1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися. Классный руководитель должен осуществлять строжайший контроль за подготовкой учащихся к учебным занятиям: учащиеся должны знать, что в любой момент классный руководитель может проверить наличие школьных принадлежностей, наличие выполнения письменного домашнего задания по любому предмету, наличие дневника и его ведение, ведение тетрадей. 2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Классный руководитель ведёт ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учащимся выясняю у родителей причину отсутствия. Учащийся должен знать (быть уверен в том), что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле у классного руководителя, что-либо скрыть от которого просто невозможно, и что между родителями и классным руководителем налажен тесный контакт. 3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу кружков, внеурочную деятельность (учебные курсы по русскому языку и математике) - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Классным руководителем принимаются меры по привлечению в спортивные секции, кружки, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классный руководитель принимает активное участие в вовлечение детей в работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время. Организация досуговой деятельности учащихся должна подлежать строгому учёту. 4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются учащиеся для участия в школьных, городских соревнованиях. В прошлом году дети приняли активное участие в Президентских состязаниях, заняли 2 место. К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются специалисты: медики, психолог, социолог. Пропаганде здорового образа жизни посвящены классные часы: “Что такое хорошо и что такое плохо” “Курить – здоровью вредить”; “Мифы об алкоголе” “Школьнику о вреде никотина” “Кто кого или подросток в мире вредных привычек” “Жизнь без наркотиков” “Мы против наркотиков” «Дорога, транспорт и я» «Наркомания – социальное зло» «ВИЧ можно избежать» «Наркомания и ее последствия для человека» «Что со мной происходит?» 5. Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективным является проводимый в школе месяц правового воспитания. В организации участвует не только классный руководитель, но и сотрудники правоохранительных органов, инспектор по делам несовершеннолетних, фельдшер школы, социальный педагог, психолог. Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций. Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Поэтому в течение 2015 –2016 учебного года я провела классные часы: “Права и обязанности школьника”; “Что такое хорошо и что такое плохо” “Правила поведения в общественных местах” “Мы и улица, наши интересы” “Конвенция ООН о правах ребенка” «Знай свои права, но не забывай про обязанности» “Права и обязанности школьника”; «Почему подросток совершает преступление” “Поговорим об ответственности” “Преступления и его последствия” “Как научится быть ответственным за свои поступки” “Административная и уголовная ответственность” 6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов я информирую социального педагога школы. Знакомлюсь с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке провожу беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляю акты обследования жилищных условий, выясняю положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Важными направлениями в этой работе являются: установление доверительных отношений между родителями и педагогом; разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность; формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка; формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. Я веду работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно провожу лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастным особенностям: консультации «Возрастные и психологические особенности детей школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок»; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь», «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье». Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Классный руководитель совместно с инспектором по делам несовершеннолетних, социальным работником, с администрацией школы участвуем в организации и проведении рейдов по выявлению взаимоотношений в семье. 7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Классный руководитель в работе тесно сотрудничает с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом профилактики. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классным руководителем школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса. Таким образом, работа по профилактике правонарушений и безнадзорности ведется в системе. Необходимо совершенствовать работу с семьями обучающихся, усилить активность участия родителей в воспитательном процессе, проводить работу по выявлению раннего неблагополучия семей, осуществлять работу по выявлению фактов жестокого обращения с детьми, проводить работу по повышению психолого-педагогического потенциала семьи (педагогическое просвещение). |