СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Органы чувств. Анализаторы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Органы чувств. Анализаторы.»

Класс:8

Учитель: Луговская А.В.

Тема: «Органы чувств. Анализаторы».

Цель урока: Изучить органы чувств, отделы анализаторов, механизм работы анализаторов.

Задачи:

  • образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к изменяющимся условиям среды;

  • развивающие: обеспечить развитие умения планировать свою деятельность, осуществлять взаимоконтроль; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

  • воспитательные: формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Мотивация.

  4. Решение мотивационной проблемы (практическая работа, презентация)

  5. Рефлексивно-оценочный этап (письменная работа по вариантам).

  6. Домашнее задание:

  7. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

(проверяется готовность уч-ся к учебной деятельности)

II. Актуализация знаний.

Учитель: для того, чтоб вам определить тему урока, отгадайте загадки:

  • Один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши)

  • Два братца глядятся – Друг друга не видят (глаза)

  • Рядом два колодца, а между ними – одна перегородка (глаза и нос)

  • Плосконька досочка: по краям обшивочка, а в серёдке – дырочка (ухо)

  • Между двух светил я – один (нос)

  • Два брата живут рядом, а сойтись не могут (глаза)

Учитель:  Правильно, мы начинаем изучать органы чувств /и анализаторы/. Давайте подумаем, что мы знаем по этой теме (учащиеся кратко говорят об известных фактах по теме).

III. Мотивация.

Учитель: как вы считаете, что же предстоит нам узнать об анализаторах на сегодняшнем уроке?

(уч-ся дают предположительные ответы, которые и будут являться целью урока).

Обговариваются понятия органы чувств и анализаторы, записывают определение в тетрадь.

Скажите, какие анализаторы известны вам?

Глаз – орган зрения

Ухо – орган слуха

Нос – орган обоняния

Язык – орган вкуса

Кожа – орган осязания

Вестибулярный аппарат – орган равновесия.

– А как вы думаете, взаимодействуют ли анализаторы друг с другом и могут ли взаимозаменяться?

IV. Решение мотивационной проблемы.

Учитель: проведем небольшое исследование

Цель: выявить необходимость взаимодействия анализаторов для формирования целостного представления об объектах окружающего мира

Объект исследования: предмет (на столах учащихся находятся закрытые коробочки с предметом, который необходимо узнать, включая в работу разные анализаторы: карандаш, ластик и т.д.)

Выполняется в паре:

Лист наблюдения заполняется наблюдателем (учащимся 1 варианта)

Исследователь (он же испытуемый) выполняет указания наблюдателя.

Совместно делают выводы (на выполнение 3-4 минуты)

Действия испытуемого

Наблюдения

1. Закройте глаза. Возьмите предмет из рук наблюдателя и опишите его.
2. Не открывая глаз, задайте уточняющие вопросы об объекте исследования.
3. Откройте глаза. Правильно ли вы определили предмет? Что вы еще можете о нем рассказать?

записываются со слов испытуемого

Выводы:

Один учащийся из пары отвечает на вопросы:

  1. Какие анализаторы участвовали в различении и узнавании исследуемого предмета (осязания, слуха, зрения, обоняния).

  2. С помощью какого анализатора вы получили большее представление о предмете?

  3. Какой вывод можно сделать на основе этого? (анализаторы взаимодействуют и дополняют друг друга)

Учитель: а теперь попробуйте ответить на такие вопросы (Работа в группах).

  • При простудных заболеваниях, когда нос заложен, еда кажется безвкусной, т.к…

  • Воспалительные заболевания носоглотки могут вызвать воспаление среднего уха и привести к глухоте, т.к. …

  • Сильные звуки могут вызвать нарушение слуха, а поэтому при взрывах рекомендуют закрывать уши и открывать рот, т.к. …

Задание: закончите предложения, записывая в тетради, начиная со слов… т.к…. (2 мин.)

Учитель: а теперь проверьте себя, послушав внимательно (имя ученика), который выполнил это задание дома. (опережающее домащнее задание было предложено одному ученику)

  • Полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных рецепторов, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости, и соответствующих анализаторов, поэтому при насморке еда кажется безвкусной.

  • Полость среднего уха (барабанная полость) продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку, поэтому при воспалительных заболеваниях носоглотки, микроорганизмы могут попасть в полость среднего уха и вызвать его воспаление.

  • И совсем понятно, почему при сильных резких звуках и, тем более, взрывах, необходимо открывать рот, ведь при этом выравнивается давление в полости уха с атмосферным, и, тем самым, предотвращается повреждение барабанной перепонки (учащиеся проверяют правильность выполнения задания в тетрадях).


Окружающий мир мы воспринимаем как целое, не выделяя какой-то один вид ощущений. Формирующиеся у нас образы внешних предметов и явлений – это результат объединенной работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре головного мозга, куда сходится информация от всех анализаторов.

Работа с учебником по группам: Так как же устроены анализаторы?

1гр. На доске по порядку выстроить схему анализатора.

2гр. Как анализатор связан с органами чувств?

3гр. В чем выражена специализация рецепторов?

Физкультпауза: разминка для глаз (упражнение «ленивая восьмерка»)

Учитель: ребята, как вы считаете, что обычно происходит, если функция какого-либо анализатора нарушается? Могут ли другие анализаторы заменить их функцию? Сообщение по этой теме подготовил (имя ученика)

(Сообщение уч-ся с презентацией «Взаимозаменяемость анализаторов»)

Если по какой-либо причине, один или несколько органов чувств (анализаторов) пропадает, то другой усиливается. Например, глухонемые люди лучше видят. А у людей, лишенных зрения и слуха, осязание — основной источник информации о внешнем мире.

Итак,

  • при потере зрения обостряется слух, обоняние и осязание.

  • Слепоглухонемые по запаху определяют людей и даже названия газет, могут «слушать» музыку поверхностью тела, улавливая вибрацию воздуха.

  • Это доказывает, что повреждение одного из органов чувств компенсируется за счет других, то есть анализаторы взаимозаменяемы

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель: что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Попробуем сделать выводы (учащиеся формулируют выводы)

Учитель: а теперь наступило время проверить свои знания по изучаемой теме.

Задание 1: в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение.

1 вариант:

 

2 вариант:

рецепторы

 

вкус

нервы

 

обоняние

зона коры полушарий

 

выделение

анализаторы

 

осязание

рефлекс

 

ощущение

Задание 2:

  1. Какой орган чувств изображен на рисунке?

  2. Назовите части этого анализатора.

  3. С какими анализаторами он связан?

  4. Назовите условия, при которых рецепторы данного анализатора наиболее чувствительны.

1 вариант рис. органа обоняния 2 вариант рис. органа вкуса

Подведение итогов: взаимоконтроль осуществляется по ответам двух учащихся разных вариантов, при необходимости учитель корректирует их ответы.

Задание 1.

Правильно зачёркнуто лишнее понятие – 1 балл.

выделено ключевое понятие – 1 балл.

дано определение – 1 балл.

всего – 3 балла.

Задание 2.

Правильно назван орган чувств – 1 балл.

названы части анализатора – 1 балл.

отражена взаимосвязь 1 – балл.

условия чувствительности – 1 балл

всего – 4 балла.

«5» – 7 баллов.

«4» – 6-5 баллов.

«3» – 4 балла.

Поднимите руку, если вы получили «5».., «4».., «3»… Кому задания показались трудными?

Молодцы, все справились! (выставление оценок за работу на уроке)

VI. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание

  1. Повторить материал об анализаторах по учебнику и конспекту в тетради;

  2. Задание по желанию: повторить раздел физики «оптика», принести двояковыпуклую и двояковогнутую линзы.

  3. VII. Рефлексия.

поднимите зелёную карточку, если вы усвоили тему урока в полной мере;

… красную, если у вас возникли новые вопросы;

…жёлтую, если у вас остались вопросы по изученной теме.

На основе полученных данных учитель делает вывод о продуктивности урока.

Если позволяет разгадываем кроссворд