СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочной деятельности. Кружок "Художественное слово"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный кружок «Художественное слово» имеет своей целью как развитие практических навыков устной речи и выразительного чтения обучающихся, так и ознакомление их с определенными теоретическими сведениями.

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности. Кружок "Художественное слово"»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа № 5

города Глазова Удмуртской Республики»






Рабочая программа

творческого объединения

"Художественное слово"






Рассмотрено

Методическое объединение

педагогов дополнительного образования

Протокол №1 от 25.08.2017 г.


Согласовано

совещание

при заместителе директора по ВР

Протокол № 1 от 29.08.2017 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «ОШ № 5»

___________ Я.Е. Корлякова


Приказ . № 01-04/389 от 31.08.2017 г.





Составил: Шарашенидзе С.Д.,

учитель высшей квалификационной категории


Рецензент: Богданова Е.В., заместитель директора

по учебно-воспитательной работе, учитель высшей квалификационной категории






2017-2018г.г.



Рецензия

на рабочую программу творческого объединения

«Художественное слово»



Программа составлена с учетом возрастных, психолого-педагогических и физических особенностей детей данного возраста, с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения.

Цель программы: приобщение учащихся к искусству слова, формирование навыков выразительного чтения, содействие развитию творческой личности обучающихся.                                                                                                                                   

Программа включает работу по расширению и углублению знаний обучающихся по литературе и русскому языку, содействию их общему образованию.

Особое внимание уделяется отработке практических навыков. В основе программы прослеживается принцип доступности, индивидуального подхода. Педагог использует в работе различные формы обучения : ознакомление с техникой речи, практическую работу над литературными произведениями, индивидуальную работу учащихся над литературными произведениями и др.

Содержание учебного материала отобрано грамотно, что позволит развивать познавательную и творческую активность, способность к умению держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик,




Богданова Е.В., заместитель директора

по учебно-воспитательной работе,

учитель высшей квалификационной категории




























Пояснительная записка


Программа составлена на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Указа Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

  • Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «О Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

  • Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «Об утверждении Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы";

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
     от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. N 19676);

  • Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015г. № 81 об утверждении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях», зарегистрированные в Минюсте России 18.12.2015 г. (регистрационный номер 40154);

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2015 N 38528);

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Положения о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утверждённого Приказом управления образования Администрации города Глазова от 31.08.2015 г. № 193-ОД;

  • Устава Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа №5 города Глазова Удмуртской Республики»;

  • Концепции и программы развития образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа №5 города Глазова Удмуртской Республики» на 2016-2021 г.г.;

  • Дополнительной общеобразовательной программы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа № 5 города Глазова Удмуртской Республики на 2017-2018 учебный год

  • Положения о рабочей программе педагога дополнительного образования;

  • Положения о дополнительном образовании детей;

  • Положения о мониторинге в сфере дополнительного образования.

Программа кружка рассчитана на 1 год (136 часов). Занятия проводятся во второй половине дня 4 раза в неделю и предназначена для обучающихся с ОВЗ (5-11 кл). Программа составлена с учётом психофизических и индивидуальных особенностей детей. Продолжительность занятий 40 минут с перерывом между ними 20 минут.

    Цель кружка «Художественное слово»- приобщение обучающихся к искусству слова, формирование навыков выразительного чтения, содействие развитию творческой личностиобучающихся.                                                                                                                                              

   Исходя из поставленной цели, главными задачами являются:

- учить культуре речи;

- учить сценическому мастерству;

- знакомить с творчеством мастеров художественного слова;

- развивать воображение, внимание учащихся;

- развивать художественный вкус, эстетическое чувство и чувство понимания прекрасного;

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик;

- развивать чувство ритма и координацию движений;

- воспитывать детей через словесное творчество;

- воспитывать интерес к литературе в целом и к чтению в частности



Литературный кружок «Художественное слово» имеет своей целью как развитие практических навыков устной речи и выразительного чтения учащихся, так и ознакомление их с определенными теоретическими сведениями.

Обучение обучающихся выразительному чтению происходит в основном в младших и в средних классах. В средних классах на уроках литературы стихи и прозу читают, как правило, лучшие чтецы класса, а остальные учащиеся оказываются в роли слушателей и ценителей. У определенного контингента учащихся интерес к выразительному чтению углубляется: одних выразительное чтение интересует как любимый вид искусства, в котором они могут проявить свои способности, других- как один из путей раскрытия богатства русского языка и литературы. Рассказывание, как особая форма выразительной речи, дает простор для творчества школьников.

Работа над выразительным чтением и рассказыванием различных произведений значительно расширяет и углубляет знания учащихся по литературе и русскому языку, содействует их общему образованию.

Преподаватель, ведущий кружок, опирается на данные лингвистики и литературоведения, на теорию искусства художественного чтения.

Развитие интереса обучающихся к различным видам искусства является одной из задач школы. Искусство художественного чтения (искусство звучащего слова) ближе всего преподавателю русского языка и литературы.

Занятия по курсу «Художественное слово» состоят из нескольких разделов.

  1. Ознакомление с техникой речи. Средствами логической и эмоционально- образной выразительности. Практические упражнения по технике и логике речи. Упражнения по развитию воображения, умению общаться со слушателями, передавать им свои мысли, чувства. Свое «видение».

Коррекционная работа:

- Развитие дыхания, интонационной стороны речи, слухового, зрительного и кинестетического анализаторов.

- Формирование уровня активной социальной позиции, адекватной самооценки.

- Обогащение словарного запаса обучающихся.


  1. Практическая работа всей группы над литературными произведениями в целях выразительного чтения их. Практические работы всей группы над рассказыванием литературных произведений.

Коррекционная работа:

- Обогащение словарного запаса обучающихся.

- Развитие психических функций (памяти, мышления, внимания).

.- Формирование общей и мелкой моторики (динамическая и статическая координация движений).


  1. Индивидуальная работа учащихся над литературными произведениями, выбранными для выразительного чтения. Индивидуальная работа учащихся над выбранными для рассказывания текстами. Индивидуальная работа учащихся над созданием собственных устных рассказов.

Коррекционная работа:

- Обогащение словарного запаса обучающихся.

- Развитие психических функций (памяти, мышления, внимания).

.- Формирование общей и мелкой моторики (динамическая и статическая координация движений).

- Развитие пространственных и временных представлений.

- Развитие дыхания, интонационной стороны речи, слухового, зрительного и кинестетического анализаторов.

- Формирование уровня активной социальной позиции, адекватной самооценки.


Умение читать «по знакам препинания» ученики приобретают еще в младших классах, но суметь почитать предложение сложной конструкции- задача для них весьма нелегкая. Решение ее содействует более глубокому пониманию синтаксиса русского языка. Логическое членение предложения на речевые звенья поможет разобраться в синтаксических связях слов.

Знакомя обучающихся со средствами эмоционально- образной выразительности, преподаватель имеет две цели: развить у школьников гибкость голоса и научить их слышать в чтении других изменения голоса. При этом следует помнить, что развивать умение пользоваться силой и высотой звука, темпом речи, изменением тембра можно только на специальных упражнениях. При чтении художественных произведений интонация явится естественным следствием глубокого проникновения в замысел автора, верного и яркого представления изображаемой в произведении жизни, эмоционального к ней отношения и активного желания вызвать у слушателей соответствующие мысли, чувства и «видения».

Практическая работа со всей группой проводится по произведениям различных жанров.

В основе рассказывания лежат те же принципы, что и в основе выразительного чтения ( т.е. проявление в процессе рассказывания мыслей, чувств, воссоздание образов и передача их слушателям, стремление вызвать у них определенное отношение к рассказываемому).

Разница между рассказыванием и выразительным чтением заключается в том, что рассказчик не пользуется точным текстом литературного произведения, а пересказывает его или создает собственный рассказ на основе личных впечатлений.

Работая над пересказыванием с сохранением стиля автора, следует обратить особое внимание на изучение языковых средств писателя. Что же касается создания учащимися собственных рассказов, то здесь надо предоставлять им свободу творчества. Интересно рассказать о жизненном факте, пережитом самим или слышанном от других, еще интереснее сочинить рассказ или сказку и, не записывая сюжет полностью, а имея лишь план или просто набросок сначала, развить его в устном изложении, обогащая деталями. У некоторых учащихся может возникнуть желание сначала написать полностью свое сочинение, а потом уже рассказать его. Но надо иметь в виду, что тогда это будет выразительное чтение собственного текста, а не рассказывание.

Материалом для выразительного чтения и рассказывания могут служить произведения, как рекомендованные для внеклассного чтения, так и выбранные самим учителем.



   Определены 2 направления работы кружка:

- организация конкурсов, постановка литературно-музыкальных композиций    

    Для выполнения учебно - воспитательных задач программы предусмотрены следующие виды занятий:

- занятия по развитию техники речи;

- выразительное чтение;

- упражнения в рассказывании;

- репетиции;

- обучение приемам стихосложения

   Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга, проводятся с учетом интересов детей. 

Ожидаемый результат

В результате освоения программы кружка учащиеся должны:

- выразительно читать наизусть;

- совершенствовать речь, дикцию;

- раскрыть творческий потенциал своей личности;



Форма подведения итогов:

- постановка литературно-музыкальных композиций;

- участие в конкурсах чтецов разного уровня.


Оценка уровня усвоения программы

Методы оценивания: наблюдение, опрос, индивидуальная беседа, творческое задание

Уровни усвоения:

Низкий – программный материал усвоил не полностью, допускает существенные ошибки при выполнении практических заданий. Не умеет применять на практике полученные знания и умения.

Средний - программный материал усвоил полностью, но при выполнении практических заданий допускает незначительные ошибки. Полученные знания и умения на практике применяет частично. Имеет творческие достижения на уровне школы.

Высокий - программный материал усвоил полностью. Полученные знания и умения на практике применяет. Имеет творческие достижения на уровне города, Республики, Росси


Тематический план

Четверти

Название раздела

Количество часов

1 четверть

(32 ч.)

I.Ознакомление с техникой речи. Средствами логической и эмоционально- образной выразительности.

II. Практическая работа всей группы над литературными произведениями в целях выразительного чтения их.

20




15

2 четверть

(32ч.)

II. Практическая работа всей группы над литературными произведениями в целях выразительного чтения их.

30

3 четверть

(36ч.)

II. Практическая работа всей группы над литературными произведениями в целях выразительного чтения их.

34

4 четверть

(36ч.)

II. Практическая работа всей группы над литературными произведениями в целях выразительного чтения их.

III. Индивидуальная работа учащихся над литературными произведениями, выбранными для выразительного чтения.

8




19


Учебно-тематический план

Учебно-тематический план носит примерный характер и может корректироваться по усмотрению педагога и в контексте решения предстоящих задач.



1 четверть

(сроки, праздничные дни)

2 четверть

(сроки, праздничные дни)

3 четверть

(сроки, праздничные дни)

4 четверть

(сроки, праздничные дни)

Год

(сроки)

Количество недель

8

01.09-28.10


8


7.11-30.12.

9


11.01-18.03.

(23,24 февраля,

8 марта)

9

26.03 –28.05

( 29.05, 30.05, 31.05 в резерве)

(1 мая, 9 мая)


34

Количество часов из них:

32

32

36

36

136

Количество часов на практическую часть


8



12


34


24


78

часы, отведённые на проведение экскурсий

-

-

-

-

-



Содержание изучаемого курса.

По программе – 136 часов

По учебному плану – 136 часов



Дата проведения

Тема занятия

Количество

часов

Задачи раздела



Вводное занятие

1


I РАЗДЕЛ


Ознакомление с техникой речи средствами логической и эмоционально- образной выразительности.


20

Формирование звуковой культуры речи в процессе овладения средствами звуковой выразительности речи.

Расширение активного словарного запаса детей за счет литературных образных выражений.

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества.

1


Инструктажи по прав.повед. Введение.

1

2-3


Развитие навыка выразительного чтения и рассказывания.

2

4


Культура речи-понятие многостороннее.

1

5


Развитие практических навыков устной речи.

1

6-7


Чтение прозаического произведения.

2

8


Развитие практических навыков выразит. чтения. (Подготовка к Дню учителя)

1

9


Ознакомление с определенными теоретич. сведениями. (Подготовка к Дню учителя)

1

10-11


Понимание богатства русского языка и умение пользоваться им в речи. (Подготовка к Дню учителя)

2

12


Понимание богатства русск. языка и умение пользоваться им в речи.

(Подготовка к Дню учителя)

1

13


Первая ступень к искусству художественного чтения

1

14-15


Первая ступень к искусству художественного чтения

2

16


Обучение выразительному чтению.

1

17


Чтение прозаического произведения.

1

18-19


Овладение техникой речи.(Подготовка к Дню учителя)

2

20


Путь к приобретению умения выразительно читать и рассказывать

1

II РАЗДЕЛ


Практическая работа всей группы над литературными произведениями в целях выразительного чтения их.

87

Формирование выразительности речи, артистизма, раскрытие творческих способностей , накопление эстетического опыта у обучающихся.

Умение использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

21

6.10

Выразительное чтение-вид искусства.(Подготовка к Дню учителя)

1

22-23


Выразительное чтение -как один из путей раскрытия богатства русского языка.

2

24


Выразит. чтение-как один из путей раскрытия богатства русск. языка.

1

25


Искусство худ.чтения.(Литературный монтаж к Дню учителя).

1

26-27


Чтение прозаического произведения.

2

28


Искусство звучащего слова.

1

29


Чтение стихов. Особенности чтения.

1

30-31


Ознакомление с техникой речи.

2

32


Ознакомление с средствами логич. и эмоционально-образной выразительности.

1

33


Практические упражнения по технике и логике речи.

1

34-35


Практические упражнения по развитию воображения.

2

36


Практическая работа над литературными произведениями.

1

37


Практическая работа над литературными произведениями.

1

38-39


Практическая работа над рассказыванием литературных произведений.

2

40


Практическая работа над рассказыванием литературных произведений.

1

41


Создание собственных устных рассказов. Подг. К Марафону «детство»

1

42-43


Создание собственных устных рассказов. Разучивание стихов

2

44


Рассказывание прозаического отрывка

1

45


Рассказывание прозаического отрывка

1

46-47


Логическое членение предложения на речевые звенья.

2

48


Работа над гибкостью голоса.

1

49


Умение пользоваться силой и высотой звука.

1

50-51


Работа над пересказыванием с сохранением стиля автора.

2

52


Изучение языковых средств писателя.

1

53


Самостоятельная работа по выразительному чтению

1

54-55


Чтение басни.

2

56


Техника речи

1


57


Значение хорошей дикции в устной речи.

1

58-59


Артикуляция гласных и согласных звуков.

2

60


Орфоэпические нормы.

1

61


Устранение диалектных ошибок речи.

1

62-63


Сведения об изменяемости орфоэпических норм.

2

64


Знакомство с орфоэпическими словарями.

1

65


Речевое дыхание.

1

66-67


Практические упражнения по дыханию и дикции.

2

68


Чтение прозаического произведения.

1

69


Чтение стихов. Особенности чтения.

1

70-71


Средства логической выразительности речи (ударение, паузы, логическая мелодия).

2

72


Средства логической выразительности речи (ударение, паузы, логическая мелодия).

1

73


Чтение прозаического произведения.

1

74-75


Членение текста на речевые звенья.

2

76


Логическое ударение.

1

77


Логическая мелодия.

1

78-79


Пауза, логическая мелодия и знаки препинания.

2

81


Умение передать средствами интонации особенности различных синтаксических конструкций.

1

82


Практические упражнения.

1

83-84


Практические упражнения.

Подготовка к 23 Февраля

2

84


Чтение прозаического произведения.

1

85


Чтение прозаического произведения.

1

86-87


Эмоционально-образная выразительность.

2

88


Проявление в чтении мыслей и эмоционально-волевых устремлений читающего.

1

89


Средства выразительности.

1

90-91


Средства выразительности.

2

92


Формы общения с аудиторией(прямое и косвенное)

1

93


Чтение прозаического произведения.

1


94-95


Рассказывание



2

96


Анализ художественного произведения и его исполнение.

1

97


Ознакомление с творчеством писателя.


1

98-99


Выявление места данного произведения в его творческом пути.

2

100


Определение жанра выбранного произведения

1

101


Определение жанра выбранного произведения

1

102-103


Чтение прозаического произведения.

2

104


Тема, идея, композиция, характеристика героев.

1

105


Тема, идея, композиция, характеристика героев.

1

106-107


Отношение автора к изображаемой действительности, особенности языка автора.

2

III РАЗДЕЛ


Индивидуальная работа учащихся над литературными произведениями, выбранными для выразительного чтения.

19

Вызвать положительные эмоции и поддержать интерес к литературному творчеству.

Воспитание эстетического вкуса у обучающихся

Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

108


Деление на части и куски, определение подтекстов .

1

109


Деление на части и куски, определение подтекстов .

1

110-111


Чтение художественного произведения.

2

112


Чтение художественного произведения.

1

113


Воссоздание изображаемых автором картин жизни, внешности и поведения героев,

1

114-115


Жизненно-правдивое, целенаправленное чтение текста по книге и наизусть.

2

116


Жизненно-правдивое, целенаправленное чтение текста по книге и наизусть.

1

117


Чтение стихов. Особенности чтения.

1

118-119


Чтение стихов. Особенности чтения.

2

120


Чтение прозаического произведения.

1


121


Чтение прозаического произведения.

1

121-122


Пересказы.

2

123


Сохранение стиля передаваемого произведения.

1

124


Употребление отдельных выражений и слов, своеобразной интонации произведения.


1

125-126


Рассказы на основе личных впечатлений.

2

127


Рассказы на основе личных впечатлений.

1

128


Рассказы на основе слышанного от товарищей.

1

129-130


Рассказы на основе собственного творческого воображения.

2

131


Рассказы на основе собственного творческого воображения.

1

132


Чтение прозаического произведения.

1

133-134


Чтение прозаического произведения.

2

135


Практические упражнения по дыханию и дикции.

1

136


Практические упражнения по дыханию и дикции.

1


Информационно – методическое обеспечение.


1. Аванесов Р.И. Ударение в современном русском литературном

языке. М., Учпедгиз, 1958

2. Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М., «Искусство», 1954.

3. Арго А.М. Восторги и вдохновения. М., «Детская литература»,

1965.

4. Артобелевский Г.В. Очерки по художественному чтению, М.,

Учпедгиз, 1959.

5. Блинов И.Я. Выразительное слово учителя-словесника. М.,

Учпедгиз, 1963.

6. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя.

М., «Просвещение», 1965.

7. Завадская Т.Ф. Искусство чтения в художественном развитии подростка.М., «Просвещение», 1968.

8. «Звучащее слово». М., «Искусство», 1969.

9. Найденов Б.С, Выразительность речи и чтения.М., «Просвещение», 1969.

10. Розенталь Д.Э. Культура речи. Изд-во МГУ, 1964.

11. Стракевич М.М. Работа над выразительным чтением». М., «Просвещение», 1964.

12. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей.

М., Изд-во АПН 1962.

13. Шевелев Н.Н. Выразительное чтение в 5-8 классах. М., АПН 1961.

14. Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания.

Л., Учпедгиз, 1963.

15. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. М.-Л., «Просвещение», 1969.



8