СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочной работы в условиях реализации ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые социальные запросы нашего общества обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, в центре которого лежит познавательное и личностное развитие ребёнка. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться».

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной работы в условиях реализации ФГОС ООО»





Организация внеурочной работы

в условиях реализации ФГОС ООО










Попов Александр Николаевич,

учитель технологии

МБОУ «Трудармейская СОШ»



























Содержание


Введение……………………………………………………………..………...

3

Глава 1. Внеурочная работа: общие вопросы, деятельность в условиях ФГОС…………………………………………………………………………...


5

1.1 Особенности внеурочной работы………………………………………..

5

1.2 Результаты и эффекты внеурочной деятельности………………………

8

Глава 2. Содержание, разработка и реализация рабочей программы внеурочной деятельности (моделирование)…………………………………


9

    1. Пояснительная записка……………………………………………………

9

    1. Цель и задачи программы………………………………………………...

11

    1. Реализация программы……………………………………………………

13

    1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности……………………………………....................


14

    1. Оценка результатов образовательной деятельности……………………

17

    1. Мониторинг образовательных результатов……………………………..

19

    1. Содержание программы…………………………………………………..

21

    1. Учебно-тематический план……………………………………………….

23

    1. Календарно - тематический план………………………………………...

23

    1. Методическое обеспечение программы  ……......................................

24



Заключение……………………………………………………………………

26

Литература…………………………………………………………………….

27

Приложения…………………………………………………………………...

29

Приложение А – Календарно-тематический план………………………….

29


Введение


Новые социальные запросы нашего общества обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, в центре которого лежит познавательное и личностное развитие ребёнка. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». В связи с этим актуальным становится вопрос о том, какими путями можно развивать универсальные учебные действия. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным и техническим творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, то есть развитие творческой культуры ребенка.

В основе Федерального государственного стандарта второго поколения лежит системно - деятельностный подход к обучению, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность. ФГОС предусматривает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

Предмет итоговой работы является внеурочная деятельность. Объектом итоговой работы является рабочая программа внеурочной деятельности (моделирование).

Цель итоговой работы: реализация программы внеурочной деятельность. Цель итоговой работы предопределила решение следующих задач:

  • изучить

  • систематизировать

  • проанализировать

  • реализовать

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.






Глава 1. Внеурочная работа: общие вопросы, деятельность в условиях ФГОС


2.1. Особенности внеурочной работы


Учебно-воспитательный процесс в основной и средней школе осуществляется через различные организационные формы, находящиеся в тесной взаимосвязи: урок, факультативные занятия, а также внеурочную работу.

Урок - одна из ведущих организационных форм обучения химии, представляющая собой учебное занятие, которое проводит преподаватель

в течение определенного времени (40-45 мин) по установленному расписанию с группой учащихся, имеющих примерно одинаковый возраст и относительно одинаковый уровень химической подготовки. Урок позволяет преподавателю химии систематически излагать содержание учебного предмета в соответствии с обязательной для всех учебной программой, формировать и развивать умения и другие качества личности молодого человека. Указанные задачи решает и внеурочная работа.

Факультативные занятия и курсы представляют собой форму учебной деятельности по выбору учащихся. Цель занятий - углубление химических

знаний, развитие интересов, склонностей и способностей учащихся. Аналогичную цель ставит и внеурочная работа.

Внеурочная работа имеет много общего с урочными и факультативными занятиями. Это касается ее задач, содержания, закономерностей функционирования, методов, способов организации, критериев оценки результатов. Существенные особенности внеурочной работы обусловлены тем, что занятия не ограничены жесткими временными рамками учебного расписания, проводятся во внеурочное время, сверх учебного плана и обязательной программы. Такая работа выполняется учащимися добровольно в соответствии с их интересами, по их желанию, под руководством учителя. Особенности внеурочной работы можно объединить в две группы. Первую группу образуют особенности, обусловленные спецификой внеурочной работы как организационной формы, вторую группу особенности, определяемые спецификой задач, решаемых данной школой.

Первая группа особенностей позволяет реализовать следующие возможности:

  • углубление программного материала;

  • изучение внепрограммного материала;

  • выполнение общественно полезной деятельности;

  • разнообразие форм, методов и средств организации (организационно - методические возможности);

  • организация досуга учащихся.

Вторая группа особенностей внеурочной работы дает возможность

осуществить:

  • интеграцию и дифференциацию задач, содержания и методов обучения разных учебных предметов (общеобразовательных, специальных, гуманитарных, естественных и технических);

  • принцип профессиональной направленности.

Только в процессе внеурочных занятий могут быть реализованы такие виды работы, как оформление и выпуск газет, химические олимпиады, экскурсии на химические производства и др. Внеурочные занятия, в отличие от урочных и факультативных, связаны с выполнением общественно полезной деятельности учащихся (оснащение химического кабинета наглядными пособиями, выпуск химических календарей, подготовка химического эксперимента к предстоящим урокам, изготовление макетов и т.п.).

Внеурочная работа - единственная и оптимальная форма организации досуга учащихся. Проблема организации свободного от уроков времени является одной из актуальных в современной педагогике, дидактике и частной методике. Правонарушения подростков, увлечение алкоголем, наркомания среди учащихся - это следствие не только низкой их обученности и воспитанности, но и также плохой организации их свободного времени. Внеурочная работа по химии должна сыграть немаловажную роль в решении проблемы организации свободного времени учащихся.

Термин «внеурочная работа» более точно характеризует ее сущность, чем название «внеклассная работа». Суть не в том, что учебно-воспитательная работа осуществляется вне класса, школы, а в том, что она реализуется во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы.

Таким образом, внеурочная работа - это учебно-воспитательная работа с учащимися, организуемая учителем с учетом их интересов во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы, вне обычных урочных и факультативных занятий.



1.2 Результаты и эффекты внеурочной деятельности

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, ребенок участвовал в реализации химического проекта «Выращивание кристаллов», получил эффектные образцы кристаллов, создал мультимедийную презентацию, принял участие в школьной научно-практической конференции. Эффект – это последствие результата. Приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, пробудили в нем исследовательский талант, определили выбор будущей профессии.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития ребенка. В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности. При этом упускается из виду, что развитие личности ребенка зависит и от его собственных усилий по самостроительству, «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, т.е. развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что что ряд субъектов воспитания и социализации достигли своих результатов.

Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Становиться ясным, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлеченность процессом деятельности не отменяет для него необходимости добиваться образовательных и воспитательных результатов.

Глава 2. Содержание, разработка и реализация рабочей программы внеурочной деятельности (моделирование)


2.1 Пояснительная записка


Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным и техническим творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, то есть развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

В системе школьного образования детей особый акцент ставится на развитие творческих способностей каждого ребёнка. Во всех образовательных программах развития школьников предусмотрены занятия по рисованию, аппликации и конструированию.

У многих детей развит художественный вкус и умение находить различные более целесообразные и интересные способы решения поставленных задач. А также все они имеют огромное желание «мастерить» что-либо своими руками, особенно если несложная поделка по окончании процесса изготовления выглядит красиво и привлекательно или ёё можно использовать в играх или соревнованиях.

Программа предусматривает работу с обучающимися по развитию технического мышления. Дети учатся работать с бумагой, картоном, пенопластом, древесиной, металлом и другими бросовыми материалами с помощью линейки, карандаша, циркуля, ножниц, клея «ПВА» и «Момент», самостоятельно изготавливают детали объектов и собирают их. Оформление изделий позволяет обучаемым развивать свою творческую фантазию и закреплять творческие знания, полученные на занятиях. Графическая подготовка представляет собой закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях, их назначение и правила пользования. Все эти знания, умения и навыки, относящиеся к процессу развития личности ребёнка в процессе творчества необходимо продолжать развивать и в начальной школе.

Для обучаемых 5 классов, согласно школьной программе, предусмотрен 2 урока технологии и 1 урок изобразительного искусства в неделю, что, несомненно, не удовлетворяет потребностям детей в творческой деятельности. Поэтому необходимо организовывать занятия с ними на базе школы. Начальное техническое моделирование не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в учебных классах, а игровая или соревновательная деятельность в рекреациях или на пришкольном стадионе. Даная программа личностно - ориентирована и составлена так, что каждый воспитанник имеет возможность свободного выбора конкретного объекта работы, наиболее интересного и приемлемого для него.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Начальное техническое моделирование» имеет творческо-практическую направленность, которая является стратегически важным направлением в раз­витии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступными для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.




2.2 Цель и задачи программы


Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы:

  1. Обучающие:

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами;

  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

  • обучение различным приемам работы с бумагой, древесиной, металлом и тд.;

  • применение знаний, полученных на уроках технологии, рисования и других, для создания изделия.

  1. Развивающие:

  • формировать исследовательскую деятельности в работе с различным материалом;

  • развить у детей техническое мышление, образное мышление;

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;

  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

  1. Воспитательные:

  • формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками;

  • привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;

  • формировать чувства коллективизма;

  • расширение коммуникативных способностей детей;

  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;

  • воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.



2.3 Реализация программы


Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Программа предполагает и постепенное изменение видов работы, от создания простых моделей до более сложных, коллективных работ, творческих альбомов детей, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Тематика занятий строится с учет интересов учащихся, возможности их самовыражения. Способ изготовления изделия должен быть понятен, а результат творческой деятельности привлекателен. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается уровень развития специальных умений и умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более «сильным» детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще по той же тематике. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.



2.4 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

  • овладеть практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги, древесины, металла и другого материала;

  • уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ; работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопасности;

  • уметь четко работать с разметочным и ручным инструментом;

  • уметь самостоятельно выполнять простые изделия стараться эстетично оформить творческую работу;

  • уметь продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.

Личностные универсальные учебные действия. У обучающихся будут сформированы:

  • интерес к техническому творчеству, способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности (неуспешности) творческой деятельности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.




2.5 Оценка результатов образовательной деятельности


Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка (таблица 1).

Таблица 1 – Непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка

Параметры

Критерии


Образовательные

результаты

Освоение детьми содержания образования.

  1. Разнообразие умений и навыков.

  2. Глубина и широта знаний по предмету.

Детские практические и творческие достижения.

  1. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.

  2. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).

  3. Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение, память, речь, внимание).

Эффективность

воспитательных

воздействий

  1. Культура поведения ребенка.

  2. Стремление к аккуратности в выполнении задания, и порядку на рабочем месте.

  3. Наличие стремления доводить начатое дело до конца

Социально- педагогические

результаты


  1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.

  1. Выполнение требований техники безопасности.

  2. Характер отношений в коллективе.

  3. Отношение к преподавателю.


Показатели критериев определяются уровнем: высокий; средний; низкий.

    1. Мониторинг образовательных результатов


  1. Разнообразие умений и навыков.

Высокий: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).

Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.

Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

  1. Глубина и широта знаний по предмету.

Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.

Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

  1. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности.

Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в соревнованиях.

Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

  1. Разнообразие творческих достижений.

Высокий: регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города. Средний: участвует в выставках внутри кружка, учреждения.

Низкий: редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.

  1. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сепсомоторики.

Высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний: ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества, воспитанник знает от­веты на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание. Низкий: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.




    1. Содержание программы


1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием занятий в объединении. Показ простейших летающих, плавающих, самоходных и других технических моделей, которые можно изготовить на занятиях. Демонстрация готовых моделей в действии. Правила проведения игр-состязаний.

2. Простейшие летающие модели и игрушки. Сведения из истории воздухоплавания и авиации. Занятие-путешествие «Летающие модели». Планер - простейший летательный аппарат. Виды самолётов, их назначение: пассажирские, грузовые, военные, спортивные и др. Устройство модели самолёта: фюзеляж, крылья, горизонтальное и вертикальное
оперение, на котором расположены рули. Космические летательные аппараты. Основные части ракеты: корпус, головная часть, стабилизаторы.

Практическая работа. Изготовление простейших моделей самолётов из бумаги. Изготовление простейших змеев: плоского и коробчатого. Проведение игр-соревнований с бумажными моделями самолётов на дальность полёта, на точность посадки, скоростной перелёт и др. Занятие-зачёт

3. Простейшие плавающие игрушки и модели. Сведения
из истории мореплавания и великих географических открытий. Виды судов, их назначение: пассажирские, грузовые, спортивные, исследовательские и др.
Занятие-путешествие «На чём люди плавали». Из истории морских судов Устройство корабля: нос, корма, борт, палуба. Особенности изготовления
плавающих моделей.

Практическая работа. Изготовление простейших моделей плота, катамарана, лодочки, яхты из бумаги с использованием бросового материала. Проведение игр-соревнований с изготовленными плавающими моделями. Занятие-зачёт.

4.Простейшие самоходные модели. Сведения из истории развития наземного транспорта. Виды наземного транспорта, назначение, внешнее оформление.

Практическая работа. Изготовление простейших контурных самоходных игрушек с   резиновым двигателем: автомобили различных типов, военная самоходная техника и т.п. Проведение соревнований на скорость прохождения самоходными игрушками определённой дистанции по прямой линии, на преодоление дистанции по прямой линии, на преодоление различных препятствий (веточки, камешки и др.) и т.п. Занятие-зачёт

5.Простейшие электронные модели.

Сведения об автоматизации производства, внедрении роботов и электронно-вычислительных машин в различные отрасли.

Знакомство с элементами радиосхем (транзистор, диод, резистор, конденсатор, динамик,  наушники). Конкурс «Определение радиодеталей «вслепую».

Практическая работа. Сборка схем с резисторами, лампочками, конденсаторами и диодами. Сборка электронных схем с транзисторами. Занятие-зачёт

6. Проект и научный подход.

Выбор самостоятельного проекта. Короткое введение к каждому
проекту. Правила самостоятельных проектов.

Практическая работа. Написание отчётов по проектам: титульный лист, содержание, краткое изложение (резюме), введение, описание проекта, заключение, дополнения. Демонстрация проектов.

Занятие-зачёт. Результаты и объяснения по проектам.

7. Заключительное занятие. Подведение итогов. Награждение. Итоговая выставка. Занятие-аукцион. Советы воспитанникам о дальнейшей работе технического моделирования.



2.8 Учебно-тематический план


Наименование и содержание темы

Количество часов

Теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

2


Правила по технике безопасности.

1

--

1

Правила проведения игр- соревнований.

--

1

1

2.

Простейшие летающие модели и игрушки.

2

5

7


Занятие-путешествие «Летающие модели».

1

--

1

Изготовление летающих моделей.

1

4

5

Игра-соревнование. Занятие-зачёт.

--

1

1

3.

Простейшие плавающие игрушки и модели.

2

5

7

Занятие-путешествие «На чём люди плавали».

1

--

1

Изготовление плавающих моделей.

1

4

5

Занятие-зачёт

--

1

1

4.

Простейшие самоходные модели.

1

6

7

Изготовление моделей транспорта

1

4

5

Проведение соревнований.

--

1

1

Занятие-зачёт.

--

1

1

5.

Простейшие электронные модели.

2

5

7

Конкурс «Определение радиодеталей «вслепую».

1

--

1

Сборка простейшей электрической цепи.

1

4

5

Занятие-зачёт.

--

1

1

6.

Проект и научный подход.

1

1

2


Занятие-зачёт.

1

1

2

7.

Заключительное занятие

1

1

2

Итоговая выставка.

1

1

2


ИТОГО:

10

24

34



2.9 Календарно-тематический план


Календарно-тематический план представлен в приложении А.


2.10 Методическое обеспечение программы


Содержание, методы и приёмы обучения по данной программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путём организации познавательной деятельности.

Занятия в объединении планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке и важно искать способы их раскрытия. Как показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция даёт возможность оказать внимание каждому,  замечен успех или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен каждый обучающийся. В общем виде почти каждое занятие состоит из следующих этапов:

Постановка задачи:    показом образца или рассказом возбуждается интерес воспитанников. Формируется волевой импульс – немедленно смастерить то же самое. Энергия импульса расходуется рационально - на обсуждение технологии, выполнение в рабочей тетради эскиза (это обязательно), подготовительные операции. Без руководителя воспитанник ничего делать не станет – поспешит к конечному результату, всё испортит и расстроится.

Исполнение: для поддержания ровного тонуса полезно одновременно вести беседу с   воспитанниками на темы, близкие к теме занятия. Благотворна функциональная музыка.

Оценка результатов даётся сначала группой, затем руководителем. Работы выставляются на подиум, сравниваются. Действующие модели в конце занятия участвуют в мини-состязании. Лучшие имеют право участвовать в итоговой выставке по окончании учебного года и районной выставке технического творчества.

На первом году обучения после первых же занятий начинается дифференцирование группы по способностям и склонностям воспитанников. Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей заинтересованности воспитанникам предлагается сотрудничество с техническими объединениями различной направленности, к примеру: в создании механической или радиофицированной игрушки.

На четвёртом году обучения каждый воспитанник имеет возможность выбрать тему для индивидуального проектирования. Курс обучения увенчивается индивидуальным проектом. На занятиях воспитанники знакомятся с технологией изготовления различных поделок, с приёмами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться в процессе занятий. Специфическим для данной программы стал элемент фантазирования, поставленного на деловую основу. Фантазирование присутствует не только на первом этапе замысла, но и на всех последующих этапах воплощения - с целью получения неожиданных и остроумных решений.

Для проведения занятий используются журналы, подборки литературы, периодические издания по тематике объединения. С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, эстетического и физического потенциалов личностей воспитанников, на развитие их индивидуальных особенностей следует использовать разнообразные формы: занятие-экскурсия, занятие-зачёт, занятие-соревнование, занятие-взаимообучение, интегрированное занятие, занятие-игра, занятие-аукцион, занятие-путешествие.



Заключение

Апробация представленной программы в течение двух лет доказала ее эффективность. Из 19 членов кружка, посещавших его в 2013-2014 и 2014-2015 учебном годах 5 стали дипломантами школьной научно-практической конференции, 4 учащихся – призерами муниципальной метапредметной олимпиады, включающей в себя и вопросы по технологии. 5 ребят продолжают заниматься проектной деятельностью в рамках изучения предметов естественнонаучного цикла.

Конечно, внеурочная деятельность с учащимися средних классов не позволяет дать пропедевтические знания всему составу класса или параллели. Однако, наличие в классе даже небольшого числа учащихся, интересующихся технологией, способных помочь товарищам, своим примером показывающих значимость знаний, - большое подспорье учителю. Такие учащиеся помогают организовать более эффективную работу на уроке, становятся лидерами в групповых формах работы, при организации проектной деятельности во внеурочное время.















Литература


  1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы [Текст]. – М.: Лист, 1998.

  2. Афонькин С, Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома [Текст]. – М.: Рольф Аким, 1999. - 208 с.

  3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.СВыготский [Текст]. – М.: Просвещение1999. – 93 с.

  4. Выгонов В.В. Изделия из бумаги [Текст]. – М.: Издательский дом МС, 2001. – 128 с.

  5. Глушенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе[Текст]. – М.. Просвещение, 1985. – 159 с.

  6. Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры [Текст]. - М.: Творческий центр «Сфера», 2000.

  7. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни [Текст]. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2002.

  8. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим [Текст]. - Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.

  9. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах [Текст]. – М.: «Просвещение», 1978. – 270 с.

  10. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация [Текст]. - М.: ООО фирма «Издательство АСТ», 1998. – 220 с.

  11. Сергеева Н., Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия младших школьников [Текст] // Воспитание школьников. – 2003. - № 4.

  12. Сократов Н., Багирова О., Маннакова С., Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей [Текст] // Воспитание школьников. – 2003. - № 9.

  13. Троицкая И.Ю. Формирование саморегуляции у младших школьников [Текст] /И. Ю. Троицкая //Воспитание школьников. – 2003. - № 6. – 40 с.

  14. Хелен Блисс. Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Беловой Л.Ю. [Текст]. - Санкт-Петербург. «Норинт», 2000.

  15. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить [Текст]. М.: Просвещение, 1990. - 191 с.

  16. Яшнова О.О. Успешность обучения и воспитания младших школьников: новые исследования [Текст] / О. Яшнова // Воспитание школьников. – 2002. - № 8. - 35-39 с.

Дидактические материалы:

  • загадки по теме «Техника»;

  • кроссворды «Самоделкин», «Инструменты и материалы», «Техника» и др.;

  • шаблоны для изготовления моделей.




Приложение

Приложение А – Календарно - тематический план

Дата

Название темы

Количество часов

Плани-руемая

Jфакти-ческая

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

1



Знакомство с содержанием на год. Правила Т.Б.

1



2



Демонстрация готовых моделей в действии.
Правила проведения игр-состязаний.


1


2.

Простейшие летающие модели и игрушки.

2

5

7

3



Сведения из истории воздухоплавания и авиации.

1



4



Занятие-путешествие «Летающие модели». Виды самолётов

1



5



Изготовление простейших моделей самолётов из бумаги.


1


6



Изготовление простейших моделей самолётов из бумаги.


1


7



Изготовление простейших моделей самолётов из бумаги.


1


8



Изготовление простейших моделей самолётов из бумаги.


1


9



Игра-соревнование. Занятие-зачёт.


1


3.

Простейшие плавающие игрушки и модели.

2

5

7

10



Сведения из истории мореплавания и великих географических открытий. Виды судов

1



11



Занятие-путешествие «На чём люди плавали».

1



12



Изготовление простейших моделей плота из бумаги с использованием бросового материала


1


13



Изготовление простейших моделей лодочки из бумаги с использованием бросового материала


1


14



Изготовление простейших моделей яхты из бумаги с использованием бросового материала


1


15



Изготовление простейших моделей яхты из бумаги с использованием бросового материала


1


16



Проведение игр-соревнований с изготовленными плавающими моделями. Занятие-зачёт


1


4.

Простейшие самоходные модели.

1

6

7

17



Сведения из истории развития наземного транспорта. Виды наземного транспорта, назначение, внешнее оформление.

1



18



Изготовление простейших контурных самоходных игрушек


1


19



Изготовление простейших контурных самоходных игрушек


1


20



Изготовление простейших контурных самоходных игрушек с  резиновым двигателем


1


21



Изготовление простейших контурных самоходных игрушек с  резиновым двигателем


1


22



Изготовление простейших контурных самоходных игрушек с  резиновым двигателем


1


23



Проведение соревнований на скорость прохождения самоходными игрушками Занятие-зачёт


1


5.

Простейшие электронные модели.

2

5

7

24



Знакомство с элементами радиосхем

1



25



Конкурс «Определение радиодеталей «вслепую»

1



26



Сборка схем с резисторами.


1


27



Сборка схем с лампочками


1


28



Сборка схем с конденсаторами


1


29



Сборка схем с резисторами, лампочками, конденсаторами и диодами


1


30



Сборка электронных схем с транзисторами. Занятие-зачёт


1


6.

Проект и научный подход.

1

2

3

31



Правила самостоятельных проектов.

1



32



Написание отчётов по проектам: титульный лист, содержание


1


33



Занятие-зачёт Результаты и объяснения по проектам.


1


7.

Заключительное занятие

1

1

1

34



Подведение итогов. Награждение. Итоговая выставка


1



ИТОГО:

10

24

34