Организация школьного самоуправления через
коллективно - творческие дела.
Одно из направлений в воспитательной системе - социально - психологическое, предусматривает деятельность органов самоуправления. Для учащихся самоуправление - первый опытом общественной деятельности.
Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства - исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания.
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели её отстаивать, и, если необходимо, приходить к компромиссу, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.
Развитие самоуправления является актуальной социальной педагогической задачей.
«Самоуправление - непременный признак коллектива. Чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив»- пишет известный педагог . Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность и т. д.
Следует определить две важнейшие функции самоуправления, столь необходимые в воспитании подрастающего поколения:
- это обеспечение нормальной работы всех школьных коллективов, оптимальное решение повседневных задач с учётом интересов учащихся,
- это подготовка к будущему выполнению обязанностей по участию в руководстве государственными и общественными делами, то есть приобретение каждым знание, умений и навыков управленческой деятельности.
Школьное самоуправление - каким ему быть? Этот вопрос мы: классные руководители, воспитатели, учителя, задаём себе постоянно. Потому что понимаем, что без помощи старших детям будет тяжело. Мы стараемся придерживаться правила – «Рядом и чуть впереди».
Меняется ли структура самоуправления? Да, так как меняется и время, в котором мы живём, меняются ценности у поколений. Но то, что ребятам нужно дать попробовать свои силы в различных сферах правления – однозначно.
В нашей школе накоплен определённый опыт работы по развитию самоуправления, т. к. мы в этом заинтересованы сами. Проводили:
- заседания классных руководителей, где обсуждались вопросы по развитию самоуправления в классе и в целом по школе;
- анкетирование учащихся показало, что дети этим тоже заинтересованы.
На заседании методического объединения классных руководителей мы решили, что работу будем продолжать. Составили перспективный план, что изучать и в каком направлении идти.
Стало ясно, что без развития самоуправления в классном коллективе не стоит говорить о самоуправлении в школе. Мы определили следующие цели и задачи, а также пути их решения:
Формирование и развитие традиций класса в процессе коллективных и индивидуальных творческих дел.
Формирование и развитие традиций класса осуществляется постепенно, путём совместного с учащимися планирования, подготовки, проведения и анализа коллективных и индивидуальных творческих дел. При планировании работы воспитателю, классному руководителю следует помнить, что выбор мероприятий должен осуществляться так, чтобы формировать и развивать весь комплекс традиций: познавательных, оздоровительных, праздничных, культурных, патриотических, организационных, спортивных, а не только отдельные из них. Те мероприятия, которые детям нравятся и проводятся неоднократно, постепенно становятся традиционными. В процессе их проведения у учащихся воспитываются приёмы поведения культурного человека.
Развитие самоуправления в классе.
Оптимальной формой самоуправления в классе является создание активов коллективных творческих дел. Самоуправление класса необходимо для того, чтобы научить всех детей руководить и подчиняться. Поэтому принцип смены руководства при проведении мероприятий весьма важен, он защищает класс от формирования « бюрократической элиты» среди детей. Постепенно, с развитием традиций класса, развиваются и умения учащихся быть организаторами и исполнителями.
Организация самоуправления в классе позволяет воспитывать у учащихся чувство ответственности, т. к., участвуя в самоуправлении, учащиеся формируют личный опыт самореализации.
Особое значение самоуправление приобретает в подростковом возрасте, который может стать поистине вторым рождением человека ответственного, способного, умеющего осознавать, оценивать свои мотивы и поступки.
Классный руководитель должен исходить из того, что воспитание есть прежде всего самовоспитание, а его задача - обеспечить условия и поддержку этого процесса. Оптимальнее всего это можно реализовать в такой форме воспитательной работы, как самоуправление в классе. Накоплен значительный опыт, обобщение которого даёт возможность определить те области школьной жизни, которые могут быть управляемы самими учащимися :
- Уборка класса, закреплённой территории, самообслуживание в столовой;
- Управление внутренней жизнью класса (поручения в классе: староста, физорги, досуг и т. д.);
- Спорт и спортивные мероприятия;
- Организация классных праздников и проведение школьных вечеров;
- Организация пятой трудовой четверти.
В последнее время кардинально изменились подходы к организации самоуправления в школе: оно должно воспитывать хозяев страны, субъектов своей собственной жизни, у которых должно быть сформировано ощущение, что они свободны в организации своего бытия.
Учить самоуправлению надо начинать в классе. Помочь активным ребятам овладеть методикой группового общения должен классный руководитель, понимающий, что мало избрать старосту и наделить его полномочиями. Как организовать деятельность одноклассников, как правильно организовать коллективно - творческое дело (КТД) и как проводить собрание всему этому надо учить актив класса.
Где и как учить свой актив самоуправлению?
Одна из форм обучения актива - проведение классных часов, привлекая к подготовке ребят – актив класса. Если классные часы проводить формально, для «галочки», лучше, наверное, пожалеть время - своё и детей. Если подходить неформально, надо начинать с совместного планирования. Учитывать предложения ребят, определить, по анкетам, что их интересует, определить цель использования такой формы воспитательной работы, причём попытаться представить их в виде системы.
Классный час – это прямое общение воспитателя, педагога со своими воспитанниками. Возможны самые различные виды классных часов:
- Организационный как способ коллективного обсуждения классных или общешкольных дел;
- Классный час для подведения итогов четверти, полугодия, года;
- Всё чаще встречается использование классных часов для расширения кругозора, для решения определённых конкретных воспитательных задач («Наш дружный класс», «Познай самого себя», «Конфликты и как с ними бороться» и т. д.).
Проведение классных часов должно стать потребностью одновременно у педагога и у учеников.
Надо помнить, что любая общность людей сильна в первую очередь традициями, и учителю, поставившему цель – создание классного коллектива, нужно направить усилия на формирование традиций именно его класса, его детей. И если после проведенной работы в классе изменился психологический климат, если прекратились конфликты, если улучшились отношения со взрослыми: родителями и учителями, если заметней стала готовность детей участвовать в общих делах и получать удовольствие от коллективной деятельности на благо других,- классный руководитель может быть уверен, что работа его на классных часах приносит ощутимые результаты.
Как работать классному руководителю с ребятами, какие выбрать формы работы и как их заинтересовать – эти вопросы поднимались не однократно. Работая с различной литературой, мы снова обращаемся к методике, которая хорошо известна.
Методика личностно-ориентированного воспитания в школе:
Личностно - ориентированное коллективное творческое воспитание направлено на развитие личности как индивидуальности:
а) способной к ответственному выбору ценностей, коллективов, деятельностей:
- с точки зрения интересов своего развития;
- помощи развития других людей.
б) желающий и умеющий демократически действовать.
Личностно - ориентированное коллективное творческое дело (мероприятие) имеет специфические особенности:
- добровольность участия школьников в общем деле;
- наряду с коллективностью планирования подчёркнутое авторство идей, предложений;
- возможность выбора «ролей», поручений, форм объединений с другими участниками дела;
- направленность дела не только на заботу о других людях, но и на своё личностное развитие;
- совместный анализ не только для того, как прошло дело, но и что оно значит для каждого члена коллектива.
Каждое коллективное творческое дело учащихся и их старших друзей - это многогранная забота об улучшении своей и окружающей жизни, поэтому оно – ДЕЛО,
Совершается это дело совместными усилиями: сообща планируется, готовится, проводится, оценивается: при этом учащиеся отдают свои силы, применяют свои действия, вносят свой необходимый вклад в решение общей жизненно - важной задачи, поэтому оно - КОЛЛЕКТИВНОЕ.
Действуя сообща на общую радость и пользу, учащиеся и их друзья находятся в непрерывном поиске: думают над тем, что и как лучше сделать- ищут и находят способы преодоления возникающих трудностей, ноне останавливаются на достигнутом, не удовлетворяются на совершенном, а извлекают новые уроки на общее, Поэтому КТД - это дело ТВОРЧЕСКОЕ.
Коллективное планирование КТД.
Оно происходит на общем сборе коллектива школы, класса, или на специальном сборе - старте, на котором сообща планируется только данное КТД. В любом случае учащиеся и их старшие друзья сначала в микрогруппах (звеньях), а затем сообща решают такие вопросы - задачи:
А) для кого проводится это дело? (на радость и пользу кому);
Б) как лучше его провести? (на какую тему? с кем вместе?);
В) кому участвовать?(всему коллективу и его друзьям или отдельным группам – по желанию! – или одной группе добровольцев или нескольким группам?);
Г) кто будет ведущим?
Д) где лучше его провести?
Е) когда?
Ведущие общий сбор задают «настоящие вопросы», сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, подхватывают и развивают наиболее интересные предложения, а в конце сбора их сводят воедино и, в случае необходимости, организуют выбор «совета дела».
Можно объявить конкурс между классами на лучшее предложение или конкурс на лучшую идею.
Коллективная подготовка дела.
На этой стадии руководящий орган этого К. Т.Д уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, а затем непосредственно организует выполнение этого плана, возбуждая и поощряя инициативу каждого участника. Лучше всего такая подготовка проходит на сборе в непринуждённой обстановке, вне школы. Лучше всего, если каждый микроколлектив готовит к проведению К.Т.Д свой добрый сюрприз, а старшие друзья помогают учащимся «по секрету».
Д. На этой стадии осуществляется конкретный план, разработанный руководящим органом, со всеми коррективами, которые были внесены его участниками при подготовке коллективного творчества. Не нужно бояться отклонений от замысла, возникающих вовремя проведений К.Т.Д. из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не нужно бояться и ошибок, допущенных участниками. Всё это тоже необходимая школа жизни. Главное - это возбуждение и укрепление мажорного тона, духа бодрости и жизнерадостности, уверенности в своих силах, стремления преодолеть любые трудности и не «пищать!».
Коллективная оценка.
На этой стадии огромную роль играет общий сбор участников проведенного дела: это может быть или специальный сбор – «огонёк», посвящённый итогам именно этого К. Т.Д, или общий сбор, на котором обсуждается жизнь, коллектива за истёкший период, в том числе и данное К. Т.Д.
Сначала по звеньям (где каждый высказывает своё мнение), а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения К. Т.Д (например, что было хорошего, что нам удалось осуществить, благодаря чему? И т. п.). Кроме общего сбора (в тесной связи с ними) участие каждого учащегося в оценке проведённого К. Т.Д может осуществляться и другими средствами: опросом или анкетой (например, что нового ты сделал, узнал, чему научился, чему научил друзей? и т. д.), линейкой с творческими рапортами, газетой и т. д.
Анализ можно провести по следующему плану:
А) что удалось?;
Б) кто работал лучше?;
В) что не удалось и почему?;
Г) кому было труднее всех?;
Д) кто помогал товарищам?;
Е) кто должен был помочь, но не помог?;
Ж) кому было хорошо от нашей работы?;
З) словом, как сделали дело?;
И) что нужно учесть на будущее?.
Воспитатели подводят итоги выполнения собственно воспитательных задач на совещании педагогов, участвовавших в данном К. Т.Д, на Совете школы, на совещание родительского актива или на родительском собрание.
Ближайшее последствие К. Т.Д.
Здесь происходит выполнение тех решений, которые были приняты общим сбором (собранием) коллектива по «горячим следам» К.Т.Д, вносятся изменения, коррективы, устанавливается новое К.Т.Д или встреча.
Такова технология коллективного творческого дела в школе
Для успешной реализации воспитательных возможностей К.Т.Д: нужно творчески использовать особенности разных видов КТД: общественно- политические, трудовых, познавательных, художественных, спортивных, организаторских.
Эта методика может быть использовано более продуктивно в начальной школе и средних классах(5-7кл.). Учащиеся старших классов работают оказывают большую помощь младшим классам в организации и проведении КТД. Необходимо систематически проводить творческую учёбу организаторов любого КТД.
Самоуправлением в школе могут проводиться такие КТД как:
- День самоуправления;
- День школы;
- организация и проведение субботников.