СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

А статье раскрыты основные этапы исследовательской деятельности, которые дают  возможность формирования и развития  УУД. Проведение исследовательской деятельности в 1-4 классах.

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы»


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Мир не стоит на месте. С каждым годом все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В арсенале инновационных педагогических идей особое место занимает исследовательская деятельность, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему.

Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Сегодня каждый современный педагог задает себе вопросы. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое?

Ответить на эти вопросы помогает организация учебной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм

По методике А.И. Савенкова можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

1. Выделение и постановка проблемы.

На данном этапе мы определяем актуальную тему исследования (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование, соц. опрос и т.д.) и конкретную цель. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос: зачем мы его проводим. Очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения

2. Выработка гипотез.

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов «предположим», «допустим», «возможно».

3. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).

Это непосредственно работа самого будущего исследователя под руководством учителя и при помощи консультантов (родители).

Важно помнить следующие моменты:

 планирование работы;

 работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, фильмы, работа с информацией из Интернета или электронными источниками);


Новые федеральные образовательные стандарты предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также периодической литературы, публикаций, радио и телепередач.

Важно на этом этапе дать больше самостоятельности, чтобы ребенок мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

4. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).

Структурирование полученного материала, анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов.

5. Представление результатов исследовательской деятельности

Представить результат своей работы можно в разнообразных формах:

1. Отчеты (устные, письменные, с демонстрацией материалов, например, в «Дневнике юного исследователя»).

2. Презентации, фильмы, макеты, сборники и др.

3. Завершающий этап исследовательской работы – это защита. Свои работы дети представляют на школьных, районных, городских и республиканских конференциях

Таким образом, анализируя эти этапы, мы видим, что они дают возможность формирования и развития таких блоков УУД, как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследования, легко можно представить возможности формирования коммуникативных универсальных действий. Принимая во внимание то, что в результате проведенных исследований ребенок получает не только определенный продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и о возможности формирования личностных УУД.

Организация условий для исследовательской деятельности как нельзя лучше способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и требований времени.

Проведение исследовательской деятельности

в 1–4-х классах

Работа по стандартам второго поколения предполагает исследовательскую деятельность по всем образовательным областям начальной школы, а особенно по окружающему миру.

Цель этих уроков – научить учащихся делать открытия посредством предъявления ребенку системы экспериментальных заданий. Условные обозначения в учебнике – пиктограммы предлагают: «длительный эксперимент», «опыт», «подумай сам». Проводим маленькие исследования, связанные с детским жизненным опытом. Для этого используем индивидуальные «конверты исследователей», в которых помещены этапы учебно- исследовательской работы ребенка

Таких этапов четыре:

1-й этап – выбор темы (ребенок ее выбирает самостоятельно, чаще всего используя в начале картинку).

2-й этап – постановка вопроса (кладет в конверт ключевые слова задаваемых вопросов).

3-й этап – проведение исследования (дети, умеющие писать, записывают на листочках; не умеющие – передают информацию через рисунок).

4-й этап – подведение итогов (собранные материалы достаются из конверта, анализируются, выделяются наиболее значимые, важные). Результат работы чаще всего представляется в виде рисунка или коллажа.

Данная методика предназначена для начинающих исследователей. Она дает неплохие результаты в первых классах и позволяет учителю разглядеть «потенциальных исследователей»

Работа по формированию исследовательской деятельности предполагает:

1-й этап. 1-й класс

В 1-м полугодии – творческие работы учащихся: поиск стихов, пословиц, загадок по темам (рисунки) и их сочинение, устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. В результате возникает исследовательское поведение уже в обыденной жизни: интерес к рассматриванию, к экспериментированию с игрушками, картинками и даже с едой за столом.

Во 2-м полугодии расширяем рамки работы и включаем сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.


2-й этап. 2-й класс

Учимся не только собирать информацию из устных источников, но и пользоваться дополнительной научной литературой; могут оформлять некоторые записи самостоятельно, но все это еще происходит под руководством учителя.

3-й этап. 3–4-е классы

В 3-м классе дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию самостоятельно преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

В 4-м классе работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить исследование самостоятельно.

Очень важное место в организации исследовательской деятельности учащихся занимает и внеурочная деятельность. В рамках внеурочной деятельности в классе можно организовать кружок «Я – исследователь».

По итогам школьной научно-практической конференции выбираются лучшие работы для участия в конференциях муниципального и республиканского уровней.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе:

 формирует исследовательские умения;

 способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого предмета знаниями из других областей: истории, биологии, химии, художественной литературы;

 объединяет детей и родителей в активной поисковой деятельности;

 способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и запросов времени.

Если ученик сумеет провести самостоятельное исследование, справится с работой, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что нужно учить именно тому, что может пригодиться

В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а сам процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Исследовательская работа ребёнка - это не просто работа. Это путь формирования особого стиля учебной деятельности. Он позволяет изменять обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У детей формируется самое важное – потребность в познавательной деятельности.

Открытие мира – главная задача учителя начальных классов, что и является актуальным в современной школе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!