СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ориентирование на местности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способы ориентирования на местности по местным признакам, небесным светилам, компасу (вспоминаем из курса окружающий мир, закрепляем) Азимут и стороны горизонта, план местности (формируем понятие). Специальности: Топограф, геодезист.

Просмотр содержимого документа
«Ориентирование на местности»

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Ориентирование на местности Урок 14 Полярная звезда 5 класс

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Ориентирование на местности

Урок 14 Полярная звезда 5 класс

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Для чего необходимо ориентироваться на местности Как человек ориентируется на незнакомой местности? Какие местные признаки позволяют человеку ориентироваться на местности? Как в древности ориентировались люди?

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Для чего необходимо ориентироваться на местности

Как человек ориентируется на незнакомой местности?

Какие местные признаки позволяют человеку ориентироваться на местности?

Как в древности ориентировались люди?

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Ориентирование Латинское- «oriens» восток  умение определять свое местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов С древнейших времен восток считался почитаемой стороной: там появляется источник жизни на Земле- Солнце По местным признакам По небесным светилам По компаму РТ. Стр. 23 (1)

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Ориентирование

Латинское- «oriens» восток

умение определять свое местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов

С древнейших времен восток считался почитаемой стороной: там появляется источник жизни на Земле- Солнце

По местным признакам

По небесным светилам

По компаму

РТ. Стр. 23 (1)

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Ориентирование по местным признакам По деревьям : с юга крона пышнее, на хвойных деревьях могут быть потеки смолы, кора светлее и суше, чем с северной

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Ориентирование по местным признакам

По деревьям :

с юга крона пышнее, на хвойных деревьях могут быть потеки смолы, кора светлее и суше, чем с северной

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Ориентирование по местным признакам По мху : мхи и лишайники предпочитают тёмные, сырые места, чаще всего растут на северо-восточной стороне

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Ориентирование по местным признакам

По мху :

мхи и лишайники предпочитают тёмные, сырые места, чаще всего растут на северо-восточной стороне

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Ориентирование по местным признакам  По муравейнику : Муравьи располагают свои домики к югу от ближайшей к ним растительности. С северной стороны муравейник имеет крутой скат, с южной он пологий.

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Ориентирование по местным признакам

По муравейнику :

Муравьи располагают свои домики к югу от ближайшей к ним растительности. С северной стороны муравейник имеет крутой скат, с южной он пологий.

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Ориентирование по местным признакам По пню :  с юга расстояние между годичными кольцами больше, чем с северной.

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Ориентирование по местным признакам

По пню :

с юга расстояние между годичными кольцами больше, чем с северной.

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Ориентирование по местным признакам По животным :  Ласточки на обрывистых берегах делают гнезда с северной стороны. - Дятлы, совы и многие другие пернатые располагают свои жилища с южной стороны. - Чтобы меньше испытывать перегрев от теплого солнца, бабочка во время отдыха на цветке поворачивается узкой стороной крыльев к источнику тепла. Так, утром, сложенные крылья направлены к востоку, в полдень к югу, а вечером к западу

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Ориентирование по местным признакам

По животным :

Ласточки на обрывистых берегах делают гнезда с северной стороны.

- Дятлы, совы и многие другие пернатые располагают свои жилища с южной стороны.

- Чтобы меньше испытывать перегрев от теплого солнца, бабочка во время отдыха на цветке поворачивается узкой стороной крыльев к источнику тепла. Так, утром, сложенные крылья направлены к востоку, в полдень к югу, а вечером к западу

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Ориентирование по местным признакам По церквям : В православных церквях алтари направлены к востоку, а колокольни к западу. Кресты состоят из нескольких перекладин, причем нижняя выполнена с разными по высоте концами. Нижний опущенный конец показывает направление на юг, верхний на север.

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Ориентирование по местным признакам

По церквям :

В православных церквях алтари направлены к востоку, а колокольни к западу.

Кресты состоят из нескольких перекладин, причем нижняя выполнена с разными по высоте концами. Нижний опущенный конец показывает направление на юг, верхний на север.

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Ориентирование по местным признакам По таянию снега : Снег тает в первую очередь на южной стороне деревьев и склонах обращенных к югу.

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Ориентирование по местным признакам

По таянию снега :

Снег тает в первую очередь на южной стороне деревьев и склонах обращенных к югу.

Запомни:   При ориентировании по местным признакам необходимо использовать несколько признаков одновременно.

Запомни:

При ориентировании по местным признакам необходимо использовать несколько признаков одновременно.

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Ориентирование по небесным светилам По Полярной звезде: Она единственная не меняют свое местоположение на небе. Полярная звезда всегда указывает на север, отклоняясь в течение ночи всего на полтора градуса.

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Ориентирование по небесным светилам

По Полярной звезде:

Она единственная не меняют свое местоположение на небе.

Полярная звезда всегда указывает на север, отклоняясь в течение ночи всего на полтора градуса.

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Ориентирование по небесным светилам По Млечному пути : Млечный путь проходит с севера на юг (погрешность составляет не более 10%).

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Ориентирование по небесным светилам

По Млечному пути :

Млечный путь проходит с севера на юг (погрешность составляет не более 10%).

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Античный китайский компас «Сынань» Первое упоминание о нем датируется 235-м годом до н.э., хотя изобретен он был, по всей видимости, гораздо раньше. Основная деталь этого древнего устройства, называемого сынань, что в переводе значит

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Античный китайский компас «Сынань»

Первое упоминание о нем датируется 235-м годом до н.э., хотя изобретен он был, по всей видимости, гораздо раньше. Основная деталь этого древнего устройства, называемого сынань, что в переводе значит "показывающий на юг", представляла собой выточенную из магнетита и тщательно отполированную ложку. К ложке прилагалась гладкая дощечка, расчерченная на стороны света и с нарисованными на ней зодиакальными созвездиями. Ложку помещали в центр дощечки и раскручивали, остановившись, она указывала приподнятой над поверхностью тонкой ручкой на юг. Кстати, сама форма ложки тоже была выбрана не случайно, она изображала созвездие Большой Медведицы

Компас - прибор для определения сторон горизонта.

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Правила пользования компасом: 1.Положить на ровную горизонтальную поверхность  2.Снять с предохранителя  3.Поворачивать компас до тех пор, пока синий конец стрелки не совпадёт с направлением на север (буква С (N) на циферблате компаса), а красный — с направлением на юг (буква Ю (S) на циферблате компаса)  Теперь можно определить нужное направление на местности  Перед тем как положить компас на место, нужно поставить стрелку на предохранитель.  Люди каких профессий используют компас?

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Правила пользования компасом:

1.Положить на ровную горизонтальную поверхность 2.Снять с предохранителя 3.Поворачивать компас до тех пор, пока синий конец стрелки не совпадёт с направлением на север (буква С (N) на циферблате компаса), а красный — с направлением на юг (буква Ю (S) на циферблате компаса) Теперь можно определить нужное направление на местности Перед тем как положить компас на место, нужно поставить стрелку на предохранитель.

Люди каких профессий используют компас?

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Стороны горизонта Основные С, Ю, З, В Промежуточные СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ Основные направления :«север» и «юг» определяются полюсами Земли, а «восток» и «запад» связаны с вращением планеты вокруг своей оси. РТ. Стр. 23 (1,2)

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Стороны горизонта

Основные

С, Ю, З, В

Промежуточные

СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ

Основные направления :«север» и «юг» определяются полюсами Земли, а «восток» и «запад» связаны с вращением планеты вокруг своей оси.

РТ. Стр. 23 (1,2)

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Азимут Угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки Азимут изменяется от 0 до 360 градусов РТ. Стр. 23 (1,3)

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Азимут

Угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки

Азимут изменяется от 0 до 360 градусов

РТ. Стр. 23 (1,3)

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. План местности Чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде сверху с помощью условных знаков Что общего и чем отличаются эти изображения? Для чего нужны планы местности? Кто их составляет?

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

План местности

Чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде сверху с помощью условных знаков

Что общего и чем отличаются эти изображения?

Для чего нужны планы местности?

Кто их составляет?

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Важные профессии Геодезист – это специалист по составлению карт, проведению инструментальной съемки, расчетов и составлению планов местности. Основная задача геодезиста – инструментальная съемка и проведение расчетов. Также в область деятельности геодезиста входит проведение геодезического контроля промышленных, жилых, гидротехнических сооружений в процессе их строительства и эксплуатации.   Топограф – это специалист, который исследует и оценивает поверхность Земли и переносит её в виде изображения на различные носители – бумагу, электронные базы в виде карты местности. Топограф производит съёмку местности, рельефа, составляет тахеометрические планы и на базе произведённых измерений и обследований создаёт и корректирует планы местности в виде двухмерных или объёмных карт и геодезических планов.

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Важные профессии

Геодезист – это специалист по составлению карт, проведению инструментальной съемки, расчетов и составлению планов местности. Основная задача геодезиста – инструментальная съемка и проведение расчетов. Также в область деятельности геодезиста входит проведение геодезического контроля промышленных, жилых, гидротехнических сооружений в процессе их строительства и эксплуатации.

Топограф – это специалист, который исследует и оценивает поверхность Земли и переносит её в виде изображения на различные носители – бумагу, электронные базы в виде карты местности.

Топограф производит съёмку местности, рельефа, составляет тахеометрические планы и на базе произведённых измерений и обследований создаёт и корректирует планы местности в виде двухмерных или объёмных карт и геодезических планов.

 подготовила учителя географии Рахманиной Е.А. Домашнее задание § 9 (пересказ), РТ: тема 9 задания 1-7 (доделать)

подготовила учителя географии Рахманиной Е.А.

Домашнее задание

§ 9 (пересказ),

РТ: тема 9 задания 1-7 (доделать)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!