Опыление. Значение опыления

Категория: Биология

Конспект урока в 6 классе. урок составлен с использованием групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Опыление. Значение опыления»

Тема урока: Опыление. Значение опыления. (6 класс)

Урок разработала и провела

учитель биологии МОУ сош р.п.Сурское

Сорокина Н.Н.

Цели и задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.

Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать,

систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, с дополнительным материалом.

Воспитательные: способствовать эстетическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные

Оборудование и ресурсы:

Компьютер, проектор, презентация, модель цветка.

Ход урока:

  1. Орг. Момент. Здравствуйте, ребята! Зовут меня Нина Николаевна. Урок мне охота начать словами натуралиста Винсона Брауна.

«Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нем появляются все новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола». Я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни цветковых растений. А помогать в работе нам будут цветы-настроения.

У вас на столах есть карта урока. В ней перечислены задания, с которыми мы будем работать. Также в этой карте вы себе будете ставить оценки. А для этого у нас есть критерии: все выполнено – 5, 1-2 ошибки – 4, больше 2 ошибок – 3.

2. Актуализация знаний

Чтобы лучше усвоить новую тему, нам необходимо вспомнить строение цветка. А в этом нам поможет Задание №1 «Повтори терминологию». ( Один учащийся работает у доски с карточками и моделью цветка. Все остальные выполняют задание в карте урока) на выполнение отводится 1 минута

После выполнения подвести итог. ( ученик , работающий у доски получает оценку - , все остальные проверили по образцу и поставили себе оценку.

Вывод: сколько 5, 4, 3 ( попросить поднять руку).

А теперь найдите в рабочем листе Задание № 2. Работа с текстом. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. 2 минуты

Религии разных народов по-своему объяснили значение цветков и соцветий в природе, приписывая им божественное происхождение. Предполагалось, что Боги одели растения в яркие наряды, чтобы научить человека отличать красивое от безобразного, чистое от порочного. Сладкий нектар в цветках считался божественным напитком. Чтобы люди не похитили нектар Боги «спрятали» его в глубине венчиков.

Вопросы: 1. А как яркую окраску венчиков в цветках, наличие нектара и соцветий объясните вы?

2.Зачем цветок рождается таким красивым, если он все равно завянет?

( ответы детей)

Молодцы ребята. Кто ответил также поставьте себе оценку 5.

Итог:

Вывод: значение красоты цветка, наличие нектара.

Так какие два очень важных процесса необходимы, чтобы растение давало плоды и семена? ( ответы детей .Правильно, цветение и опыление). И это тема нашего урока. Запишите на карте урока число и тему. Опыление. Значение опыления.

А теперь давайте определим цели нашего урока. Мы должны с вами ответить на 4 главных вопроса. Я начну, а вы продолжите

Что? (Что такое опыление?)

Кто? (Кто опыляет растения?)

Как ? (Как происходит опыление?)

Зачем? ( Зачем растениям опыление?)

Исходя из целей урока попробуйте определить проблему нашего урока.

(ответы детей)

Проблемный вопрос: Что произойдет, если не будет опыления?

Что же нам предстоит выяснить в ходе урока

(ответы детей)

  1. Что такое опыление?

  2. Виды опыления.

  3. Приспособления к опылению

И так, что такое опыление, найдите определение в учебнике на стр. 107 (После заслушивания ответов учащихся записывают определение в тетрадь)

Чтобы ответить на остальные вопросы мы составим с вами кластер, а для этого мы разделимся на четыре группы и выполним мини-проекты

1 группа Самоопыление

2 группа Перекрестное опыление насекомыми

3 группа Перекрестное опыление ветром

4 группа Искусственное опыление

На выполнение задания отводится 5 минут, а на защиту проекта 2 минуты.

План ответа вы можете найти в карте урока.

1.Определение

2.Приспособления к опылению

3 Представители (для 1-3 группы)

Для 4 группы

  1. Определение

  2. Значение

  3. Как осуществляют

Физкультминутка

1ряд насекомоопыляемые (машут как крыльями)

2ряд ветроопыляемые ( поднимают руки вверх и наклоняются вправо влево)

3 ряд самоопыление (хлопают в ладоши)

А теперь переходим к составлению нашего кластера - защите проектов.

Посмотрите внимательно на схему. На какие два типа мы можем разделить виды опыления.

(ответы детей)

А какой наиболее эффективный и почему?

(ответы детей)

Можем мы теперь ответить на проблемный вопрос Что произойдет, если не будет опыления?

(ответы детей)

4.Первичное закрепление.

Все ли ребята вам понятно?

Что мы узнали в ходе урока?

Те кто заработал цветочки настроения, кто участвовал в защите проекта вы получаете 5 баллов за урок

Остальные поставьте себе оценки в карте урока

Продолжите предложение

Я сегодня узнал…

Мне понравилось…

Урок дал мне для жизни…

И закончить урок мне охота словами

Я желаю вам, чтобы цветы всегда радовали нас своей красотой. Давайте сохраним эту красоту!




















Опыление



Искусственное

Естественное


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас