ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ семейного клуба
Бектяшкина Елена Дмитриевна, Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Северо-Енисейский детский сад №5»,
п.Северо-Енисейский Красноярского края, Россия.
В статье приведён опыт деятельности семейного клуба, действующего на территории Северо-Енисейского района, с целью сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ.
Ключевые слова: деятельность семейного клуба, социальная интеграция, психолого-педагогическая реабилитация, сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ, образовательная среда, ресурс, толерантность.
Одним из основных направлений министерства социальной политики Красноярского края в период с 2009-2014 год является совершенствование системы реабилитации инвалидов и модернизации управления социального обслуживания.
Люди с ограниченными возможностями здоровья – одни из менее защищённых слоёв общества, а значит, нуждаются в особенном внимании. По мнению министра социальной политики Красноярского края Г.Е. Пашиновой:
«Мы должны интегрировать их в общество, создавать комфортные условия жизни, обеспечивая равные права». Для решения этих непростых задач в крае реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда для инвалидов на 2011- 2013годы» [2].
Далее процитируем взгляд Д.А. Медведева на проблему сопровождения детей - инвалидов, который был озвучен на совещании по дополнительным мерам социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за детьми - инвалидами: « Государственная поддержка не может сводиться исключительно только к выплатам и льготам. Наша задача шире создавать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов, создать такую развитую систему реабилитации, чтобы граждане с ограниченными возможностями могли быть включены в полноценную жизнь.
В конечном счёте, необходимо в корне изменить отношение к таким людям в обществе…» [6].
Анализ глобальных проблем относящихся к сопровождению семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, позволил определить приоритетное направление деятельности семейного клуба, который работает на территории Северо-Енисейского района. Поэтому целью данного исследования является обобщение опыта деятельности семейного клуба, по сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Гипотеза: Сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ будет проходить успешнее при следующих условиях:
социальная интеграция детей с ОВЗ и здоровых детей старшего дошкольного возраста на базе семейного клуба
формирование этико-деонтологической культуры в системе «семья с ребёнком с ОВЗ - семейный клуб - семья со здоровым ребёнком»
Семейный клуб функционирует в районном центре Северо-Енисейский с ноября 2006 года. Объединение было организовано после участия инициативной группы в качестве делегатов от Северо-Енисейского района в первых Форумах матерей Сибири (2006г), семей Красноярского края (2007 г), проводимых Краевым центром семьи. Обмен опытом работы семейных клубов Красноярья, подчеркнули актуальность и необходимость организации в районе такого клубного общественного объединения, который был назван «Мама». Методические пособия, подаренные Краевым центром семьи всем делегатам форумов, стали хорошим подспорьем для продуктивной деятельности клубного объединения.
«Мама» реализует в районе социально значимые инициативы для повышения качества жизни социально незащищённой категории граждан: встречи – знакомства, спортивные соревнования и творческие мастерские с воспитанниками КГОУ «Тейский детский дом», вечера отдыха для многодетных семей района, разрабатывает социальные проекты для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
С 2010 года приоритетное направление деятельности семейного клуба «Мама» обусловлено проблемой роста семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Приведём статистику по Северо-Енисейскому району на 2013 год при общей численности населения - 11 тыс.117 человек, семей с детьми – инвалидами:
от 0 - 7 лет составило 30 % семей от общей численности семей района,
от 7 до 16 лет – 61 % семей от общей численности семей района,
от 16 - 18 лет – 9 % семей от общей численности семей района.
Чтобы подтвердить актуальность проблемы, приведём статистические данные по Северо-Енисейскому району (все статистические показатели детской инвалидности, приведённые ниже, представлены Отделом социальной защиты населения (ОСЗН) по Северо-Енисейскому району).
Динамика изменения численности детей-инвалидов по Северо-Енисейскому району Красноярского края по годам представлена в таблице 1
Таблица 1
| 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
Численность детей – инвалидов, чел. | 39 | 43 | 46 | 46 |
Численность детей – инвалидов от 0до 7 лет, чел | 21 | 20 | 16 | 14 |
Численность семей с детьми - инвалидами от 0до 7 лет, чел | 39 | 42 | 45 | 45 |
Особую озабоченность вызывает рост детской инвалидности.
Нас интересует численность детей – инвалидов от 0 до 7 лет, так как именно этот период самый сложный для семьи, в которой появился ребёнок – инвалид, семья ощущает себя в трудной жизненной ситуации. Именно в этот период ощущается сложность социализации в общество. Поэтому семьям необходима социально-педагогическая помощь.
Соглашусь с мнением многих исследователей в области проблемы сопровождения семей с детьми – инвалидами Т.В.Фуряевой, В.Г. Сухих, В.А.Чеха, Г.Ф.Нестеровой, Л.Ф.Сербиной и др., что большинство семей зачастую просто вычеркнуто из активной жизни. Дети-инвалиды с рождения вынуждены жить в замкнутом пространстве. Получить полноценное образование для них - большой вопрос. [6].
Большой проблемой является нежелание семей со здоровыми детьми отдавать детей в образовательные учреждения инклюзивного типа, чтобы не травмировать психику своих детей, таким образом, проявляя свой низкий уровень толерантности. Родители детей, имеющих пожизненный диагноз, в свою очередь, нередко сами выступают инициаторами изоляции. Они не хотят приводить в коллектив ребёнка, стесняясь его ограничений, замыкаются в своих проблемах, аргументируя это тем, что «толку все равно не будет», что «попытки изменить качество жизни в лучшую сторону к успеху не приведут...».
Организаторы семейного клуба «Мама» - инициативная группа высококвалифицированных специалистов, в которую входят – работник ОСЗН, педагог дошкольного образования, завуч по воспитательной работе СОШ, педиатр, психолог, работник районной библиотеки. Это - команда активных, творческих неравнодушных женщин - мам, постоянно стремящихся к поиску и имеющих большое желание помогать людям.
Поэтому для осуществления сопровождения таких семей, инициативной группе семейного клуба «Мама» необходимо было тщательно продумывать программу знакомства с семьями, чтобы расположить их к взаимодействию, основываясь на технологии сотрудничества, используя социо - игровые приёмы во взаимоотношениях со взрослыми и особенными детьми.
А за чашкой чая, по исконно русской традиции всегда приятней выстроить общение, легче вести беседу и раскрепоститься, найти союзников в решении общей проблемы.
Не сразу всё сложилось, на первую встречу за круглым столом в семейном клубе присутствовали родители детей - инвалидов из 5 семей. Они присматривались, с осторожностью шли на контакт, но со временем встречи становились более тёплые и численность семей, посещающих объединение «Мама» увеличилось до 15 семей, причём они стали участвовать полным составом (мама, папа здоровый ребёнок и ребёнок с ОВЗ или мама бабушка и внуки). Это подтверждает актуальность деятельности клуба и востребованность семей в его посещении.
Важно отметить, что инициативная группа осуществляет социально-психологическое и педагогическое сопровождение семей в условиях семейного клуба «Мама», имеющих детей с ОВЗ разных диагнозов ограничений и возраст детей гетерогенной группы от 2 до 9 лет. Встречи осуществляется 1 раз в квартал и чаще, по возможностям и желанию семей.
Для оказания помощи в преодолении трудностей социализации семей, имеющих детей с ОВЗ в общество в условиях клуба осуществляется интеграция с семьями, имеющими здоровых детей, посещающих МКДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5.
Социализация в общество осуществляется через координацию работы различных социальных институтов района
Соглашусь с мнениями многих зарубежных и отечественных учёных Я.А.Коменским, О. Шпек, Г. Штрассером, А.Савиной Т.В.Фуряевой, проводивших исследования в области проблемы интеграции разных детей и семей, что интеграция представляет сложный процесс, требующий серьёзной и внимательной подготовки, планирования, сопровождения и последующей рефлексии [7].
Одним из важнейших аспектов такой работы является создание условий для полноценного личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в ходе реализации мер по психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации с последующей интеграцией их в современное общество. Поэтому, спустя 2 года с момента посещения семьями клуба «Мама», после периода адаптации к условиям клуба (с письменного согласия всех семей), стали вводить здоровых детей 5 лет с их родителями для взаимодействия, сначала 3 семьи, затем 5, постепенно увеличивался состав до 12 семей со здоровыми детьми, в форме театрализованных представлений, концертных номеров, а позже в совместной игровой деятельности с участием в творческих мастерских по выбору самих детей, в соответствии с интересами и возможностями.
Соглашусь с мнением Г.Е. Пашиновой, министра социальной политики Красноярского края, что ограничение жизнедеятельности у людей с инвалидностью не означает ограничения способностей, таланта, стремления к самовыражению, к активной жизни. В крае достаточно примеров достижений инвалидов в самых разнообразных сферах. Успехов инвалиды добиваются ценой огромных усилий, преодолевая недуг, проявляя мужество, силу духа и воли, часто на пределе человеческих возможностей [2].
В качестве точки отсчёта в формировании этико-деонтологической культуры и деятельностного сотрудничества в системе «семья с ребёнком с ОВЗ – семейный клуб - семья со здоровым ребёнком» была выбрана антрополого-психологическая модель образовательной среды, предложенная В.И. Слободчиковым, которая включает в себя совместную деятельность субъектов образовательного процесса. В.И.Слабодчиков в качестве основных параметров образовательной среды предлагает рассматривать её насыщенность (ресурсный потенциал), структурированность (способ её организации). При этом, в социальном воспитании детей учитывается экопсихологический подход (В.И.Панов), согласно которому, образовательная среда – это система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия ещё не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности детей, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации [1,3].
На базе семейного клуба созданы зоны развития детей, уголки релаксации, оздоровления (дорожки здоровья для корригирующей гимнастики, оборудование для развития мелкой моторики), творческие мастерские (тестопластика, сказкотерапия, цветотерапия, имеется оборудование для игр с водой, песком). А также в наличии нетрадиционное оборудование для использовании нетрадиционных техник (монотипии, оттиска, кляксографии, набрызга) для художественной творческой деятельности. Таким образом творческое развитие детей с ОВЗ и здоровых детей в процессе социальной интеграции зависит от использования в полном объёме ресурсов и потенциала образовательной среды в условиях клубного объединения, непосредственное включение детей в межличностное общение друг с другом, организация совместного творчества и учёт особенностей образовательной среды обеспечивает динамическое развитие всех участников процесса интеграции.
Поэтому традиционными стали выставки детского и семейного творчества, совместные театрализованные представления, интеллектуальные викторины и конкурсы, праздничные программы и посиделки у самовара, сюжетно-ролевые игры и игры с включением способов арт-терапии, где у всех участников равные права и стартовые возможности, где комфортно всем. Для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ОВЗ, взяли за основу модель, предложенную клиническим психологом – практиком Сиротюк А.С. В статьях «Модель профессиональной деятельности психолога по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в процессе инклюзивного психического развития» и «Организация полисубъектной деятельности специалистов в системе инклюзивного образования» [4,5].
Заключение
Подводя итог, отметим что цель данного исследования реализована -обобщён опыт деятельности семейного клуба «Мама», по сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
У инициативной группы клубного объединения «Мама» накоплен опыт индивидуальных занятий с детьми с ограниченными возможностями, в соответствии с диагнозом особого ребёнка. В условиях клуба постоянно ведётся работа по формированию этико-деонтологической культуры у всех субъектов процесса социальной интеграции.
Общественным объединением «Мама» разработана программа социального партнёрства в системе «семья с ребёнком с ОВЗ - клубное объединение «Мама» - семья со здоровым ребёнком» где все участники – субъекты сопровождения семей с детьми с ОВЗ и сама семья проявляет активность и видит ресурс своей семьи.
Осуществляя сопровождение семей с детьми - инвалидами, был проведён практико-ориентированный семинар на тему «Формирование этико-деонтологической культуры в системе «семья с ребёнком с ОВЗ - клубное объединение «Мама» - семья со здоровым ребёнком». Это частично подтверждает второе условие гипотезы, для полного подтверждения необходимо провести диагностику толерантных и интолерантных установок личности родителей, проявляющиеся в процессе общения, посещающих клубное объединение «Мама». Была выбрана методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В.Бойко. Выбранные методики подходят и детям и родителям, их легко внедрить в педагогическую деятельность ДОУ и клубного объединения «Мама». В этом автор данной статьи видит направление своих дальнейших исследований для полного подтверждения гипотезы.
Литература
1. Мудрик А.В. Социализация человека. М: Академия, 2004.304 с.
2.Пашинова Г.Е. Социальная политика как аспект развития региона //Социальное развитие: Регион 24.- 2012 .- №1.- с.2-4
3.Савенков А.И. Образовательная среда // Школьный психолог.2008 №20 с 4-5
4.Сиротюк А.С. Модель профессиональной деятельности психолога по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в процессе инклюзивного психического развития» //Казанская наука. 2012. №3
5.Сиротюк А.С. Организация полисубъектной деятельности специалистов в системе инклюзивного образования //Alma Mater (Вестник высшей школы). М., 2012. № 4. http://www.sirotyk.ru/docs/5.docx
6.Сухих В.Г., Чеха В.А. Практика комплексной реабилитации инвалидов: методическое пособие для руководителей и специалистов сферы реабилитации инвалидов/КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения». – Красноярск: Красноярский писатель, 2010. – 108 с.
7.Фуряева Т.В., И.Г. Каблукова Дети и подростки в трудной жизненной ситуации: педагогическая теория, практика сопровождения и интеграции: коллективная монография; КГПУ им.В.П. Астафьева.- Красноярск, 2007.- 304с.
