МКОУ Сергиевска СШ
Даниловского района
Волгоградской области
Бизнес-план
«Мини – кроликоферма»
Выполнил: ученик 8 класса Пивоваров Александр
Руководитель: Шеломанова О.И. учитель технологии,
«Заслуженный учитель РФ»
2016год
Резюме
Интересно, что же происходит в России с потребление крольчатины. По весьма непонятной причине этот бизнес на самом деле нигде (кроме Китая, разве что) ни развит на достаточном уровне. Так, в Европе на долю крольчатины приходится только 2% от всего объема потребляемого мяса. Подсчитать это не сложно, поскольку в среднем европеец за год съедает 100 кг. различных видов мяса и только 2% из них приходятся на крольчатину. Интересно, какой среднегодовой объем потребления этого мяса в России. На самом деле статистики как таковой нет, но довольно простой подсчет данных позволяет сказать, что среднестатистический россиянин съедает за год 2,67 грамма крольчатины. И это вовсе не шутка, а самая что ни на есть суровая правда. Получается на одного человека, который съедает кролика за год, приходится более тысячи человек, которые крольчатины за этот год в глаза не увидят. На самом деле статистика для меня оказалась удручающей.
Поэтому, видом моей деятельности будет разведение кроликов на убой с последующей продажей мяса, тушек, печени, жира, шкурки.
Кроликов буду выращивать с использованием передовых технологий и качественных кормов. Это обеспечит высокое качество готовой продукции, большой выход мяса, что в последующем отразится на моей прибыли. Использование таких технологий выращивания кроликов обеспечит низкую себестоимость единицы продукции, что даст возможность установить цены ниже рыночной и привлечь покупателя.
Ожидается производительность мини-фермы в 144 голов в год на забой, что обеспечит годовую реализацию мяса в объеме 432 кг, печени – 43 кг, шкурок – 144 шт., жира – 43 кг. Это обеспечит ежегодный доход в размере 206340 рублей. Постоянные ежегодные затраты на производство составят 21128 рублей. Планируется установить цену на продукцию данной фирмы немного ниже рыночных, чтобы привлечь покупателя. Для начала бизнеса планируется взять долг у родителей в размере 21128 рублей. При постоянной прибыли долг полностью будет погашен уже на втором году деятельности предприятия. На третьем году деятельности, после выплаты долга, планируемая чистая прибыль предприятия составит 597892 рублей.
При первоначальной прибыли окупаемость предприятия составит 1,5 года.
Рентабельность предприятия – 28,5%.
1. Характеристика товара
Современная порода Новозеландских белых кроликов имеет крепкое строение цилиндрической формы туловища, небольшую голову с короткими тонкими прямостоячими ушами, глубокую широкую грудь; короткую прямую спину, переходящую в широкую крестцово-поясничную область с округлым крупом. Ноги прямые, толстые и крепкие.
Волосяной покров блестящий, белый, коротковатый и плотный. Живая масса самцов 4,5 кг, самок — 5 кг. Самки несколько длиннее самцов. Длина туловища 49,5 см (у самцов— 47,5 см).
Плодовитость крольчих — восемь крольчат в помете. Сохраняются хорошо. Рождаются белыми, к месячному возрасту приобретают окраску взрослых особей. Обладают высокой энергией роста — среднесуточный прирост живой массы 40-45 г, в двухмесячном возрасте масса составляет 1,8 — 2,3 кг, в трехмесячном — 2,7-3 кг. У взрослых кролей 3,8-4,2 кг Убойный выход — 56-60%. В тушке — 82-85 % мяса. Кролики плодовиты — это значит, что мне не прийдеться закупать сотни кроликов для начала моей кроличьей фермы, достаточно трех пар породистых кроликов, и уже через год можно вырастить "стадо" численностью более 200 голов! А это 350 – 580 кг. экологически чистого, весьма питательного мяса и более 200 шкурок высочайшего качества — продукции, пользующейся на рынке неимоверным спросом. Заметьте, все это я могу получить только от трех – четырех крольчат, без учета их такого же скороспелого и плодовитого потомства. Себестоимость выращивания 1 кг. кроличьего мяса в разы меньше себестоимости выращивания 1 кг. Говядины или свинины, но о сравнении цен я здесь речи не веду, как вам известно 1кг. крольчатины заметно выше цениться. А если учесть, что даже туже корову вырастить гораздо сложнее, чем 200 кроликов, вот вам бизнес почти без усилий.
Я буду заниматься выращиванием кроликов для последующей продажи мяса, печени, шкурок и жира.
Диетическое и экологически чистое мясо кролика как нельзя лучше отвечает современным требованиям. Нежный вкус и питательность, усвояемость и низкое содержание жиров и холестерина ставят его на одно из первых мест.
Печень кролика является весьма полезным продуктом не только взрослым, но и детям. Она помогает восстановить организм после тяжелых инфекционных болезней, полезна при болезнях почек и приятна на вкус в качестве приготовленного блюда.
Шкурки используются для пошива разного рода одежды. Субпродукты используются в качестве корма для животных (собак).
Планируется выращивание около 144 кроликов на забой в год.
2. Оценка рынка сбыта
При оценке рынка сбыта нужно руководиться тем фактом, что продукцию кролиководства будут употреблять «все».
Основными покупателями будут мясные рынки, частные лица. Шкурки будут покупаются (в данных условиях проживания)сельскими скорняками. Однако многое в успехе сбыта зависит от близости, хотя и мелких городов. Предполагается ориентация на г. Михайловку и р.п. Даниловку.
Субъектами кролиководческого бизнеса являются в основном малые социально - ориентированные, чаще всего семейные, фермы.
Основу рынка крольчатины составляет именно продукция домашних хозяйств, а также небольших частных организаций. Такие хозяйства не в силах самостоятельно полностью удовлетворить потребности потребителей в качественной крольчатине.
Поэтому на рынке будет существовать спрос на мою продукцию, потому что она будет дешевле и качественнее.
3. Конкуренция
На рынок поставки импортного мяса кролика на настоящий момент времени практически не осуществляются.
В основном, на рынке продаж крольчатины представлена продукция частных домохозяйств. С учетом подорожания кормов сокращаются поставки на рынок крольчатины с их стороны, хотя они занимают сегодня доминирующее положение на рынке. С учетом таких данных, прямых конкурентов на рынке продаж крольчатины в Волгоградской области нет.
Главной особенностью производства является то, что на рынке всегда существует спрос на продукцию сельского хозяйства.
В таблице 1 показаны рыночные цены на продукцию моих конкурентов и приведены приблизительные цены на мою продукцию
Таблица 1 – Цены на продукцию
| Продукция | Цены конкурентов руб | Мои цены руб |
| Мясо | 480 | 400 |
| Печень | 500 | 400 |
| Шкурки | 170 | 150 |
| Жир | 500 | 380 |
4. Стратегия маркетинга
Общественные исследования известных европейских, американских, и австралийских фирм маркетологов, а также собственные исследования компании показывают, что во всех странах мира, где мясо кроликов традиционно употребляется в пищу, спрос на этот продукт многократно превышает их собственное производство.
Предполагается реализация продукции на внутренний рынок. Исследования показали, что большой популярностью пользуется реклама в интернете, так как на сегодняшний день все больше и больше людей имеют выход в интернет. Поэтому планируется размещение рекламы в интернете и в газете. Ниже в таблице 1 указаны затраты на рекламу.
Таблица 2 – Затраты на рекламу
| Источник рекламы | Месячная стоимость, грн. | Годовая стоимость, грн. |
| Реклама в интернете | - | - |
| Реклама в газете | 100 | 1200 |
| Итого | 100 | 1200 |
Потребитель будет проинформирован о качестве продукции, ее экологических характеристиках. В дальнейшем благодаря именно качеству продукции и умеренным ценам планируется наращивание объемов моего производства.
5. План производства
Для организации деятельности понадобится 6крольчих и 2 крола, стоимостью 900 рублей (6кг х 150 рублей (живого веса)) каждое животное. Учитывая что одна миниферма занимает площадь в 6 м2, то для размещения всех миниферм понадобится 36 м2 земельной площади. Минифермы располагаются на открытом воздухе. Для расположения миниферм выбирается земля, проросшая травой, чтобы под ними не образовывалась грязь. Чтобы деревянные корпуса миниферм не прогнивали, они будут установлены на старые бетонные столбы.
Затраты на помещения.
Использую старые клетки для разведения кроликов.
Затраты на приобретение кроликов.
Соответственно нужны 6 кролематок и 2 самца. Приоритетной является порода «Белый великан», характеризующаяся большой массой. Ее я и буду выращивать. Стоимость одной кролематки составляет 1500 рублей. В моем случае понадобится:
1500руб х 6 = 9000 руб (кролекоматки)
1200руб х 2= 2400 руб (самцы)
Соответственно, если суммировать все эти затраты, то выйдет:
9000руб + 2400руб =11400руб
Затраты на ремонт и переоборудование помещений.
Таблица 3 – Затраты на ремонт и переоборудование клеток
| Наименование работ | Затраты, руб |
| Затраты на покупку сетки металлической | 1200 |
| Затраты на гвозди | 100 |
| Затраты на покупку доски | 1100 |
| Итого затрат | 2400 |
Общее описание производственного цикла.
Производственный цикл составляет 122 дня или 4 месяца. За это время
молодняк достигает 3,5-4 кг живого веса, из них 2 кг чистого мяса. После этого начинается убой и реализация продукции. За год происходит 3 производственных цикла, за которые одна самка выводит около 24 кроликов. Планируемая производительность предприятия – 144 голов в год на забой.
Анализ оборотных средств.
Что касается оборотных средств, то к ним относят материалы, которые нужны для конечного выхода продукции. В данном случае к оборотным средствам относятся корма для кроликов.
Кролики питаются исключительно сеном и комбикормом. Одному кролику необходимо 14 кг комбикорма и 7 кг сена на один цикл (122 дня).
Таблица 4 – Затраты на содержание одного кролика
| Вид продукта | Цена за кг., руб | Норма за 1 производственный цикл, кг. | Норма в день, кг. | Норма в мес., кг. | Стоимость на 1 цикл, руб |
| -комбикорм | 8 | 14 | 0,115 | 3,45 | 112 |
| -сено | самовыкос | 7 | 0.058 | 1.75 | - |
| Итого | | | | | 112 |
Примерные затраты на содержание кроликов одного цикла:
112руб х 144=16 128руб
При использовании данной технологии кролики никогда не болеют. Поэтому нет расходов на вакцинацию и витаминный рацион. Потребность в кормах рассчитывается сразу на один производственный цикл.
Для перевозки необходим транспорт. Доставка продукции осуществляется домашним автомобилем.
ат выращивание продажа
6. Организационный план
Все работы убойщика, сторожа, уборщика и основного рабочего для присмотра и обслуживания минифермы я буду выполнять сам. Предполагается вызов частного ветеринара 1 раз в неделю и вызов несколько раз в неделю при болезнях кроликов.
Таким образом, общая сума издержек в год составит 21128рублей
.
8. Оценка рисков
Деятельность предприятия всегда поддается риску быть нарушенным из-за определенных непредвиденных ситуаций. Именно поэтому нужно спланировать деятельность таким образом, чтобы избежать таких ситуаций или быстро возобновить нормальное состояние предприятия. Все основные риски перечислены в таблице.
Таблица 9 – Оценка рисков
| Возможные риски | Меры снижения влияния риска |
| - Болезни кроликов | Это, пожалуй, самый большой риск. Хоть и выбранная предприятием технология максимально минимизирует этот риск, но он, все же, существует. Для его устранения на предприятии проводится постоянный осмотр кроликов ветеринаром, и, в случае болезни, проводится немедленное реагирование и устранение очага заболеваний. |
| - Экономические риски связаны с неплатежеспособностью потребителя, неустойчивостью спроса, снижения цен конкурентами. | Постоянная работа с клиентами, совершенствование товара, гибкая ценовая политика, повышение качественных параметров продукции. |
| - Производственные риски | Четкое календарное планирование работ, лучшая организация проводимых работ. |
| - Финансовый риск | Основная мера по снижению риска заключается в разработке инвестиционно-финансовой стратегии, целью которой является попадание в зону прибыльного функционирования. |
9. Финансовый план
Для того чтобы успешно начать выращивание кроликов планируется стартовый капитал разделить на собственные средства (30%) и средства, взятые в долг (70%), которые необходимы для покупки основных и оборотных фондов, для оплаты разного рода издержек.
Рассчитаем необходимую сумму стартового капитала, изучив затраты предприятия за производственный цикл.
Таблица 10 – Стартовый капитал предприятия, руб.
| Статьи затрат | Величина затрат, руб. |
| Сырье и материалы (кролики и корм) | 27528 |
| Затраты на рекламу | 1200 |
| Затраты на переоборудование и ремонт | 2400 |
| Всего | 31 128 |
Таким образом, для начала деятельности предприятия необходимо 31 128 рублей. Из них 64% - 20 000 руб. я возьму в долг у родителей, а остальные 30% - 11 128рублей составляют собственные деньги. По предварительным расчетам, долг будет погашен за 1,5 года.
Рассмотрев схему погашения долга, рассчитаем себестоимость продукции моей фермы. Расчет себестоимости проведем не за год деятельности предприятия, а за один производственный цикл – 122 дня. Поскольку вся продукция получается с одного объекта - кролика, то для расчета себестоимости необходимо вычислить долю каждого вида продукции (мясо, шкурки и т.д.) в процентном выражении через соотношение с общим доходом.
Таблица 12 – Доли видов продукции в денежном соотношении, %
| Продукция | Доля |
| Мясо кролика | 71,9% |
| Печень | 7,5% |
| Шкурки | 13,5% |
| Жир | 7,1% |
Рассчитаем затраты на кролика для одного производственного цикла.
Таблица 13 – Затраты на одного кролика для производственного цикла
| Статья затрат | Величина, руб |
| Корм | 5376 |
| Реклама | 1200 |
| Затраты на переоборудование и ремонт | 2400 |
Переходя к рассчету себестоимости, необходимо учесть вес каждого вида продукции в одном кролике. Так, например, мяса в одном кролике – 2 кг, поэтому нужно разделить себестоимость всего мяса с кролика на 2 и так далее.
Таблица 14 – Себестоимость продукции
| Статья затрат | Норма распределения |
| Мясо (за 1 кг) | Печень (за кг) | Шкурки (за шт.) | Голова (за шт.) | Жир (за кг) | Компост (за кг) |
| | 68,68% | 8,24% | 10,99% | 1,65% | 8,24% | 2,20% |
| Корм | 11,92 | 23,84 | 4,77 | 0,72 | 23,84 | 0,05 |
| Реклама | 0,89 | 1,79 | 0,36 | 0,05 | 1,79 | 0,00 |
| Затраты на переоборудование и ремонт | 0,86 | 1,72 | 0,34 | 0,05 | 1,72 | 0,00 |
| Полная себестоимость | 29,59 | 59,17 | 11,84 | 1,78 | 59,17 | 0,12 |
Для того чтобы привлечь потребителя, нужно на первое время цены на продукцию сделать ниже рыночных, но не на много, иначе потребители будут считать ее некачественной. Цены на продукцию данного предприятия приведены в таблице.
Таблица 15 – Цены данного предприятия на продукцию , грн.
| Показатели | Продукция |
| Мясо (за 1 кг) | Печень (за кг) | Шкурки (за шт.) | Голова (за шт.) | Жир (за кг) | Компост (за кг) |
| Полная себестоимость | 29,59 | 59,17 | 11,84 | 1,78 | 59,17 | 0,12 |
| Цена продажи | 49,00 | 98,00 | 18,50 | 2,90 | 97,00 | 0,19 |
| Наценка | 19,41 | 38,83 | 6,66 | 1,12 | 37,83 | 0,07 |
Для сравнения в таблице 16 показаны рыночные цены на такую продукцию.
Таблица 16 – Рыночные цены на продукцию
| Показатели | Продукция |
| Мясо (за 1 кг) | Печень (за кг) | Шкурки (за шт.) | Жир (за кг) |
| Рыночная цена | 480,00 | 500,00 | 170,00 | 500,00 |
Рассчитаем доход предприятия за год.
Таблица 17 – Расчет дохода предприятия
| Продукция | Объем реализации, ед. | Доход, руб./год |
| Мясо | 288 | 115200 |
| Печень | 10 | 12000 |
| Шкурки | 144 | 21600 |
| Жир | 10 | 11400 |
| | Общий доход | 160200 |
Рассчитаем издержки предприятия.
Таблица 18 – Издержки предприятия за год
| Статья издержек | Величина, руб. |
| Корм | 21128 |
| Реклама | 1200 |
| Затраты на переоборудование и ремонт | 2400 |
| Всего | 24728 |
Предприятие платит единый 10% налог на прибыль, так как годовой доход меньше 1 млн. грн.
Рассчитаем чистую прибыль предприятия для первого года деятельности.
Таблица 19 – Расчет чистой прибыли
| Доход | Издержки | Чистая прибыль |
| 160200 | 31128 | 129072 |
Найдем приблизительное время окупаемости предприятия:
Т=265612,33/ (132705,01+19410,5)=1,5 года
Рассчитаем рентабельность производства:
R=Чпр/Сп*100%
R=132705,01/310204.8=42.78%
Найдем точки безубыточности:

Так как на предприятии существуют только постоянные издержки в размере 170239,68 грн., и переменные – корм для кроликов, в размере 124992 грн., а на единицу товара – 43,4 грн. Цена реализации всей продукции с одного кролика составляет 176,95 грн. Тогда точка безубыточности предприятия:

Таким образом, объем производства при котором затраты на производство будут равны доходу от продажи товара: 1275 кроликов.
Список информационных источников
«Что нужно кролику?», И.Н. Михайлов
Кролиководство. Кролики МИАКРО. www.print-index.ru
Михайловское акселерационное кролиководство. www.miakrooren.ru
«Секреты пушистой фермы», И.Н. Михайлов
Сельское хозяйство. http://www.zoobiznes.ru/
Ра