Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка
Бековского района Пензенской области
Опыт участия образовательной организации в региональном проекте
«Образование для жизни»
Составили:
Трифонова Л.А.,
Чулкова В.А.,
Каляева Н.С.,
Илюшина С.М.,
2016
Свою задачу МБОУ СОШ с. Вертуновка Бековского р-на Пензенской обл. видит в формировании у школьников компетенций, востребованных в современной социальной жизни и региональной экономике. С этой целью выстраивается система работы по социализации и профессиональной ориентации обучающихся посредством проектной деятельности.
Начиная с 2010 г. в нашей школе реализуется проект «Обучение через предпринимательство», в результате которого было установлено взаимодействие школы и бизнеса, обеспечивающее предпринимательские подходы к жизни, готовность успешно трудиться на благо своего села, региона, страны.
В процессе работы над проектами учащиеся:
- устанавливали контакты с сотрудниками разных структурных подразделений и отделов предприятий разной формы собственности (одно из крупнейших предприятий р-на ООО «Вертуновское», ИП «Стригунов С.В. и ИП «Аникеева Е.Н»), сотрудничали и общались на профессиональном уровне;
- работали вместе со взрослыми, развивая такие черты как инициативность, целеустремленность, способность решать проблемы, самостоятельность и социальная компетентность.
Так как одной из приоритетных отраслей экономики Пензенской области является производство и переработка сельскохозяйственной продукции, то учащимися совместно с ООО «Вертуновское» были разработаны такие проекты как:
- «Производство хлебобулочных изделий на пекарне ООО «Вертуновское»;
- «Производство сахарной свеклы за последние 3 года в ООО «Вертуновское»;
- «Производство свинины в ООО «Вертуновское»;
- «Возрождение овощеводства открытого грунта в ООО «Вертуновское».
Сотрудничая с частными предпринимателями, учащиеся разработали бизнес-планы по разведению кроликов ИП «Аникеева Е.Н.» и бизнес-план по расширению ассортимента готовой продукции пилорамы ИП «Стригунов С.В.».
Главное, участие в проекте «Обучение через предпринимательство» способствовало изменению мышления и действий всех его участников - учащихся, педагогов, родителей, представителей бизнессообществ.
В реализации подпроекта «Промтур» участвовало 98% учащихся 1-11 классов и сотрудничали следующие предприятия местной администрации: различные структурные подразделения 2 крупных предприятий ООО «Вертуновское» и ООО «Бековский сахарный завод», библиотеку БДЦ и детсад «Сказка» с. Вертуновка, пилорама ИП «Стригунов С.В.», магазин ИП «Демидов», участковая больница и парикмахерская ИП «Наталия» п. Сахзавод, «Кувака и К» Каменского района. По результатам посещений предприятий учащимися вместе с классными руководителями были разработаны памятки участников экскурсий.
В подпроектах «PRO100 профессий» и «Галерея славы» приняли участие до 90% учащиеся 2-8 классов. Младшеклассники, участвуя в конкурсе рисунков, с удовольствием нарисовали профессию своих родителей или профессию своей мечты. Учащиеся среднего звена собрали и оформили материал обо всех выпускниках средней школы, о трудовых династиях родного села и выдающихся земляках, добившихся жизненного успеха, создали Книгу памяти о ветеранах Великой Отечественной войны и банк исследовательских работ краеведческого материала. Был заново создан и открыт для всеобщего обзора школьный краеведческий музей. Материалы были представлены на районном семинаре «Село, люди, достижения» и с любовью оформлены в рекреации школы в виде стенда «Галерея трудового почета и славы». ОУ получило Сертификат «Школы реальной жизни».
Учащиеся нашей школы совместно с учителями и родителями написали исследовательские работы для научного школьного общества на основе местного краеведческого материала, например:
- «История происхождения фамилий села Вертуновка»;
- «Как становятся героями» (о героях Советского Союза ВОВ и Афганистана);
- «Создаем будущее» (о праздниках и традициях с. Вертуновка);
- «Социальная толерантность» (об инвалидах социума нашего села);
- «История школьного интерната»;
- «Антикризисная программа среднестатистической российской сельской семьи» и другие.
- Экологический проект «Спасем земли от эрозии» (в рамках пахотных земель ООО «Вертуновское»);
- Бизнес-проект школьного лесопитомника «Думая о будущем» (о выращивании саженцев дуба из желудей);
- Экологический проект «Наш дом – Земля», в рамках которого на протяжении 8 лет проводились исследования воды в реке Хопер и воздуха в селе Вертуновка.
Так как наша школа является социокультурным центром села Вертуновка, то учащиеся, учителя активно участвуют в региональном проекте «Живи, село!», который содействует дальнейшему развитию нашего села и его социокультурного центра.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Это осуществляется в начальных классах Вертуновской школы. Посещая кружки «Полезные навыки», учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе, глубже изучается материал. На занятиях раскрываются у обучащихся творческие способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии ребенка. Приобретая социальный опыт, каждый ребенок ощущает свою уникальность и востребованность.
«Полезные навыки» предполагают использование различных видов деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
«Полезные навыки» помогают скоординировать движения кистей рук обучающихся, развить творческое воображение, сформировать интерес к творческой деятельности, развить культуру общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
У обучающегося будут сформированы: интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
В результате занятий обучающиеся получают широкий спектр возможностей развивать свои личностные универсальные учебные действия.