Организация работы с одаренными детьми по математике
(основная средняя школа)
После проведения стартовой работы в 5 классе мы определяем уровень обученности за курс начальной школы. Проводим несколько уроков повторения материала за начальные классы, затем входной мониторинг или входные срезы знаний. Определяем уровень знаний обучающихся для составления работы с личностно ориентированным обучением. При использовании проектной деятельности не каждый ученик сможет выполнить задания самостоятельно. Использование групповой формы работы дает возможность определить учеников с разными способностями в одну группу. При выполнении заданий и определении доли выполненной работы в каждой группе выделим обучающихся с высоким уровнем знаний, логическим мышлением, интуицией. Эти дети и будут формировать маршрут выполнения задания под контролем учителя.
Выполняя цель обучения: интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, которые ребенок сможет применить в дальнейшей жизни на практике, приходим к возникновению вопроса: как обеспечить качественное обучение каждого ребенка? Каждый ребенок должен получить знания в соответствии со своими способностями и возможностями - это решается личностно ориентированным подходом в обучении. Сухомлинский В.А. отмечал: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал много плодов».
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в каких-то видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется своими достижениями (или у него есть внутренние предпосылки для достижений) в определенных видах деятельности. Одаренность определяется интеллектуальными способностями, превышающими средний уровень. Работа по развитию одаренных детей должна вестись в направлении их интеллектуальных, творческих и личностных возможностей. Задача педагога помочь одаренным детям самореализоваться. Можно использовать во время урока карточки разного уровня сложности и дать возможность обучающимся выбрать свою карточку по уровню сложности: А; Б; С. Можно дать карточки, в которых 1;2;3- задания обязательного уровня сложности. №4- задачи, в которых нужно использовать необходимые теоремы, свойства, определения для решения задач (практическое применение полученных знаний). №5- творческие задания. Дети решают все задания и определяют сами уровень своих знаний. По итогам выполненных заданий учитель выставляет отметки и анализирует индивидуальную траекторию каждого обучающегося.
К творческим заданиям относятся: составить задачу, кроссворд, ребус, анаграмму, выполнить проект, исследовательскую работу. Выполнить творческую работу обучающиеся могут в виде электронной презентации, реферата, макета, газеты, книжки - раскладушки, в которых освещены результаты анализа и получение конечного результата, вывод. Для работы с одаренными детьми можно использовать готовые интернет ресурсы: марафоны, олимпиады, математические ребусы, задачи на взвешивание, переливание, на совместную работу, вероятность события, геометрические задачи на разрезание, составление необходимых фигур.
Эти задания можно использовать на уроке, внеурочной деятельности, для самостоятельного рассмотрения, во время предметной недели.
В учебниках сейчас предлагаются рубрики: из истории математики, для тех, кто хочет знать больше.
Одаренный ребенок - это развивающийся, творческий человек, который может достичь максимального результата(осуществление своих целей, раскрытие интеллектуального и личностного потенциала) в условиях существующих или созданных для ребенка.
Виды одаренности:
-интеллектуальная;
- академическая;
-творческая;
-лидерская;
-психомоторная;
-художественно – исполнительская;
Признаки математических способностей ребенка определяются по :
-быстроте овладения математическими знаниями, умениями и навыками;
-быстроте понимания объяснительного материала;
- логичности, самостоятельности мышления;
- находчивости и сообразительности при изучении материала;
- быстроте и прочности запоминания материала;
- высокой степени развития способности к обобщению, анализу и синтезу математического материала;
- пониженной утомляемости при занятиях математикой;
- способности быстро переключаться с прямого на обратный ход мысли.
Для составления рабочих групп необходимо учитывать характер мотивации детей:
«Мотивация на результат» (такие дети могут радоваться успехам других, болезненно переживать свои неудачи и готовы «перешагивать через других учеников», идя к цели).
«Мотивация на творчество» (дети могут выдавать нестандартные идеи и мысли, для таких детей необходимо обучение самоконтролю, самоорганизации).
«Мотивация на самоутверждение» (такие дети считают «скучно, неинтересно», они не любят успехи других, но они способны признавать высокий профессионализм педагога, учителю необходимо создавать такие ситуации, чтобы ученик смог видеть себя).
«Мотивация на сознание» (дети такие требуют специальной программы, учителю необходимо помочь ученику понять значимость интеллектуального знания).
У одаренных детей есть некоторые общие особенности:
-способность быстро схватывать смысл принципов, понятий;
-потребность останавливаться на заинтересовавших его моментах, разобраться. Это нужно учитывать, давать время на самостоятельный разбор - способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.
Технологии, используемые в работе с одаренными детьми:
Технология проблемного обучения. Решение задач проблемного обучения обеспечивает высокий уровень активизации познавательной деятельности обучающихся.
Алгоритм решения проблемной задачи:
-осознание проблемы;
-формирование гипотезы и поиск путей решения;
- доказательство гипотезы с помощью ответов на поставленные вопросы;
-общий вывод.
Происходит развитие мыслительного процесса на уровне взаимосвязи и зависимости, отработка навыков исследовательской деятельности.
Технология проектного обучения. Развитие творческого мышления в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Продукт проектирования - учебный проект, в виде реферата, доклада, исследовательской работы, презентации.
А) Приведем примеры: Формула сокращенного умножения.
(
=(а+в)(а+в)=…
(
=(а-в)(а-в)=…
(а-в)(а+в)=…
Каждая группа решает и формулирует правило. Определяют геометрический смысл этих формул.
В) При изучении дробей можно предложить задачу:
Человек купил яйца в магазине: 2/3 из них были разбиты, 1/2 испорчены, 1/4 были одновременно разбиты и испорчены. Лишь 2 яйца были хорошими. Сколько яиц он купил? (24 яйца)
Г) При решении задач на движение можно предложить задачу:
Велосипедист ехал в город А со скоростью 4 мили в час. Обратное путешествие проделал со скоростью 6 мили в час. Сколько времени заняло у него путешествие туда и обратно? (250 мин).
Д) Вероятность событий.
У человека 3 белых носка, 3 черных носка, 3 розовых, 3 голубых в комоде, Какое минимальное число носков он должен вытащить из своего комода, чтобы составить 3 целые пары, если учесть, что он не может видеть их цвет? (9)