Организация проектной и исследовательской деятельности
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь формирование основ умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования.
В системе Л.В.Занкова школьник рассматривается как субъект учебной деятельности, способный самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, постоянно совершенствовать самого себя.
Важным моментом превращения ученика в субъекта учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности, открытии способов решения учебных задач и способов получения знаний самостоятельно, с помощью учителя или при участии сверстников.
Задача учителя - поставить учащихся в такие условия, какие бывают у учёного в момент открытия нового знания, понятий, законов.
Включение учащихся в исследовательскую деятельность начинается с заданий, направленных на овладение логическими умениями: анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения. Этому в системе Л.В.Занкова уделяется большое внимание. В ней есть один методический принцип, который не всегда формулируется наряду с другими общеизвестными, тем не менее, он проходит буквально красной нитью через всю систему. Он гласит: « Не сообщать детям в готовом виде то, к чему они могут прийти путем собственных внутренних усилий». Подавляющее большинство правил, выводов, закономерностей, обобщений, умозаключений младшие школьники формулируют сами, сами приходят не только к ответам на вопросы, но и зачастую к постановке самих вопросов. Учитель только создает условия для самостоятельной умственной работы детей.
Исследовательская работа проводится как на уроках, так и во внеурочное время.
Под направляющим воздействием учителя школьники самостоятельно проходят этапы решения познавательной проблемы-гипотезы:
Выдвижение возможных вариантов решения познавательной проблемы-гипотезы.
Теоретическая или практическая проверка гипотезы.
Выбор реальной гипотезы.
Формулировка познавательного вывода.
Могут ли младшие школьники успешно и результативно заниматься исследовательской деятельностью? Не играть в учёных, а действительно разрабатывать актуальные, связанные с содержанием школьного образования (и не только с ним) темы: строить гипотезы, планировать исследовательскую деятельность, собирать и обрабатывать информацию, делать выводы? Если целенаправленно заниматься с детьми, проявляющими интерес, - могут.
Для таких школьников в гимназии было создано научное общество учащихся начальных классов «Растишка». Это общество юных исследователей, стремящихся к развитию своего интеллекта, приобретению умений и навыков ведения научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
Деятельность научного общества осуществляется в нескольких направлениях:
индивидуальная работа (подготовка докладов, сообщений);
групповая работа (совместная разработка проектов);
массовая форма (совместная с учителями подготовка предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов, участие в научно-практических конференциях гимназии и городских мероприятиях).
Под руководством учителей - научных руководителей, заинтересованные учащиеся выбирают и формулируют темы своих работ, проводят информационно-поисковую работу в рамках избранной темы, выдвигают гипотезы, выполняют творческие задания. Работая по избранной теме, рассматривая ее всесторонне, дети учатся нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления, отмечая и фиксируя самые интересные факты, которые помогают доказать свою точку зрения в том случае, если возникают противоречия.
С каждым годом растет количество детей, желающих принять участие в исследовательской работе. Наблюдая за учениками, понимаешь, что они выполняют данную работу не только ради конечного результата. Им интересен сам процесс: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов - все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие.
Оформление результатов исследовательской деятельности допускает любые варианты, являясь объектом творчества детей: защита реферата, участие в НПК, выступление на школьном Дне науки, выступление с докладом на уроке, выпуск стенгазеты…
Лучшие работы рекомендуются для защиты на городской детской НПК, публикуются в сборниках.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, под которой мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Около 10 лет назад под руководством Орловской Л.М., кандидата педагогических наук, доцента КГПУ Института психологии, педагогики и управления образованием, мы смогли выявить отличия «проблемного» и «проектного» уроков. Изучили научно-методическую литературу по данному вопросу, обсудили на кафедре требования к использованию метода проектов и возможности его применения в системе Л.В.Занкова. Определили круг учебных предметов, приемлемых для включения учащихся в данный вид деятельности. На наш взгляд, это уроки технологии и окружающего мира. Пришли к выводу, что наиболее глубокие и содержательные проекты могут выполняться во внеурочной деятельности.
Мы выделили следующие основные этапы внеурочной проектной деятельности:
выбор темы;
сбор сведений;
выбор проектов;
реализация проектов;
презентации.
Выделяем следующие виды детского проектирования:
по доминирующему виду деятельности: практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые:
по предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные, надпредметные;
по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, длительные;
по числу участников: индивидуальные, групповые, классные
Считаем, что чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Темы детских проектных работ выбираем исходя из содержания учебных предметов, социальной значимости, а также интересов и потребностей учащихся. Так, например, возникли проекты: «Я и переменка», «Моя любимая тетрадь», «Кормушка», «Капелька», «Старинный замок», «Добрые руки», «Растения вокруг нас», «Кукольный театр для детского сада», «Моя любимая игрушка», «На лесной полянке», «Капелька», «Моя родословная», «Хлебная крошка».
Проекты имели социальную значимость. Игрушки, изготовленные детьми, были подарены дошкольникам. На пришкольном участке развешаны кормушки; проводился экологический десант по уборке набережной реки Кан, соснового бора, проводилась агитационная и разъяснительная работа с населением (по сбережению тепла, воды, электроэнергии, по проблемам уборки мусора), выпущены плакаты «Берегите воду, хлеб», размещены предупредительные знаки около умывальников.
Творческие группы учеников под руководством учителей оформляли различные выставки работ учащихся (мини-газет, рефератов, сочинений, книжек-малышек, рисунков, плакатов, стихотворений по интересующим детей темам). Такой вид деятельности является традиционным для учащихся начальной школы гимназии.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Включение школьников в проектную и исследовательскую деятельность учит их размышлять, формирует адекватную самооценку, способствует развитию личностных качеств, а также познавательной и эмоционально-волевой сферы.