СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ориентирование на местности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Ориентирование на местности»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым

Конспект урока

по географии в 5 классе:

«Ориентирование на местности»





подготовила учитель географии

Чурилова Елена Викторовна










г.Симферополь,2020 г.


ТЕМА: «Ориентирование на местности»

Цели урока:

Научить ориентироваться по компасу и плану на местности.

и познакомить с алгоритмом определения азимутов на местности и плане.

Задачи урока:

1.Отработать до автоматизма нахождение основных и промежуточных сторон горизонта, зная направление на север.

2.Через упражнения добиться умения использовать приемы работы с компасом и планом на практике;

3.Получить представление о движении по азимуту.

Характеристика основных видов УУД:

1.Определять направления сторон горизонта по компасу, азимут на данные географические объекты.

2.Составлять описание маршрута по плану местности

Универсальные учебные действия:

личностные: осознать необходимость изучения ориентирования на местности, определения азимута;

регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;

познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и

обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.

коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: компас, атласы, раздаточные материалы с топографическими планами, ноутбук, экран, презентация.


Ход урока:


1.Организационный момент

2.Изучение нового материала

Перед изучением нового материала перед учащимися ставится проблемная задача.

Задача (Слайд № 1).

Старые дубы в лесу под напором ветра склоняли свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь по лесу шел турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал ее рукой. Пройдя некоторое расстояние, турист повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, так как решил, что западное направление именно это.

-Правильно ли определил направление пути турист? (Слайд № 2)

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать?

3.Изучение нового материала

-Итак, тема сегодняшнего урока «Ориентирование на местности»

Сегодня на уроке мы должны научиться определять направления сторон горизонта, измерять азимут.

Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно — знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.

Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование».

-Кто знает какой прибор определяет стороны горизонта?

-Стороны горизонта, их определение на местности. (компас)

Позднее для ориентирования был изобретен прибор — компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае.

-Давайте вспомним, какие стороны горизонта являются основными, а какие промежуточными?

1 ученик выходит к доске чертит схему сторон горизонта и поясняет, а учащиеся все задания выполняют в тетради.

Проверка (Слайд № 3)

-Как компас находит север? (Северный магнитный полюс не совпадает с северным географическим полюсом. Оба полюса находятся недалеко друг от друга. Магнитная стрелка одним концом направляется на магнитный полюс, значит, мы почти правильно определяем направление на север. (Слайд № 4)

-Сориентируем компас. Учащиеся выполняют работу.

-Определим направление на север.

Отработка практических навыков нахождения сторон горизонта.

1.Алгоритм. (Слайд № 5)

Встаньте лицом на север, сзади - …., справа - …. слева - …..

2.Разделились попарно. Отработайте прием определения сторон света с товарищем, предлагая друг другу быстро поворачиваться лицом на основные и промежуточные стороны света.

- А теперь проверим, как вы уже можете определять на местности стороны горизонта.

3.Работа в группах по 4 человека. Каждая группа приготовила рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта:

по ветвям одиноко стоящего дерева (Слайд № 6)

по годичным кольцам пней (Слайд № 7)

по таянию снега на крышах, склонах холмов(Слайд № 8)

по Полярной звезде(Слайд № 9)

Азимут

1.Посмотрите на рисунок на доске.

-Вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?

-Правильно. Нарисуйте эту схему, покажите направление на станцию и направление на север.

-Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти?

-Откройте учебник на стр.30.

2. Прочитайте в учебнике, что такое азимут?

Запомните правило! (Слайд №10)

-Определите азимут на юго-восток, на юг, на юго-запад.

-Как определить азимут, если предмет находится не на сторонах света?

3.Изучите рисунок на странице 30, определите азимут на мост, дом, дерево, школу, железнодорожную станцию.

Определение азимутов на плане местности.

1.Запомните правило! (Слайд № 11)

2.Выполните задания, пользуясь компасом и топографической картой в учебнике.

-Определите по карте без компаса

-Определите с помощью компаса:

Практическая работа. Определение азимутов на предметы школьного двора.

Работа в группах по 4 человека.

Определите азимут на школьное крыльцо, на кустарник, на одиноко стоящее дерево, на вишневый сад, на калитку.

Применение полученных знаний и умений.

1.Определите азимут на восток, на юг, на северо-запад.

2.В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу вы шли по азимуту 45 градусов.

3. Изобразите маршрут в тетради, используя масштаб в 1 см 100м.

-Азимут 0 200м

-Азимут 90 300м

-Азимут 225 150м

-Азимут 180 100м

-Азимут 136 200м

- Обменяйтесь работами с соседом по парте и произведите взаимопроверку, сверяясь с правильными ответами на доске (Слайд № 12)


4.Рефлексия

Вопросы на повторение.

Какую проблему мы сегодня решили?

Как можно ориентироваться на местности?

Для чего это нужно знать?

Нужно ли это знать и почему?

Что вы не знали до начала урока?

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?


5.Домашнее задание § 8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!