Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 им. И.В.Орехова»
«Организация работы школьного музея в системе патриотического воспитания»
Подготовила учитель истории Е.М.Чабанова
Память предков, традиции, обычаи, все это приходит к нам из прошлого, передается из поколения в поколения от прадеда к деду и нам. Прошлое – это начало всего настоящего. Будущее невозможно без прошлого.
Цель музейной деятельности:
формирование и развитие у подрастающего поколения гражданского демократического сознания, активной жизненной позиции, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Задачи
1.Участие в реализации регионального компонента в образовании. 2.Развитие интереса к истории Ставропольского края, своего поселка через поисковую и краеведческую деятельность. 3.Воспитание патриотического сознания школьников. 4.Повышение социальной компетенции детей, подростков, молодежи. 5.Формирование гражданской позиции. 6.Формирование ценностного отношения к себе, семье, школе, поселку, обществу. 7.Организация досуга школьников. 8.Организация активной экскурсионно – массовой работы с обучающимися и населением поселка.
Направления работы:
I. «Музей - как социокультурный институт».
II. «Формы и средства музейной деятельности в воспитании патриотизма подрастающего поколения».
III. «Экскурсионная и исследовательская деятельность в рамках школьного музея».
Музей «Возрождение»
Профиль школьного музея – историко – краеведческий.
Функции музея:
- Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию,обучению, развитию, социолизации школьников.
- Развитие детского самоуправления.
- Документирование истории, культуры школы, ее развития путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов.
СОВЕТ МУЗЕЯ
Саламахина Е.Д. – директор школы;
Чабанова Е.М.- заместитель директора школы по воспитательной работе;
Резниченко М.А.- учитель истории;
Жукова И.И.- заведующая библиотекой школы, руководитель музея;
Мерфиянская Злата – президент ученического самоуправления.
История создания музея «Возрождение»
Школьный музей был создан 1 сентября 2006 года.
Профиль – историко-краеведческий. Первоначально располагался в подсобке кабинета географии. Экспозиции, экспонаты ютились на 15 квадратных метрах.
В настоящее время музей занимает два помещения: в первом помещении – экспозиции, экспонаты, стенды и фотографии, посвященные истории поселка, района, школы; во втором – русская изба, предметы старинного русского быта.
Наши достижения
В 2014 году наш музей вошел в реестр государственного как музей образовательного учреждения «Возрождение» историко – краеведческого направления, Свидетельство №15277 от 06 ноября 2014 года.
Необходимость обновления методов и форм образовательного процесса привела к активному внедрению средств музейной педагогики в школу. Именно музей у нас в школе помогает решать многие проблемы в воспитании детей.
Экскурсии в школьном музее «Возрождение»
Русская изба. Предметы быта.
Поисковая работа.
В собственности музея имеются следующие документы: письма переписки поискового отряда и архива Курсавского военкомата, письма с перепиской школьников
с. Марьевка, где захоронен И.В.Орехов, герой Советского Союза, чье имя носит наша школа; документы, медали и ордена ветеранов Великой Отечественной войны нашего поселка, альбом с боевым путем и фотографиями ветерана Вов, нашего земляка - Пономарева Максима Ивановича и др.
Звукозаписи и их ценность для молодого поколения.
- Речь Левитана о начале Великой Отечественной войны.
- Речь И. В. Сталина в июле 1943 года.
- Подписание акта капитуляции Германии в 1945г.
- Первый парад Победы во время Великой Отечественной войны.
- Песни военных лет, комсомольские, пионерские песни на тему героико-патриотического и героического прошлого нашей страны.
- Воспоминания ветеранов поселка, тружеников тыла, детей войны.
«Учитесь у всех, не подражайте никому» (М. Горький).
Наш музей связан и с сегодняшней историей, которую дети продолжают творить собственными руками.
Ожидаемые результаты
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, поселка, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Итоги внедрения музейной педагогики в образовательный процесс
- Существуют разные классификации форм музейной деятельности. По классификации Ботяковой О.А. (Русский этнографический музей) выделяют два типа: 1) формы, производные от образовательно-воспитательной функции музея (лекция, консультация, музейный урок, музейное занятие)
- 2) формы, производные от рекреационной функции музея (экскурсия, спектакль, концерт, бал, мастер-класс, виртуальный музей).
.
Мероприяия, прошедшие на базе музея в I –II четвертях
- Викторина «История родного села».
- Конкурс проектов «Каким должен быть школьный музей».
- Конкурс стенгазет на тему «Герои нашего времени.
- Конкурс на лучшую презентацию, «Каким должен быть школьный музей».
- Конкурс на лучшего экскурсовода музея (по разделам). В 2017 году
ими стали: Мерфиянская Злата (9 класс), Воронова Юлия (9 класс).
Без прошлого нет настоящего и нет будущего…
За технологией музейной педагогики - будущее, так как вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека.
Таким образом, экскурсии, встречи с ветеранами войны, уроки мужества, поисковая работа — способствуют воспитанию у учащихся патриотизма, гражданственности, формированию духовно-моральных качеств. Это и есть преемственность поколений на примере музейной педагогики.