Тема: Организация самоподготовки.
Актуальность: От правильной организации самоподготовки зависит качество знаний, умений и навыков воспитанников.
Педагогические задачи:
Активизация мыслительной деятельности учащихся.
Формирование умения использовать полученные знания.
Развитие осознанного желания работать самостоятельно.
Самоподготовка - выполнение домашних заданий - важный этап процесса обучения, призванный формировать в учащихся навыки самостоятельности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда. Основная цель самоподготовки - повторение и закрепление изученного на уроке нового учебного материала, самостоятельное изучение дополнительного материала по теме, применение приобретенных знаний в учебе, в практической деятельности.
Самоподготовка – один из наиболее важных этапов всего учебно-воспитательного процесса.
Не следует думать, что успех самоподготовки полностью зависит от воспитателя. Воспитатель является членом педагогического коллектива. Благодаря хорошо выполненным на самоподготовке заданиям снижается нервное напряжение на уроках, ускоряется их проверка в классе, облегчается объяснение и закрепление учебного материала. Таким образом, от самоподготовки прямую выгоду имеет, прежде всего, учитель, но и от него многое зависит. Если задания учителя будут сверхсложными, если учащиеся не поняли объясняемый учителем урок, то, конечно, самоподготовка не будет иметь необходимого успеха. Все части учебного процесса взаимосвязаны, качество самоподготовки от качества урока и наоборот.
Обеспечение нормального хода самоподготовки требует соблюдения определенных правил. Эти правила подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидактические и воспитательные.
К организационно-дисциплинарным относятся:
1. Обязательность ежедневной самоподготовки.
2. Экономное и полное расходование времени, отведенного на занятия.
3. Обеспечение порядка на рабочем месте. Наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников.
4. Неукоснительное соблюдение каждым учеником правил запрета и правил разрешения.
Ученик должен усвоить, что нельзя:
1. Опаздывать на занятия.
2. Тратить неэкономно время на работу.
3. Нарушать тишину.
4. Отвлекать товарищей от работы.
5. Заниматься посторонними делами.
6. Выходить из класса, передвигаться по нему без разрешения.
7. Беседовать в полный голос.
8. Давать громко консультацию, списывать у товарищей, уклоняться от выполнения части заданий, недобросовестно выполнять задание.
Ученику разрешается:
1. По своему усмотрению планировать и осуществлять работу.
2. Пользоваться разнообразными пособиями.
3. С согласия воспитателя выходить из класса на время.
4. Оказывать помощь товарищу.
5. Подняв руку, обращаться с вопросом к воспитателю, беседовать с ним шепотом.
6. Выполнять персональные задания учителя (доклады, сообщения), читать книги, рекомендованные для внеклассного чтения.
Учащиеся 7-х классов ознакомлены со всеми этими правилами, но бывают и опоздания и нарушения тишины, хотя рабочий шум вполне допустим в группе, и не мешает плодотворной работе учеников. Не требую идеальной тишины, но не должно быть и громкого разговора и даже моих громких замечаний, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Строго слежу, чтобы родители тоже планировали своё время, не нарушая режим самоподготовки, не отвлекали детей во время выполнения домашней работы.
Следующим правилом, регулирующим порядок самоподготовки, являются гигиенические требования.
К ним относятся:
Достаточная освещенность всего помещения.
Установление нормального температурного режима.
Регулярное проветривание классной комнаты.
Наведение чистоты и порядка в классе.
Сохранение у детей правильной позы во время работы.
Устранение шумовых раздражителей.
Предоставление перерывов на отдых.
Все эти правила у нас выполняются. Я постоянно напоминаю детям о правильной позе при письме.
К дидактическим требованиям относится следующее:
1. Самоподготовка проводится регулярно в одно и то же время с соблюдением уставной нормы ее продолжительности.
2. Задание выполняется каждым учеником самостоятельно.
3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
4. Первичное поэтапное оценивание выполненной работы (самооценивание, взаимооценивание, оценивание воспитателем).
5. Со слабоуспевающими учащимися организуется индивидуальная работа.
В нашем лицее самоподготовка проходит в одно и тоже время с 17.00 до 20.00 с перерывом на ужин, итого 2,5 часа. На доске дети обязательно пишут домашнее задание на завтра. В начале самоподготовки нацеливаю ребят не просто на выполнение заданий, а на их понимание, закрепление, ведь именно от этого зависят дальнейшие оценки. Обычно все начинаем выполнение сначала письменных, а затем устных предметов. Если появляются вопросы, то спрашивают, однако дети знают, что прежде чем обратиться за помощью, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко её записать, составить схему, нарисовать рисунок, подумать над решением, вспомнить, как это делалось на уроке, т.е. он обязан научиться преодолевать трудности сам. При призыве о помощи, он должен мне показать, что было им сделано до этого.
Всегда слежу, чтобы задания учащиеся выполняли самостоятельно, но из-за того, что дети держат свои телефоны на столах, трудно уловить момент, когда они начинают списывать. Телефон нужен кому-то слушать музыку, кто-то смотрит оценку, фото домашнего задания, дополнительную информацию из интернета для сообщений или таблиц и т.д., причин находят много.
В конце самоподготовки дети показывают выполненную работу, которую фиксирую в тетради. В начале учебного года дети успевали делать на самоподготовке только письменные предметы и то не всегда, теперь успевают больше. Ребята рассказывали стихи, выученные слова по английскому языку, отвечали на вопросы в конце параграфов по устным предметам.В конце проверки спрашиваю о том, на сколько учащийся сам оценивает свою работу и какие оценки планирует получить за неё на уроках.
Взаимопроверка и взаимооценивание пока не получаются, дети не доверяют в этом друг другу, работу несут только воспитателю. Но зато присутствует взаимопомощь, ребята с удовольствием помогают отстающим, объясняют непонятные моменты.
И, наконец, 4 правило, регулирующее порядок проведения самоподготовки, но не последнее по значимости, - это соблюдение воспитательных требований, к которым отнесены следующие:
1. Отказ от применения каких-либо мер наказания.
2. Всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые виды проявления самостоятельности при выполнении заданий.
3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
4. Недопущение во время самоподготовки назидательных бесед с учащимися, замечаний, отвлекающих учеников от работы.
5. Разъяснение на самоподготовке неусвоенного материала лишь в крайних случаях и в ограниченном объеме.
6. Терпимое отношение к промахам воспитанников во время работы.
7. Поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над заданием.
8. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими всех уроков.
Стараюсь не отвлекать детей вопросами, которые не относятся к выполнению домашнего задания и от ребят требую этого же. Но есть у нас такой день (пятница), когда уроков действительно нет, потому что в субботу 3 урока: две физкультуры и рисование. Все ребята делают задание на понедельник, но я позволяю себе почитать им в течении 15 минут интересную статью или рассказ.
Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.Решение таких важных проблем зависит от мастерства воспитателя. В то же время познавательная активность является показателем волевых усилий и работоспособности самого школьника, уровня развития его мышления, памяти, устойчивости внимания.
Даже выполняя все, необходимые для проведения самоподготовки, требования успешное обучение не возможно без стойкой мотивации к учёбе. Именно это побуждает детей к добросовестному выполнению домашнего задания.
Завершаясамоподготовку,отмечаю тех, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу.
Правильно организованная самоподготовка, приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.
Используемая литература
Монина Г., Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. С-Петербург. Речь. 2003.
Боденко Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способов их коррекции на начальном этапе обучения. М., 1989.
Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления. Якутск. 1980.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 1997.
Страхова Л.М. Воздействие эмоционального поведения учителя на развитие познавательной сферы учащихся // Учебная деятельность и развитие познавательной сферы учащихся. Волгоград, 1991
Боярова Л.В., Лексина А.А. воспитатели высшей категории, Организация самоподготовки