Урок развития речи по русскому языку в 5 классе. «Описание животного»
Автор: Голуб В.В.
Организация: МБОУ СОМШ № 44 г . Владикавказ
Цели: закрепить навыки определения описания как типа речи, анализа текста и его составления; развивать мотивацию к познавательной и творческой деятельности; прививать любовь к братьям нашим меньшим.
Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать тип речи; составлять план, составлять текст-описание животного в соответствии с задачами художественного стиля речи; передавать свои эстетические впечатления, используя средства выразительности.
Оборудование: компьютер, проектор,, презентация, аудиозапись.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап
Приветствие учителя. Детям предлагается ознакомиться с презентацией «Наши верные друзья». Звучит «Песня о собаке» (Е. Крылатов, из к/ф «Приключения Электроника»). В результате беседы с учителем ученики определяют тему урока, устанавливают цели.
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Обсуждение вопросов:
В каких жизненных ситуациях мы можем говорить о собаках, читать о них или слушать? Тексты каких стилей речи, жанров, типов речи в каждом из этих случаев обычно создаются?
С текстом какого типа речи будем работать сегодня? Как вы определили? (сделан 1 кадр фотопленки) К какому стилю речи обратимся? Почему? Подсказкой послужит распечатанный текст песни.
Какова главная мысль нашей работы? Детям предлагается конкурс на возможные заглавия конструируемых текстов.
Давайте вспомним особенности текстов-описаний. Аналитическая работа с таблицей.
Учитель предлагает ученикам текст-описание животного.
Малыш – это красивая болонка. Она небольшого роста, шерсть у неё снежно-белая, завивается и висит на боках и на мордочке, как у барашка. Длинные уши и коротенький хвостик совсем теряются в шерсти.
Мордочка у болонки смешная: приплюснутый носик и большие, тёмные, я бы сказал, выразительные глаза. Так как у Малыша длинная шерсть между ушек, то ее закалывают брошкой, чтобы она не лезла в глаза.
Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. Когда собачка бежит, то она забавно семенит ими.
Малыш очень любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам: становится на задние лапы, лезет своей мордочкой в карман и начинает скулить.
Малыш любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит, но зато не любит причёсываться, наверно, ему это причиняет боль.
Охотно идет гулять. Стоит показать ременной его поводок, и он бежит ближе к двери.
Хорошо слышит телефонный звонок в коридоре и начинает громко лаять и царапать дверь.
Задания
Определите стиль текста.
Тип текста.
Объясните лексическое значение слов: выразительные (глаза), семенит (ножками).
Найдите в тексте и выпишите примеры: сравнения, эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Составьте план текста.
Возможный вариант плана:
Общее впечатление (кличка, порода)
Внешний вид: голова, морда (глаза, уши, нос), туловище (размер, шерсть), лапы, хвост
Повадки
Работа проводится в парах с последующей социализацией результатов. Учитель использует раздаточный материал и ресурсы мультимедийной доски.
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Работа проводится в группах. Детям предлагаются тексты для редактирования. Результаты работы представляются классу с последующей защитой и обсуждением. Учитель контролирует и вносит коррективы.
Задание 1.
Прочитайте сочинения пятиклассников. Они написаны в форме письма. Понравились ли вам письма, интересно ли было их читать? Что удалось, на ваш взгляд, авторам? Есть ли недостатки? Могли бы вы дать ребятам какие-то советы, если бы прочитали письма до отправки? Какие?
А) Здравствуй, дорогая Оля!
Я сейчас пишу тебе, а рядом сидит мой новый маленький друг. Ты, наверное, догадалась, что мне подарили щенка. Оля, ты не представляешь себе, какой он смешной. Я назвала его Джеком. У него такая необыкновенная окраска: огненно-рыжая. Из-под удивленно поднятых бровей смотрят любопытные и умные карие глаза. Хвост у Джека непомерно длинный, и, когда он ходит, хвост непослушно раскачивается во все стороны. Уши у моего щенка преогромные и, если он наклоняется, полностью закрывают глаза. Лапы, как и хвост, совершенно не слушаются своего хозяина. Стоит ему куда-нибудь заторопиться, он сейчас же падает, и все из-за своих непослушных лап.
Оля, напиши мне о себе. До свидания. Таня.
Б) Здравствуй, Сережа!
Недавно мне подарили очень забавного щенка. Если бы ты увидел, какой он смешной. Кроме этого – игрун и забияка. Даже сейчас, когда я пишу тебе это письмо, он теребит мои ноги. Щенок весь рыжий, когда я сажусь в кресло или ложусь спать, он всегда ложится рядом и сторожит меня. Если меня кто-нибудь тронет, он начинает недовольно рычать, так как лаять пока не умеет. Приезжай к нам в гости и сам увидишь его.
Александр.
Задание 2.
Устраните повторы.
Однажды я нашел на улице щенка. У щенка были грустные глаза. Глаза у него были большие и карие. Наш Дружок мне очень нравится. У Дружка рыжая шерстка с белыми пятнами.
Динамическая пауза
Включение изученного в систему знаний
Учащиеся получают вариативное задание, самостоятельно выполняют его с последующей самопроверкой по эталону. Учитель координирует деятельность учащихся и контролирует выполнение заданий.
Задание 1.
Используя материал урока и жизненный опыт, опишите вашу «знакомую» собаку. Постарайтесь убедить читателя в том, что животное действительно интересное, что вы его хорошо знаете и любите. Вспомните, как собака охотится, играет, открывает дверь, выполняет команды, встречает хозяина.
Задание 2.
Восстановите текст.
Дружок – это … щенок .Шерсть у него … . Мордочка … . У щенка … глаза и … нос. Ушиу него … . У Дружка … лапки и … хвост. Он любит … .
Рефлексия
Ученики отвечают на вопросы:
Чему научились на уроке?
Что показалось трудным?
Над чем следует поработать еще? Что понравилось, запомнилось?