возможности. Поэтому не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом, свободно сделанным выбором.

Поскольку дети в моем классе в основном имеют логический склад ума, но к сожалению не очень любят читать, то одной из приоритетных форм является познавательная деятельность, направленная на расширение кругозора учащихся. При подготовке к каждому внеклассному мероприятию я стараюсь так направить работу класса, что в результате каждый ученик для выполнения своего конкретного задания обязательно посетит библиотеку (школьную или районную), обратится к дополнительной литературе или, что в последнее время стало очень простым, найдёт необходимый материал в сети Интернет. Именно по этому принципу ребятам было предложено проведение еженедельных информационных часов «Хочу всё знать». В качестве примера хочу привести одно из таких мероприятий, посвящённое международному женскому дню 8-ое марта. Мы назвали его «Из истории праздника. Судьбы знаменитых женщин мира». Дети сами находили интересный материал, а затем составляли презентацию по этим материалам. Получился очень занимательный «Информационный час», где дети делились друг с другом своими находками, а демонстрировали их с помощью презентации.

При планировании воспитательной работы в классе мы учитываем и методику коллективных творческих и ключевых дел школы в целом. Таким образом, воспитательная работа с классом в ключевом деле школы выглядит так:

1. Совместное планирование воспитательной работы класса по теме ключевого дела школы, выбор актива класса.

2. Анкетирование и диагностическое исследование учащихся класса.

3. Подготовка и проведение классных часов.

4. Подготовка и проведение информационных часов «Хочу всё знать».

5. Правовые лекции с привлечением работников детской комнаты милиции.

6. Интеллектуальные игры.

В моём классе, как вы знаете, нету ни одного ребенка, который стоит на внутришкольном контроле и это, я так думаю, и есть результат моей воспитательной работы!!!

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине.

Но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом.

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом,

Будь самым красивым окунем в озере!

Если ты не можешь быть капитаном,

Кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдётся работа на корабле жизни,

только найди своё дело.

Если ты не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе,

Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.


































ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ


«Эффективность воспитательной работы в аспекте коллективной творческой деятельности обучающихся как личностно ориентированной воспитательной технологии».


Информация об опыте


Сведения об авторе опыта:

Кононенко Татьяна Петровна , учитель украинского языка и литературы


Условия возникновения, становления опыта

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и прежде всего – в школе, где многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами, учащимися и родителями. Основу этих отношений всё в большей степени составляют сотрудничество и равноправное партнёрство.

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем 11 класса, очень разного и по социальному, и по интернациональному составу, и по уровню общительности ребят. Именно поэтому и возникла мысль: выстроить внеклассную работу так, чтоб каждый был погружен в деятельность, нашел себя, проявил себя как личность, и, в то же время, была поставлена задача сформировать коммуникабельный, дружный коллектив единомышленников с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей путем создания воспитательной системы, направленной на обеспечение благоприятных условий для обучения, развития и социализации каждого ребенка. Технология коллективной творческой деятельности в сочетании с личностно ориентированной технологией как нельзя лучше способствует реализации всех этих задач.

Актуальность опыта

В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей. Поэтому классический вариант коллективной деятельности, предложенный И.П.Ивановым еще в середине прошлого века, несколько утратил свое назначение. За последние несколько десятков лет страна стала другой, ценности и идеи в обществе претерпели огромные изменения. Общение с детьми показало, что многие из них стремятся к лидерству в различных видах деятельности. В настоящий момент идея лидерства в рамках личностно-ориентированного КТД понимается нами широко: каждый может быть лидером в учебе или творческой деятельности, спорте или трудовых делах, а если шире – в семье, на работе, политике, науке, искусстве.

Что значит воспитать гражданина своей Родины? Безусловно, это, прежде всего, значит развить активность и ответственность, что является базовыми качествами лидера. В подобной трактовке лидерство может стать привлекательным средством самореализации личности в целом. Исходя из неоднородности контингента класса, пришла к необходимости сделать акцент на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитывая то, что основное направление образования и воспитания в школе – адаптация учащихся к жизни в современном обществе, а модель личности выпускника школы предполагает гармонично развитую личность, считаю, что применение коллективной творческой деятельности в сочетании с личностно ориентированной технологией очень актуально на сегодняшний день.

В основе ведущей педагогической идеи опыта лежит использование идеи воспитания лидерских качеств личности. Так как лидерские качества могут применяться человеком в различных контекстах жизни, и сложно придумать однозначный, законченный список этих качеств, то их формирование как одно из условий личностного роста будет восприниматься каждым ребенком по-разному (реализация личностно-ориентированного подхода), а их развитие будет являться актуальным как залог успеха, а следовательно, выступать мотивирующим фактором для участия каждого в КТД. Поэтому считаю, что развитие лидерских качеств может стать основной воспитательной задачей в разных коллективно-творческих делах: от праздничного концерта до реализации научного проекта. А главное – это поступательное движение вперед: от простого – к сложному, от личности – к коллективу. А еще – идея сотрудничества и сотворчества.

Длительность работы над опытом. В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. В классе организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классе осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.

Работая классным руководителем больше 10 лет, я 17 лет работаю в нашей школе. Опытом работы в рамках коллективной творческой деятельности заинтересовалась давно, элементы же личностно ориентированной технологии я включила в свою воспитательную деятельность чуть более 5-ти лет назад, когда в печати появилась первая информация об экспериментах педагогов-новаторов в этой технологии. Тем более, что потребность в изменениях в работе уже возникла: изменился социум, изменились требования к личности выпускника школы, меняются формы воспитательной деятельности.

Диапазон опыта

Коллективная творческая деятельность — важнейший путь гармонизации педагогической жизни любого образовательного учреждения. В нашей школе идея реализации КТД осуществляется на протяжении многих лет, она прописана в Концепции Программы воспитательной системы школы, в соответствии с которой строится работа во всех классных коллективах, а это значит, что в ОУ создано единое воспитательное пространство. Идея внедрения этой формы работы была одобрена, поддержана администрацией школы, самое главное, принята ребятами школы.

Так в моем плане воспитательной работы как классного руководителя появился ряд мероприятий, которые перекликались с школьными делами: деловые игры, мозговой штурм, коллективные и групповые выездные мероприятия (совместный досуг, который проводился как при участии родителей, так и совместные мероприятия с ребятами других классных коллективов, «Дни открытых дверей», Дни самоуправления, встречи с интересными людьми и др.).

Воплощая в жизнь фразу «Школа – наш второй дом», на одном из классных часов было принято решение стать активными участниками большого школьного коллективного творческого дела в рамках социального проекта «Уютный школьный дворик», целью которого было благоустройство школьного двора. Таким образом, классная система воспитательной работы является неотъемлемой частью системы воспитательной работы школы.

Теоретическая база опыта

В последнее время в педагогике все чаще встречается слово «технология». В сфере обучения для многих стал убедительным тот факт, что с помощью технологического подхода удается гарантировано достигать желаемый результат. В сфере воспитания же сама возможность использования технологий подвергается сомнению. Между тем структура многих воспитательных дел, проводимых с определенными педагогическими задачами, может быть весьма технологична, то есть гарантировать получение определенного педагогического результата.

Успех КТД зависит от того, насколько оно будет творческим, а значит, будет делаться не по шаблону или заранее подготовленной заготовке, а всякий раз будет выступать в разных вариантах, всегда выявит разные возможности, это дело, в котором всегда есть место импровизации.

В основу своей работы я взяла основные принципы коллективной творческой деятельности, которую предлагаю детям в начале каждого нового дела:

  • сами планируем;

  • сами организуем;

  • сами проводим;

  • сами анализируем.

КТД от других воспитательных мероприятий отличается постановкой воспитательных задач. Стараюсь ставить задачи, делая это незаметно для детей в процессе реализации дела.

Технология опыта

Имея в виду большое разнообразие форм воспитательной работы, на мой взгляд, особенно важно овладеть методикой создания и реализации форм коллективной творческой деятельности. К сожалению, часто обычные мероприятия педагоги называют коллективными делами, что связано с искаженным пониманием творческой деятельности, ее идей, логики и принципов организации, которые разработаны И.П. Ивановым и его последователями.

Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом:

1) учитываются интересы и потребности каждого;

2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения;

3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;

4) данная форма является по исполнению неповторимой.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии, как правило, педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. В процессе же коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Коллективная творческая деятельность в сочетании с личностно-ориентированной технологией отражает как нельзя лучше социальному заказу общества, т.к. сегодня востребована коммуникабельная личность, обладающая лидерскими качествами, умеющая презентовать себя в коллективе, а значит, имеющая активную жизненную позицию и могущая реализовать свои способности.

Стараюсь следовать технологии, организация которой предусматривает шесть стадий. Рассмотрим технологию работы с коллективом на каждой стадии.

Первая стадия — предварительная работа. Необходимо установить место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определить конкретные воспитательные задачи, выяснить различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумать способы проведения своих замыслов, наметить действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определить возможности активизации деятельности каждого участника. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом важно не диктовать, не навязывать, а размышлять вместе.

Так, при подготовке презентации классного коллектива «Знакомьтесь: это мы!» в форме коллективного творческого дела, которое проходит в нашей школе в начале учебного года, мы с ребятами обязательно проводим мозговой штурм, или Аукцион интересных идей, в котором участвуют все ребята класса. Поскольку это дело проводится в школе не первый год, цели им уже знакомы. Они предлагаюттакие формы представления коллектива, которые будут наиболее интересны и смогут презентовать класс необычно. Так решается вопрос «Что сделать?». Вопрос «С кем?», как правило, в этом конкретном деле не стоит, однако при подготовке других событийных классных дел коллектив чаще всего приглашаются к сотрудничеству либо ребята из других классных коллективов, либо сверстники из других ОУ, реже – родители, так как на сегодняшний день мои ученики – это одиннадцатиклассники, и им интереснее общение со сверстниками.

Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела, внутри которого, равно как и внутри каждой микрогруппы задание выбирает себе каждый член коллектива. Обсуждение планирования дела происходит таким образом, чтобы значимое дело нашлось для каждого по его возможностям и интересам.

Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Поэтому велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, пытаюсь по-товарищески побуждать детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Пытаюсь увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях подсказываю варианты выполнения работы, даю совет по использованию источников для поиска.

Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами. Мои воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Стараюсь, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направить детей, регулировать их настроение, помочь сгладить неудавшиеся моменты.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Как правило, у нас это общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД иногда провожу и другими средствами: опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.

Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями. Говорили о том, чему научились. Беру все это на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД стараюсь приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые дела.

Результативность опыта

Эффективность такой технологии очень велика. Результатом работы является положительная динамика уровня воспитанности, мониторинг которого я провожу регулярно по методике Третьякова П.И. и Щурковой Н.П. Динамику показатели уровня воспитанности можно проследить в таблице:













Анализ результатов по отдельным направлениям показал, что имеется положительная динамика в отношении к общественной работе:



Уровень сознательного отношения к общественной работе, количество участников остается стабильно высоким – 86%. Наблюдается рост отношения и к коллективу сверстников (до 89%), положительная динамика отмечена и в отношении к моральным нормам, и в отношении к самому себе. Кроме того, на 27% снизился уровень тревожности коллектива, повысилась учебная мотивация, происходят изменения в развитии уровня общительности учащихся (показатель повысился на 38% по тесту В.Ф. Ряховского), коэффициент сплоченности классного коллектива изменился с 0,51 до 0,81 за последние 3 года, что свидетельствует о положительной динамике в формировании классного коллектива. Эти результаты получены по данным социометрического теста, который ежегодно проводится мной совместно с психологом школы с целью мониторинга результатов деятельности как классного коллектива в целом, так и каждого обучающегося в отдельности.

Такая методика является эффективным средством для стимулирования самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого ученика. Если подключить учащихся к оценке самих себя, то методика побуждает их глубже анализировать свои действия и поступки, формируя у них адекватную личностную самооценку.

Таким образом, приходим к выводу, что эффективность реализуемой мной технологии и форм работы с классным коллективом достаточно эффективна, о чем свидетельствуют не только собственные наблюдения за классным коллективом, но и результаты.

в своей работе с детьми я помню и руководствуюся словами В.А.Сухомлинского: «У каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и весёлым звоном».

Педагог, который воспитывает детей, должен отвечать многим требованиям. И на этом непростом пути мне помогают строчки Б. Окуджавы:



«Совесть, благородство и достоинство

вот оно, святое наше воинство,

Протяни ему свою ладонь,

за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

но зато умрешь как человек».



И пусть эти простые правила, но они всегда помогают мне в моей непростой, но интересной и нужной работе.



Вы думаете, «классным» быть легко?
Не спать от мыслей долгими ночами
И вслушиваться в шум учеников,
И спорить с тем, кто не доволен мелочами.



Прожить сто жизней, добрых и плохих,
Чужой бедой болеть однажды.
Да, может «классным» быть легко,
Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.



Я никогда ни от кого не жду поблажек,
И долю «классного» я с честью донесу.
Должна возиться с кипами бумажек
Порой ночами во втором часу



И снова «классный» делом перегружен
Но так ему не выжить одному.
Ведь сам себе зачем он будет нужен.
Когда не нужен он ученику?














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!