СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы классного руководителя по профилактике правонарушений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы:профилактика  и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы классного руководителя по профилактике правонарушений»

Организация работы классного руководителя

по профилактике преступлений и правонарушений учащимися

Цель работы: профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних много.

Поэтому одной из важных целей своей работы я считаю профилактику и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

 Перед собой я ставлю следующие задачи:

-  создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

- оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;

- сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

- оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.

И реализую их с помощью методов и форм:

  • беседа;

  • наблюдение;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • анализ;

  • консультирование;

  • индивидуальная работа;

  • групповая работа;

  • диагностика;

  • дневник наблюдения.

В классном коллективе я создаю условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

  • демократические принципы и стиль общения между учителями и обучающимися;

  • дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.


Работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних по следующим направлениям:

а) профилактическая работа; 

б) организация досуговой деятельности; 

в) работа с родителями; 

г) правовой всеобуч; 

д) организация каникул;

е) работа с трудными детьми.

В начале каждого учебного года создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи. Совместно с социальным педагогом посещаем семьи, составляем акты посещения.



К основным формам профилактики правонарушений относятся:

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися. Классный руководитель должен осуществлять строжайший контроль за подготовкой учащихся к учебным занятиям: учащиеся должны знать, что в любой момент классный руководитель может проверить наличие школьных принадлежностей, наличие выполнения письменного домашнего задания по любому предмету, наличие дневника и его ведение, ведение тетрадей.

2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. 

Классный руководитель ведёт ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учащимся выясняю у родителей причину отсутствия. Учащийся должен знать (быть уверен в том), что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле у классного руководителя, что-либо скрыть от которого просто невозможно, и что между родителями и классным руководителем налажен тесный контакт.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу кружков, внеурочную деятельность (учебные курсы по русскому языку и математике) - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классным руководителем принимаются меры по привлечению в спортивные секции, кружки, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классный руководитель принимает активное участие в вовлечение детей в работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время. Организация досуговой деятельности учащихся должна подлежать строгому учёту.


4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются учащиеся для участия в школьных, городских соревнованиях. В прошлом году дети приняли активное участие в Президентских состязаниях, заняли 2 место.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются специалисты: медики, психолог, социолог.

Пропаганде здорового образа жизни посвящены классные часы:

“Что такое хорошо и что такое плохо”

“Курить – здоровью вредить”;

“Мифы об алкоголе”

“Школьнику о вреде никотина”

“Кто кого или подросток в мире вредных привычек”

“Жизнь без наркотиков”

“Мы против наркотиков”

«Дорога, транспорт и я»

«Наркомания – социальное зло»

«ВИЧ можно избежать»

«Наркомания и ее последствия для человека»

«Что со мной происходит?»


5. Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективным является проводимый в школе месяц правового воспитания. В организации участвует не только классный руководитель, но и сотрудники правоохранительных органов, инспектор по делам несовершеннолетних, фельдшер школы, социальный педагог, психолог.

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций. 

Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Поэтому в течение 2015 –2016 учебного года я провела классные часы:

“Права и обязанности школьника”;

“Что такое хорошо и что такое плохо”

“Правила поведения в общественных местах”

“Мы и улица, наши интересы”

“Конвенция ООН о правах ребенка”

«Знай свои права, но не забывай про обязанности»

“Права и обязанности школьника”;

«Почему подросток совершает преступление”

“Поговорим об ответственности”

“Преступления и его последствия”

“Как научится быть ответственным за свои поступки”

“Административная и уголовная ответственность”


6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов я информирую социального педагога школы. Знакомлюсь с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке провожу беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляю акты обследования жилищных условий, выясняю положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.

Важными направлениями в этой работе являются:

  • установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

  • разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

  • формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

  • формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. 

Я веду работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно провожу лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастным особенностям: консультации «Возрастные и психологические особенности детей школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок»; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь», «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье». Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Классный руководитель совместно с инспектором по делам несовершеннолетних, социальным работником, с администрацией школы участвуем в организации и проведении рейдов по выявлению взаимоотношений в семье.


7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.  Классный руководитель в работе тесно сотрудничает с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом профилактики.

Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классным руководителем школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса.

Таким образом, работа по профилактике правонарушений и безнадзорности ведется в системе. Необходимо совершенствовать работу с семьями обучающихся, усилить активность участия родителей в воспитательном процессе, проводить работу по выявлению раннего неблагополучия семей, осуществлять работу по выявлению фактов жестокого обращения с детьми, проводить работу по повышению психолого-педагогического потенциала семьи (педагогическое просвещение).