СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Организация самоподготовки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Организация самоподготовки"»

Работа воспитателя: «Организация самоподготовки детей с ОВЗ»

Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу ученика под руководством воспитателя. Самоподготовка является специфическим режимным моментом. Основная задача на самоподготовке_ прививать и развивать навыки систематической самостоятельной работы, получении знаний, умений и навыков. Самоподготовка - один из наиболее ответственных моментов работы, в ее организации и проведении есть немало трудностей. Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя, Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить правильность выполнения домашних заданий, согласовать единые требования к способам учебной работы, их доступность и рациональность. Здесь можно обсудить трудности, с которыми воспитанники встречаются во время самоподготовки, разработать единые требования к детям. Воспитатель совместно с учителем решают, кого из воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше самостоятельности, с кем следует работать индивидуально. Сотрудничество воспитателя и учителя - одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Согласованности в действиях учителя и воспитателя могут способствовать не только встречи и беседы, взаимные посещения, но и ведение «Общего дневника», «Тетради взаимосвязи». В ней учитель записывает домашнее задание, может давать указания, на что обратить внимание при их выполнении, кому из учеников и в чем необходима помощь. Воспитателю необходима ежедневная информация о текущей успеваемости своих воспитанников как показатель качества их самоподготовки.
Необходимость домашней работы воспитанникам обусловлена не столько решением дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы. Поэтому утверждения, что в домашних заданиях нет необходимости, поскольку основное должно быть изучено на уроке, несостоятельны. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества.


Три вида домашних заданий:


1. Подготавливающие к восприятию материала, изучению новой тем,
2. Направленные на закрепления знаний, выработку умений и навык,
3. Требующие применения полученных знаний на практике.
Особым видом являются задания творческого характера (выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий).
Могут быть индивидуальные домашние задания.
Методика организации самоподготовки – одно из слабых мест в работе воспитателя. Домашние задания должны даваться с учетом возможностей их выполнения ребенком.

В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при выполнении задания:

1.Предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе.

2.Объяснение способа выполнения задания на двух-трех примерах, разбор наиболее трудных элементов задания.

Преимущества самоподготовки состоит в том, что она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха, прогулки). Однако самоподготовка не лишена недостатков. Так, в частности возможно списывание и подсказки, порождающие иждивенческие настроения отдельных учеников, выполнившие задание, как правило, находятся в той же комнате, что и другие (мешают, вызывают торопливость), усложняется процесс подготовки устных заданий.
В условиях школы- интерната домашние задания выполняются под контролем воспитателя. П о своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач вспомогательной школы-интерната формированию у воспитанников умения самостоятельно трудиться.
С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи:
1.Воспитание у детей добросовестного отношения к выполнению задания
2.Формирования устойчивого желания самостоятельно трудиться.
3. Воспитание упорства, усердия, воли и желания учиться.
4.Развитие активности и интереса к выполняемой работе.
5.Воспитание чувства ответственности, формирование умения работать в коллективе.
К задачам воспитателя при проведении самоподготовки относится формирование у учащихся умения распределять время, определять порядок выполнения домашних заданий, воспитание чувства взаимопомощи.
Перечисленные воспитательные цели и задачи определены в « Типовом положении о специальной школе-интернате для умственно отсталых детей». Хорошим условием и залогом успешного выполнения домашних заданий являются все описанные выше формы взаимосвязи в работе учителя и воспитателя. Одним из условий успешной самоподготовки является оптимальная дозировка домашних заданий. Кроме того, Задание должно быть доступно детям с ОВЗ, рассчитано на самостоятельное выполнение ими и невелико по объему. При выполнении непомерно больших заданий дети вынуждены спешить, нервничать, приучаться к небрежности.. В коррекционной школе-интернате есть дети, которые нуждаются в индивидуальной дозировке домашних заданий, особенно в младших классах. Например, в тех случаях, когда у ученика нарушена моторика и он медленнее других пишет, объем письменного задания следует несколько уменьшить. Если воспитанник заторможен, слабо владеет счетом, ему нужно дать меньшее количество примеров. Воспитатель осуществляет также в соответствии с рекомендациями учителя дифференцированный подход к ученикам в процессе самоподготовки. Установлена следующая продолжительность: в 1 классе – в первом полугодии домашние задания не задаются, во втором полугодии – 30 – 40 минут 2,3 классы – до одного часа.
Время выполнения домашних заданий должно быть твердо установлено. При ежедневных регулярных занятиях. начинающихся в одни и те же часы, у детей вырабатывается привычка к систематической работе , что способствует формированию у них ответственного отношения к самоподготовке.
Опыт показывает, что самоподготовку лучше всего проводить после прогулки, включающей игры и спортивные развлечения со средней нагрузкой. Следует учитывать, что дети 1-4 классов спят после обеда, поэтому оптимальное время начала приготовления домашних заданий 16 часов 30 минут.
Во время самоподготовки основная обязанность воспитателя – создать условия для самостоятельной работы детей. Воспитатель не должен проводить фронтального объяснения материала, после которого ученики приступают к выполнению задания, но это не означает, что он только присутствует при самоподготовке. Он создает рабочую обстановку, учит ребят работать с учебником, рационально распределять время, учит работать с учебником, рационально распределять время, учит работать, не мешая другим, аккуратно выполнять задания, быстро включаться в работу. В младших классах необходимо постоянно контролировать воспитанников, пока они не овладеют всеми перечисленными умениями. В начале самоподготовки в 1,2 классах воспитатель спрашивает 2-4 учеников, что им задано, просит показать строчки, которые нужно читать или переписывать, примеры, которые они должны решать, проверять, правильно ли дети нашли задание в учебнике, заложили закладку. Он регулирует темп работы, устанавливает последовательность выполнения домашних заданий по предметам, проверяет индивидуальные задания. Размер помощи воспитанникам уменьшается по мере усвоения детьми навыков самостоятельной работы.
В процессе самоподготовки приходится сталкиваться с различными отклонениями в поведении детей и с низкой работоспособностью умственно отсталых детей . В связи с этим главной задачей является развитие у них устойчивого внимания, без которой вообще невозможно обучение и формирование самостоятельной учебной работы.
Большинство учащихся коррекционной школы нуждаются в постоянном наблюдении. Воспитатель должен обладать педагогическим мастерством, чтобы научить детей готовить уроки, но и не превратиться в опекуна, не воспитывать у них привычки ежеминутно обращаться за помощью. Если ученик не справляется с заданием, ему предлагается вспомнить или прочитать нужное правило, посмотреть в тетради аналогичный пример, задает наводящий вопрос, указывает на допущенную ошибку. Слабых учеников постоянно нужно подбадривать, внушать им уверенность.
Если с домашним заданием не справляются многие ученики, то выполнение этого задания следует приостановить и на следующий день сообщить об этом учителю . Фронтальное объяснение учебного материала воспитатель не должен проводить.
Воспитатель оказывает ученикам в основном индивидуальную помощь, ее характер зависит от психофизических особенностей каждого ученика, от причин, вследствие которых он не справляется с работой.
В формировании навыков самостоятельного выполнения домашних заданий помощь ученикам могут оказать правила (памятки) , которые должны во время самоподготовки соблюдать все учащиеся.
ПРАВИЛА САМОПОДГОТОВКИ ПО ЧТЕНИЮ:
1.Старайся читать целыми предложениями, а не отдельными словами.
2.Когда прочитал рассказ, закрой книгу и перескажи про себя главное из прочитанного.
3.Попробуй ответить на вопросы, которые даны в учебнике к прочитанному рассказу. Если не сможешь ответить на какой-либо вопрос, прочитай рассказ снова.
ПРАВИЛА САМОПОДГОТОВКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
1.Внимательно прочитай задание.
2.Вспомни, на какое правило дано задание. Если забыл. Найди это правило в учебнике или в тетради в повтори.
3. Сначала прочитай все предложения, а затем запиши их в тетрадь.
4.Верь, правильно ли оно выполнено.
5. Если нашел ошибку, аккуратно исправь ее, или зачеркни неверную букву (слово) и сверху напиши нужную букву
ПРАВИЛА САМОПОДГОТОВКИ ПО МАТЕМАТИКЕ.
1. Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой. Сначала повтори пройденное правило, затем посмотри, как решались задачи в классе.
2. Прочитай два раза условие заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые данные.
3. Повтори условие задачи и , если что-либо забыл, прочитай еще раз.
4. Запиши сокращенно условие задачи.
5. Определи, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.
6. Раньше сформулируй вопрос к действию, а потом его выполняй
7. Перед решением примеров повтори необходимое правило.
8. Закончив выполнение задания, проверь правильно ли оно выполнено.
9. Найденную ошибку аккуратно зачеркни и сверху напиши правильное число.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ.
1. Открой книгу на нужной странице и прочитай заглавие статьи.
2. Вспомни, что объяснял учитель на уроке.
3. Сначала прочитай весь текст и вдумайся в его содержание.
4. Прочти текст еще раз и раздели его на отдельные части.
5. Прочитай каждую часть и определи, что в ней является главным.
6. Перескажи своими словами каждую часть.
7. Ответь на вопросы к тексту.
8. Готовя уроки по географии и истории, пользуйся картой а по естествознанию - имеющимися наглядными пособиями.
Приступая к занятиям, не сразу начинают работать в полную силу. Первые несколько минут они втягиваются в работу, а затем наступает время наиболее продуктивного труда. Эту особенность нужно учитывать. Поэтому целесообразно начинать выполнение домашнего задания с предмета средней трудности, а потом переходить к самому трудоемкому заданию. В одних случаях это может быть математика, в других – русский язык. Как правило, дети выполняют сначала письменные задания, а затем устные. Но можно их и чередовать в зависимости от объема и содержания задания.
Учащиеся 1-3 классов работают без перерыва, так как все учебные задания ими должны быть выполнены не более чем за один час.
Виды контроля за выполнением домашних заданий изменяются по мере овладения детьми навыками самостоятельной работы. Для проверки выполненных заданий применяются различные способы: самоконтроль, взаимопроверка. ,контроль со стороны стороны педагога. Контроль со стороны воспитателя это прежде всего систематическое наблюдение за работой ученика. Просматривает письменные работы учащихся, с теми детьми, которые слабо читают, на вопросы, которые даны в учебнике или составлены учителем.
После окончания самоподготовки подводят итоги работы, что всегда вызывает особый интерес учеников. Отмечают тех. кто быстрее и лучше других справился с работой, педагог оценивает поведение ребят, демонстрирует грамотно и красиво и выполненные задания, поощряет похвалой лучших , подбадривает слабоуспевающих.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!