СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация индивидуальных занятий в школе I-II

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжительность занятия 20 минут (10 минут работа над произношением;

10 минут - работа по развитию слухового восприятия)

Просмотр содержимого документа
«Организация индивидуальных занятий в школе I-II»

Организация индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия в классах глухих и слабослышащих

Продолжительность 20 минут (10 минут – работа над произношением; 10 минут – работа по развитию слухового восприятия)

Задачи: Усиление слухового компонента в слухозрительном восприятии речи окружающих людей; развитие общения в условиях сниженного и остаточного слуха.

Содержание: Определяется программой по развитию слухового восприятия, включающей несколько разделов.

1) различение слов;

2) различение слов и фраз, связанных с организацией занятия;

3) различение материала общеобразовательных уроков;

4) различение текстов.

Структура: Зависит от темы и задач индивидуального занятия, этапа формирования слуховых представлений ребенка. Л.П. Назарова рекомендует следующую структуру:

1. Различение материала разговорного характера.

2. Усвоение нового речевого материала (с использованием ЗУА коллективного назначения).

3. Закрепление материала, воспринятого на слух с помощью звукоусиливающей аппаратуры.

4. Различение материала на слух без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.

Характеристики: Особенности организации в классах глухих в классах слабослышащих

Использование звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА)

Используются разные типы ЗУА:

● в 1 – 3 классах – стационарная звукоусиливающая аппаратура;

● со II полугодия 3 класса начинают использоваться индивидуальные слуховые аппараты;

● с 5 класса используются только индивидуальные слуховые аппараты Предусматривается работа с ЗУА и без нее. Работа без ЗУА занимает около 1/3 части общего времени; около 2-х минут отводится на восприятие шепотной речи. На начальных этапах ис-пользуется стационарная ЗУА, что обусловлено необ-ходимостью адаптации де-тей к новым условиям. Со II полугодия подготовительного класса используются только индивидуальные слуховые аппараты.

Основной способ восприятия: С 1 по 5 классы основной способ восприятия материала – слуховое.

Слухозрительное восприятие используется как вспомогательное средство.

С 6 класса – слухозрительное восприятие речевого материала с последую-щим опознаванием на слух. Основной способ восприятия – слуховое. Слухо-зрительное используется при возникновении затруднений.

Планирование: Включает несколько обязательных компонентов:

1. Тема занятия. Определяется четвертным планом. Должна быть четко сформулирована и отдифференцирована от задач. (Например: Текст «Весна пришла» или: Диалог «У врача»). 2. Задачи формулируются с учетом того, как ученик подготовлен к усвоению темы. Формулировка задачи должна включать:

а) этап формирования слуховых представлений;

б) характер используемого материала;

в) способ восприятия материала. (Например: «Формировать умение различать фразы из текста на слухозрительной основе».

Или: «Развивать умение опознавать материал разговорно-обиходного характера на слух»).

3. Структура: Должны быть обозначены структурные элементы занятия и используемые виды работ. Дополнительными компонентами плана могут быть: дидактический материал, речевой материал, примечания и др.


Организация групповых занятий в классах глухих и слабослышащих

Продолжительность 30 минут

Комплектация групп: Критерии комплектации (Л. П. Назарова):

1) возрастной признак (в 6 – 8 классах рекомендуются группы из 2 – 3 человек, в 9 – 12 классах – из 3 – 4 человек;

2) состояние слуха. В группы объединяются учащиеся с примерно одинаковой степенью потери слуха (по классификации Л. В. Неймана): глухие 2 – 3 групп, 3 – 4 групп;

слабослышащие 1 – 2 степени, 2 – 3 степени;

3) состояние произносительной стороны устной речи;

4) уровень развития речи;

5) уровень обучаемости и обученности;

6) уровень общего развития учащихся.

Задачи: Усиление слухового компонента в комплексном слухозрительном восприятии речи с индивидуальной ЗУА в учебном и воспитательном процессах с целью организации общения с окружающими людьми как условия адаптации глухих и слабослышащих учащихся в общество слышащих людей.

Содержание: Определяется программой. Ведется работа над адаптиро-ванными и неадаптированными текстами, статьями из газет и журналов, книг (в зависимости от возможностей учащихся группы). Организуются диалоги: учитель – учащиеся; учащиеся – учитель; ученик – ученик (с целью активиза-ции всех учащихся группы). При работе с обеими категориями детей для различения предлагаются различные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, слоги, звуки. Рекомендуется прием «вытягивания расстояния» (постепенного увеличения) для различения материала. Используются также магнитофонные записи голосов других людей.

Структура занятия Может быть различной (в зависимости от темы и задач занятия, этапа реализации темы и т. д.). Л. П. Назарова рекомендует следующие компоненты:

1. Организация начала занятия.

2. Организация диалога (на материале разговорно-обиходного характера или общеобразовательного урока).

3. Различение основного материала по теме занятия (текста, диалога и др.).

4. Различение речевого материала без ЗУА.

5. Организация окончания занятия.

Продолжение таблицы 21

Характеристики Особенности организации в классах глухих в классах слабослышащих

Использование

звукоусиливающей

аппаратуры Используется индивидуальная звукоусиливающая аппаратура.

Основной способ

восприятия Зависит от возможностей детей. Основным способом восприятия может быть и слуховое. Слуховое. Слухо-зрительное восприятие используется в качестве вспомогательного средства.

Планирование Форма плана выбирается учителем. Планирование осуществляется в соответствии с теми же критериями, что и планирование индивидуальных занятий.

Таблица 22. Организация фронтальных уроков по развитию слухового восприятия в классах глухих и слабослышащих

Характеристики Особенности организации в классах глухих в классах слабослышащих

Продолжитель-

ность 45 минут

Типы уроков По классификации М. А. Данилова и Б. П. Есипова выделяются разные типы уроков: ● комбинированные; ● уроки, назначением которых по преимуществу ознаком-ление учащихся с новым материалом; ● уроки, направленные на закрепление знаний учащихся; ● уроки, основной целью которых является закрепление умений и навыков путем упражнений; ● контрольные, проверочные уроки.

Задачи Интенсивное развитие ос-таточного слуха, на базе ко-торого создается слухо-зри-тельная основа восприятия устной речи, совершенству-ется навык речевого общения. Усиление слухового ком-понента в слухо-зрительном восприятии речи окружаю-щих людей; развитие обще-ния в условиях сниженного слуха.

Содержание Определяется программой по развитию слухового восприятия и включает: 1) развитие слухового восприятия посредством неречевых звуков; 2) развитие слухового восприятия с помощью речи; 3) отработку произносительных умений.

Продолжение таблицы 22

Характеристики Особенности организации в классах глухих в классах слабослышащих

Структура урока Может быть различной и определяется: типом урока; темой, задачами, мерой усвоения учащимися материала. Л.П. Назарова определяет структуру фронтального урока следующим образом: 1. Установка режима усиления. 2. Перекличка учащихся. 3. Организация деятельности учащихся (сообщение темы, плана урока). 4. Различение неречевых звуков. 5. Физкультминутка. 6. Различение речевого материала. 7. Закрепление материала. 8. Организация окончания занятия.

Использование

звукоусиливающей

аппаратуры Рекомендуется использовать стационарную звукоусили-вающую аппаратуру коллективного назначения.

Способ

восприятия

материала Исходным способом вос-приятия является слухо-зри-тельное. Упражнения по вос-приятию речевого матери-ала только на слух носят не-продолжительный характер. Зависит от слуховых воз-можностей детей. Исходным способом восприятия может быть сразу слуховой.

Планирование Основой планирования фронтальных уроков являются два документа: а) программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению; б) сведения о состоянии слуха и усвоении произносительных навыков учащихся данного класса. Как правило, формулируется несколько тем. Требования к планированию: 1) каждый урок должен быть законченным, и в то же время находиться в тесной связи с предыдущим и последующим уроками; 2) связь уроков с индивидуальными занятиями должна быть двусторонней: первичные умения, приобретенные на индивидуальных занятиях, закрепляются на фронтальных уроках и наоборот, сведения, полученные на фронтальных уроках, закрепляются на индивидуальных занятиях. 3) важно, чтобы до составления плана отдельного урока была продумана вся система уроков по данной теме.
















МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Школа–интернат №18»











Доклад


Организация индивидуальных, групповых, фронтальных занятий по развитию слухового восприятия

в классах глухих и слабослышащих



















Учитель-дефектолог

Худякова И.И.





2017г