СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД ТРЕТЬЕЙ КАТЕГОРИИ №16 «АЛЕНКА»
ПРОЕКТ
«Развитие творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования»
Мальцева Юлия Александровна
Воспитатель
I квалификационной категории
Ростовская область
Азовский район
с. Круглое
2024 год
Содержание
1. Паспорт проекта………………………………………………………………. 3
2. Актуальность………………………………………………………………….. 4
3. Цели и задачи проекта………………………………………………………... 6
4. Планируемый результат……………………………………………………… 7
5. Теоретическая база опыта……………………………………………………. 8
6. Механизм реализации проекта………………………………………………. 9
6.1. Ресурсы……………………………………………………………………… 9
6.2. Условия реализации……………………………………………………….. 10
6.3. Направления и формы работы…………………………………………….. 10
6.4. Методы работы……………………………………………………………... 11
7. Практическая значимость………………………………………………….... 12
8. Этапы реализации……………………………………………………………. 12
9. Используемые программы и технологии…………………………………... 21
10. Развивающая среда…………………………………………………………. 23
11. Система работы по развитию у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования……………………………………………………………… 24
12. Анализ результативности………………………………………………….. 28
13. Адресная направленность………………………….………………………. 29
Используемые источники…………………………………………………….... 29
Приложения…………………………………………………………………….. 31
Паспорт проекта.
Участники проекта: Дети дошкольного возраста 2-3 года, воспитатели группы, родители.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Вид проекта: групповой.
Длительность: долгосрочный
Срок реализации проекта: Август 2023 - Август 2024 г.
База реализации проекта: МБДОУ №16 «Аленка» с. Круглое.
2.Актуальность
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не достаточно сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, нанесение гуаши на природные материалы и т.д.).
Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
3.Цели и задачи проекта.
Цель: Формирование у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
Помочь детям овладеть различными техническими и навыками при работе с нетрадиционными техниками;
Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
Развивающие:
Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса;
Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию;
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитывающие:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
Воспитывать, внимание, аккуратность, целеустремленность;
Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
Оздоровительные:
Укреплять здоровье детей, используя комплексы здоровьесберегающих технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
Задачи для родителей:
Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми дошкольного возраста;
Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в семье.
4.Планируемый результат:
В результате выполнения проекта будут достигнуты следующие результаты:
Для детей:
Сформировать у детей младшего дошкольного возраста знания о нетрадиционных способах рисования;
Овладение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
Для родителей:
Повысить компетентность родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
Активизировать совместную деятельность детского сада и семьи в совместных творческих проектах.
Для воспитателей:
Обогатить предметно-пространственную среду по художественно-эстетическому развитию в группе.
Повысить профессиональный уровень и педагогическую компетентность педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей, посредством использования нетрадиционной техники рисования.
5.Теоретическая база опыта
Из всех видов изобразительной деятельности детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Хализовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.
Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».
По мнению современных педагогов – практиков таких как: А. А. Фатеевой, Г.Н. Давыдовой, И. И. Дьяченко именно нетрадиционная техника рисования позволяет раскрыть потенциал детских возможностей и способностей.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию. При таком рисовании неизвестно, какое изображение получится, но оно заведомо успешно по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности.
Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позиции «творца».
Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».
Рисование – большая и серьёзная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.
Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Известный педагог И.Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».
6.Механизм реализации проекта
6.1.Ресурсы
Кадровые ресурсы: воспитатели, социальные партнеры (заинтересованность в сотрудничестве).
Научно-методические ресурсы: научно-методическая литература (самообразование, научное и теоретическое обоснование); публикации (обмен и распространение опыта); конспекты занятий, комплекс игр, методические разработки и рекомендации педагогам и родителям, использование ИКТ (современные педагогические технологии).
Материально-технические ресурсы: групповая комната, оснащённая необходимой мебелью, оборудованием, развивающей средой в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; охраны жизни и здоровья воспитанников.
Информационные ресурсы: методическая литература, перспективное планирование, диагностический инструментарий, картотека игр и упражнений (в соответствии с тематическим планированием), сеть интернета, использование печатной продукции (журналы, картины, памятки, буклеты, информационные стенды)
Партнеры.
Родители дошкольников, педагоги дошкольного образовательного учреждения, заместители заведующего по УВР.
6.2.Условия реализации
Тематический подход;
Систематичность проведения;
Необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;
Наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии;
Специально оборудованная развивающая среда в группе;
Распределение в порядке нарастающей сложности;
Подчиненности заданий выбранной цели.
6.3. Направления и формы работы
Работа с детьми
Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.
Чтение загадок.
Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
Чтение художественной литературы.
Тестовые задания (дорисовывание кругов).
Беседы.
Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изо технологии.
Работа с педагогами
Консультации,
Беседы, рекомендации,
Мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования,
Выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети).
Работа с родителями:
Консультации.
Беседы.
Наглядная информация: буклеты, памятки.
Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).
Работа с социумом (детская школа искусств).
Создание развивающей среды.
6.4. Методы работы
Изучив современную классификацию методов обучения, я определила для себя методы, авторами которых являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин:
информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;
исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побуждать его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Стимулами являются:
Игра, которая является ведущим видом деятельности детей;
Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
Живая, эмоциональная речь воспитателя.
7. Практическая значимость:
Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения. Материалы данного опыта также помогут и будут полезны и родителям для занятий с детьми в домашних условиях.
8. Этапы реализации:
I Этап. Подготовительный (сентябрь 2023 - октябрь 2023 г.)
Цель: создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
II Этап. Основной (практический) (октябрь 2023 – май 2024 г.)
Цель: осуществление образовательно-педагогической деятельности по реализации проекта.
III Этап. Итоговый (май 2024 г.)
Цель: подведение итогов реализации проекта.
План действия по реализации проекта.
Гипотеза исследования: предположение, что использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение.
Проект реализуется в соответствии с инновационной программой детского сада «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Э.М. Дорофеевой, М.А.Васильевой М. На каждом этапе проекта решаются свои задачи.
I. Подготовительный (организационный).
Цель: создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
Мероприятие | Цель | Сроки выполнения | Ответственные |
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Повысить компетентность педагогов. | Сентябрь 1 неделя | Воспитатели |
Разработка содержания проекта:
| Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты | Сентябрь 2 неделя | Воспитатели |
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. | Определить объем и содержание работы по проекту. | Сентябрь 3 неделя | Воспитатели |
Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» | Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков. | Сентябрь
4 неделя | Воспитатели |
II Этап. Основной (практический) (октябрь 2023 - май 2024 г.)
Цель: осуществление образовательно-педагогической деятельности по реализации проекта.
Учебно–тематический план
Октябрь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Осеннее дерево». («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). | Отпечатывание сухих листьев. Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме. «Осенние листья» | Ладошками рисуем дерево и закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), осенние листочки; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
3 неделя | Оформление выставки «Золотая осень» | Привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом. | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Развивать творческое воображение; память; мелкую моторику пальцев рук. | |
Ноябрь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Наше солнышко». («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). | Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания); активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику. |
2 неделя | Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» | Продолжать знакомить родителей с основами рисования нетрадиционными способами | |
3 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество «Воздушные шарики» | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Рисуем ватными палочками кружочки и поролоновой губкой закрашиваем шарики в разные цвета. | |
4 неделя | Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста». | Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования | |
Декабрь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Первый снег («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). | Знакомить с техникой выдувание; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Как у нашего окна снеговик стоял с утра» | Закреплять технику нетрадиционного рисования (способом примакивания); активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику. | |
3 неделя | Оформление художественной выставки «Зимушка зима» | Познакомить детей с понятием «выставка»; её назначение; | |
4 неделя | Непосредственно образовательная деятельность («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). «Как красива наша ёлка» | Закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), | |
Январь | 1 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество «Деревья в снегу» | Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник (наносить белую краску на листья капусты и отпечатывать), активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве (используем в своём творчестве зубные щётки). | |
3 неделя | Консультация для родителей оформление в папках передвижках | Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования | |
|
|
| |
Февраль | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Рукавички» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). | Закрепить умение украшать рукавичку методом тычка, используя ватные палочки и жёсткую кисть, активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Зимние напевы» | Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги» (используя зубные щётки). Обогащать речь эстетическими терминами; активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику. | |
3 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество «Аквариум» | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Рисуем ладошками. | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Зимний лес» | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. | |
Март | 1 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию | Развивать желание нарисовать красивые цветы для мамы в технике «прижми и отпечатай»; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками (пальчики, тычёк, отпечатывание); украшая цветами открытку для мамы. | |
3 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Пушистые зайчата» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье») | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Закреплять с детьми умение рисовать «жёсткой кистью» | |
4 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию («Художественное творчество»), «Коммуникация», «Познание», Рисование ватной палочкой «Мячик для друга» | Продолжить знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения. | |
Апрель | 1 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Цыплята» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). | Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования «прижми и отпечатай»; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Ранняя весна» | Закрепляем навык складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. | |
3 неделя | Оформление художественной выставки «Весна» | Побуждать детей принимать активное участие; привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Грачи прилетели» | Закреплять навыки у детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
III Этап. Итоговый (май 2024)
1. Презентация проекта.
2. Мастер класс - повышение профессионального мастерства педагогов «Необычное в обычном».
3.Итоговая диагностика.
4.Обсуждение проекта для внедрения в работу ДОУ (заседание инициативной группы ДОУ).
5.Размещение опыта работы в интернете на сайте ДОУ и других интернет сообществах.
9. Используемые программы и технологии
Программы:
«От рождения до школы», инновационная программа под редакцией Н.Вераксы.
«Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада». Конспекты занятий, Комарова Т. С.
Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа, Лыкова И.А.
Технологии:
1.Личностно - ориентированная технология. Упражнения предлагаются по способностям, время выполнения индивидуально.
2.Игровые технологии. У дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Знакомство с цветом и его свойствами начинается в игре. Экспериментирование с материалом, смешение двух и более цветов, получение нового цвета для детей непростое обыденное дело, а самое настоящее чудо, которое происходит здесь и сейчас. Оно вдохновляет детей на поиск новых открытий. С помощью цветных карандашей, восковых, масляных мелков можно получить новые цвета и оттенки путем нанесения штриховки концом карандаша, мелка или растушевки мелков двух-трех цветов. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях.
3. Технология исследовательской деятельности (экспериментирование)
Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т.д.
Эксперимент выполняет еще одну важную функцию – он позволяет ребенку избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках.
4.Технология проектной деятельности. Активное использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников и в детском саду позволяет лучше узнать дошкольника, проникнуть во внутренний мир ребенка. Проектная деятельность детей предполагает выполнение ими коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом и родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники.
5.Информационно-коммуникативные технологии. Современный педагогический процесс изменился с появлением компьютера, увеличением потока информации, произошли культурные перемены, стремительно развивается наука. Это вызывает необходимость переориентации педагога с процесса передачи готовых знаний на процесс творчества, развития индивидуальности каждого ребенка, что особенно актуально в системе дошкольного образования. Чтобы развивать творческие способности дошкольников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к овладению современными технологическими приемами. В своей деятельности я активно использую средства ИКТ: компьютер (музыкальное сопровождение, просмотр видео, презентации), а так же интерактивную доску. Это позволяет мне обеспечить наглядность демонстрационного материала. Демонстрация презентаций на занятиях по изобразительной деятельности помогает лучше донести материал за счет использование большого количества иллюстраций. Так же в своей работе я использую мультимедийный проектор, демонстрируя видеоматериал виртуальных экскурсий по музеям города и не только. Обучение для детей становится более увлекательным и захватывающим, лучше усваивается материал, вызывая положительные эмоции.
6.Здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии, физминутки и динамические паузы, психогимнастика.
7.Технология ТРИЗ. Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебно-воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и по планированию изобразительной деятельности, обогащая ее своим разнообразием.
Цель введения методов приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей - воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изобразительной деятельности.
10. Развивающая среда.
Важная составляющая воспитательно-образовательной работы в ДОУ – создание предметно – развивающей речевой среды. Я постоянно провожу работу по созданию условий художественно – эстетического развития детей в соответствии с рекомендациями программы, используя преимущественно принцип интеграции различных видов деятельности. При создании среды учитываю соответствие возрастным и психологическим особенностям.
Для успешной реализации проекта создана развивающая среда. Центр «Мастерская творчества», где подобраны различные материалы для детского творчества (бумага разного цвета, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь и акварель), кисти тонкие и толстые, печатки и шаблоны, баночки для воды, салфетки, палитры, зубные щётки, свечи, листья, ватные палочки, трубочки для коктейля и т. д.).
Также имеются папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрациями к сказкам. Кроме того имеются изделия русских народных промыслов.
11. Система работы по развитию у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.
Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми и родителями. За время реализации проекта я использовала следующие формы работы:
Работа с детьми:
Дидактические игры, для развития воображения и фантазии.
Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
Чтение художественной литературы.
Беседы.
Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изобразительной техники.
Индивидуальная и самостоятельная деятельность.
Дидактические игры, для развития воображения и фантазии.
Воображение является психологической основой творческой деятельности. Воображение, тесно связанное с образным мышлением, имеет важное значение в искусстве, в процессе художественно-творческой деятельности.
Дидактические игры способствуют художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
Любой художник, изображая тот или иной предмет, те или иные события, выражает свое отношение к тому, что он изображает. Именно в этом заключается воспитательная сила искусства. Образы зверей, птиц, детей наших лучших художников – иллюстраторов полны теплоты, сочувствия к тем, кто добродушен, беспомощен, весел, бесхитростен, храбр, самоотвержен. Образы же хитрых, лживых, трусливых, жадных ясно раскрываются в оценке их художником, в его отношении к ним. Просмотр таких иллюстраций к сказкам и рассказам, хорошо знакомым ребятам, беседы о том, что это за люди, что за звери, какие они, как характеризуется их художник, как он относится к тому или иному герою, всегда увлекают детей. Такие просмотры – беседы не только эстетически воспитывают ребенка, они подводят его к этической (нравственной) оценке героев и событий. Подводят через впечатления от художественной выразительности образов, эмоционально воспринимаемых детьми. А дети эмоциональнее, чем взрослые люди, они всегда сопереживают.
Чтение художественной литературы.
Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве (красоту природных явлений, характерные особенности героев и др.). Например, организуя с детьми наблюдения за явлениями природы осенью на прогулках, беседой о ней, разучиванием стихотворений, предлагается нарисовать отдельные природные явления.
Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.
Беседы
Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем, не пользуясь наглядными пособиями.
Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т. д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.
Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изобразительной техники.
Используемые техники
Рисование ладошкой
Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
Рисование пальчиком
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск поролоном.
Способ получения изображения: делаем из поролона разнообразные маленькие фигурки (можно просто примакивать поролоном), а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
Оттиск смятой бумагой
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу (салфетку) к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Оттиск печатками из ластика, листьев.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Работа с педагогами
Консультация «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве».
Мастер-класс для воспитателей «Необычное в обычном»
Работа с родителями:
Беседы - это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет нам прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести.
Если инициатором беседы стал педагог, он заранее продумывает, с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним.
Анкетирование – это метод изучения позиции родителей по какой-либо теме. В моём случае это проблема развития творчества через нетрадиционные техники рисования. Анкетирование на тему «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».
Консультации - одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка.
«Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей”
«Развивайте творчество детей».
Стенды (уголок родителей) – это наглядная форма предъявления информации. На стендах мы размещаем информацию для родителей в виде консультаций, рекомендаций и фотоматериалов работы по данной проблеме.
12. Анализ результативности
Для определения уровня художественно – эстетического развития детей мною были проведены диагностические исследования в начале и конце учебного года.
Показатели уровня развития изобразительных умений у детей.
| Художественно- эстетическое развитие | |
Сентябрь 2023 г. | Май 2024 г. | |
в | 25% | 31% |
с | 49% | 53% |
н | 26% | 16% |
В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты:
В группе организованы выставки работ детей по нетрадиционным способам рисования;
У детей сформировались устойчивые знания и практические умения по данным видам нетрадиционного рисования;
Развит интерес к изобразительному искусству;
Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.
Выводы:
Данный проект помог развивать в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.
Родители стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
Мне как педагогу помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое, пополнить новыми материалами и пособиями. Я дальше буду продолжать эту интересную работу, и внедрять новые способы в рисовании.
13.Адресная направленность
Идея опыта подразумевает работу с детьми дошкольного возраста.
Опыт приемлем для творчески работающего воспитателя, стремящегося, чтобы каждый ребёнок был личностью.
Таким образом, отмечаем, что использование нетрадиционных техник рисования положительно влияет на творческий потенциал детей.
С педагогическим проектом «Развитие творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования» можно ознакомиться на личном сайте педагога.
Используемые источники
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2017.
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
Жукова О.Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста» Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс, 2020.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 2018.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2014. – 96с.
Ланина И.В., Кучеева Н.В. Изобразительное искусство для малышей – М.: Ранок, 2012.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2010.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2002.
Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Владос, 2002.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
Литвинова О.Э. «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность)», разработано в соответствии с ФГОС, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2019
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей
«Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»
Уважаемые родители, уделите несколько минут своего времени и ответьте на вопросы анкеты.
1. Интересуетесь ли вы тем, чем сегодня занимался ваш ребенок в ДОУ?
______________________________________________________________________
2. Чем ребенок любит заниматься дома?
Рисовать.
Лепить
Вырезать из бумаги.
Играть в игрушки
Другой вариант ответа.__________________________________________________
3. Считаете ли Вы, что у вашего ребенка есть творческие способности? Какие?
______________________________________________________________________
4.Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок?
Карандаши
Краски.
Цветными восковыми мелками.
Фломастерами.
Другой вариант ответа.____________________________________________________
5.Какие темы наиболее часто изображает ребенок?
_________________________________________________________________________
6.Как используются детские работы?
Собираются и хранятся
Устраиваются выставки.
Периодически рассматриваются с ребёнком.
Свой вариант ответа.______________________________________________________
7.Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования: необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и прочее?
_____________________________________________________________________________
8.Рисует ли кто-нибудь дома (взрослые, братья, оказывают ли они влияние на ребенка?
_____________________________________________________________________________
9.Рассказывает ли ребенок о своем рисунке, ждет ли похвалы, поощрения?
_____________________________________________________________________________
10.Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (ладошками, мелками на асфальте, пальцами на запотевшем окне, палочкой на песке и др.)?
Да (какие?)_______________________________________________________.
11.Проявляет ли ребёнок интерес к живописи, графике, скульптуре, народному декоративному искусству?
_________________________________________________________________________
12.Посещаете ли с ребенком выставки, музеи?
__________________________________________________________________________
13.Смотрите ли с ребенком телепередачи, посвященные знакомству с изобразительным искусством?
_____________________________________________________________________________
14.Ваши пожелания в работе по изодеятельности
____________________________________________________________________________
Приложение 2.
Дидактические игры для развития воображения и фантазии:
1. «УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ»
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).
Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.
Примечание: При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.
2. «РАДУГА»
Цель игры: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.
Оборудование: образец рисования радуги, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится).
Ход игры: когда все подготовлено на столах детей, воспитатель говорит, что сегодня игра будет посвящена радуге, и спрашивает, видел ли кто-нибудь радугу на улице, в какое время года это было – зимой или летом, какая погода была в это время – солнечно или только что прошел сильный дождь.
После того как дети ответят на поставленные вопросы, воспитатель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге: каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).
Следующим этапом можно попросить ребят нарисовать радугу самостоятельно, используя для этого акварельные краски. Если дети в группе хорошо усвоили материал и знают способы получения разных цветов из красного, синего и желтого, то они вполне могут нарисовать радугу, используя для этого только три основных цвета.
В случае если малыши к этому еще не готовы, то воспитатель просит их нарисовать данную картинку, используя уже готовые краски фиолетового, оранжевого и зеленого цветов.
3. «ПОДБЕРИ СИЛУЭТ К ИГРУШКЕ»
Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.
Ход игры: Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы.
Варианты игры могут быть разнообразны. Например, на картинке изображены реальные предметы, дети отбирают вырезанные из картона силуэтные изображения и накладывают на реальные изображения.
4. «КТО БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ НАРИСУЕТ КРУЖОЧКИ»
Цель игры: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, восковые мелки, листы бумаги.
Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток.
5. «СОБЕРИ УЗОР»
Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.
6. «ВОЛШЕБНЫЕ КЛЯКСЫ»
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.
Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
«ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»
Цель: развивать действие соотнесения по форме.
Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму. Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу. Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.
8. «ОБЛАКА-ЗАГАДКИ»
Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.
Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.
9. «ХУДОЖНИК И ЕГО ПОМОЩНИКИ»
Цель: закрепить знания детей о профессии художник и его рабочих инструментах.
Игровое правило: Дети выбирают из набора разнородных предметов только предметы изобразительного творчества, необходимые художнику для создания картины.
Игровые действия: Дети поочередно называют предмет изобразительного творчества, педагог его выбирает из общего зрительного ряда и кладет в «корзину» художника.
Игровой материал: «корзина» художника, зрительный ряд: бумага для рисования, гуашь, пастель, краски, кисти, карандаш простой, карандаши цветные, палитра, тряпочка, кукла, машинка, пластилин и др.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми разнородные предметы. Детям предлагается выбрать только те предметы, которые являются орудиями труда художника. Дети по очереди называют предмет изобразительного творчества и его назначение, педагог убирает его в «корзину» художника.
Приложение 3.
Консультации для педагогов
«Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве»
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
А вот техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т. д.)
Техника «Рисование мозаичными мазками» - пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.
Интересная техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.
Можно использовать технику «Рисование углём» - уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.
Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» - позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.
Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т. д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:
- Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
- Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
- Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
- Развивается мышление, речь, воображение
- Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
- Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
- Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Чувство фактурности и объёмности;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Приложение 4
Дидактические игры, направленные на развитие художественных навыков.
«Бегите ко мне!»
Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.
Ход игры: В вазе стоят синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Дети берут по одному, воспитатель — четыре флажка (всех цветов).
Воспитатель предлагает детям посмотреть на флажки, помахать ими. (Далее дети выполняют задание по показу воспитателя.)
-Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, жёлтого, зелёного) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.)
-Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой флажок, и если их цвета совпадут, то бегите ко мне.
Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют.
«Собери капельки в стакан»
Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.
Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. Используется шесть цветов спектра.
«Украсим ёлочку»
Цель: учить детей группировать оттенки по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет.
Ход игры: У детей силуэтные изображения ёлочных игрушек. На мольберт ставится планшет с изображением ёлочки.
Воспитатель называет какой-нибудь цвет и те из детей, у кого есть игрушка такого цвета, вешает её на ёлочку.
«Подбери предметы похожего цвета»
Цель: упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету.
Ход игры: Вариант 1
На двух столах расставляются игрушки. Воспитатель даёт каждому участвующему предмет или игрушку одного из цветов спектра. Каждый ребёнок должен подобрать все игрушки аналогичного цвета. Выполнив задание, дети меняются игрушками, и игра повторяется снова.
Вариант 2
Дети образуют пары. Воспитатель раздаёт каждой паре играющих листы бумаги, на которых красками нанесены различные изображения разных цветов. Определив, какого цвета изображение на листе, дети подходят к столу, на котором вперемежку лежат картинки с разноцветными предметами, и выбирают нужные карточки.
«Собери цветик – семицветик»
Цель: Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.
Ход игры: Воспитатель выкладывает круги шести цветов. Ребёнок подбирает лепестки соответственно цвету середины.
Приложение 5
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования»
«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»
Пабло Пикассо
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги и т. п.
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Нетрадиционные техники рисования:
Рисование мыльными пузырями
Подмешайте немного акварели в мыльный раствор для пузырей. Разложите на полу бумагу для рисования и попросите ребенка выдувать пузыри – они будут садиться на бумагу и создавать причудливые узоры.
Выдувание трубочкой
Разведите немного краски и налейте небольшое количество на бумагу, дайте ребенку трубочку и позвольте выдуть любой узор (только следите, чтобы ребенок дул на краску, а не всасывал ее).
Рисование пальчиками
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки или свеча + акварель
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.
Печать по трафарету
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
Кляксография обычная
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Тычок жёсткой полусухой кистью
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование на мокрой бумаге.
Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет -снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.