Тема урока | Ориентирование на земной поверхности |
Тип урока | Урок формирования первичных предметных знаний |
Цель урока | Углубление знаний о понятии плана местности, роли умения ориентироваться на местности. |
Задачи урока (планируемые результаты) | Личностные: - понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека; - понимание роли и значения географических знаний; формирование познавательного интереса, направленного на практическое применение новых знаний. Метапредметные: - формировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. Предметные: - давать определение понятию: ориентирование, видам ориентирования, объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают; - делать вывод о назначении компаса, формулировать алгоритм работы с ним; - уточнить и расширить понятие план местности, определив его основные признаки; - определить другие виды изображений земной поверхности. |
Методы обучения | Поисково – исследовательский, эвристическая беседа, иллюстративный. |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Коллективная, индивидуальная, групповая |
Средства обучения | компасы, атласы |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые УД | Формируемые УД | Осуществляемые УД | Формируе-мые УД | Осуществляемые УД | Формируемые УД |
Организационный момент | Приветствие учащихся. Предложение проверить наличие всех необходимых для урока учебных принадлежностей. Пожелание работать эффективно и с удовольствием | Проверяют наличие учебника, тетради, атласа и пишущих принадлежностей | Включение в деловой ритм | Называют основные правила индивидуальной, групповой и коллективной работы | Выслушивать всех членов группы и вырабатывать общее мнение | Коррекция своего поведения и поведения одноклассников в соответствии с ситуацией «начало урока | Включение в деловой ритм |
Постановка цели и задач урока | Это сопровождается комментарием учителя и просьбой сформулировать цель и задачи урока | Анализ иллюстративного материала и формулировка вывода о целеполагании. | Обобщать тематическую информацию | В сотрудничестве с учителем спланировать (сформулировать задачи) учебное занятие | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками | Составление плана и последовательности действий на уроке | Самостоятельное целеполагание и планирование |
Актуализация знаний | Постановка проблемного вопроса: «Воспользовались ли бы вы данными способами ориентирования?» | Построение логического обоснования невозможности данных способов ориентирования и необходимости знаний о способах ориентирования на местности | Поиск и выделение необходимой информации | Умение точно выражать свои мысли | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками | Прогнозирование актуальности предметных знаний, которые формируются на уроке | Коррекция своих действий |
Первичное усвоение новых знаний | . Постановка проблемного вопроса: «Приемы ориентирования с использованием различных объектов». Развивающий тест «Определение прибора на основании ограниченных данных». Проблемное задание: сформулировать на основе рисунка определение понятия «азимут». | Работа в парах: распределяют все названные способы ориентирования по группам: - знаю - хочу узнать - узнал. Анализировать имеющуюся информацию, формулировать вывод. Работа в парах: анализировать иллюстративный материал, выделять главное. Анализировать имеющуюся информацию, формулировать вывод. | Приводить дополнительную информацию (например, другие способы ориентирования). Строить логически обоснованные рассуждения. Строить логически обоснованные рассуждения. Строить логически обоснованные рассуждения. | Контроль и оценка действий партнера. Излагать свое мнение в монологе, аргументируя его. Сотрудничество в поиске и сборе информации. Излагать свое мнение в монологе, аргументируя его. | Коррекция действий партнера. Понимать позицию другого. Корректиро-вать свое мнение. Понимать позицию другого. Корректиро-вать свое мнение. Понимать позицию другого. Корректиро-вать свое мнение. | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коррекция своего мнения на основе сложившегося обсуждения. Контроль в форме сличения «эталон – результат». Коррекция своего мнения на основе сложившегося обсуждения. | Контроль в форме сличения. Выдвигать гипотезу. Коррекция полученного результата. Коррекция полученного результата |
Первичная проверка понимания | Формулирует задание для учащихся | Индивидуальная работа в тетради по первичной проверке понимания формируемых знаний | Выделение главного | Осуществление самоконтроля | Контроль и коррекция своих действий | Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания | Саморегуляция, способность к волевому усилию |
Первичное закрепление | Формулирует задание для учащихся. | Индивидуальная работа в тетради по практическому применению сформированных на уроке знаний. Индивидуальная работа в тетради по практическому применению сформированных на уроке знаний | Навык по практическому применению сформированных на уроке знаний. Навык по практическому применению сформированных на уроке знаний | Осуществление самоконтроля. Осуществление самоконтроля | Контроль и коррекция своих действий. Контроль и коррекция своих действий | Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | Саморегуляция, способность к волевому усилию. Саморегуляция, способность к волевому усилию |
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. | Оценивает свой уровень знаний | Умение вести сравнительный анализ материала | Взаимодействие с учителем | Контроль и коррекция своих действий | Умение объективно оценивать свой уровень интеллектуальных запросов | Саморегуляция, способность к волевому усилию |
Итог урока | Подводит итоги учебного занятия. Формулирует вопросы | Отвечают на вопросы | Осознанно строят речевое высказывание в устной форме | Умение обсуждать содержание урока | Формулируют собственное мнение и позицию | Проводят контроль и самоконтроль | Умение слушать в соответствии с целевой установкой |
Рефлексия | Организует самооценку учащегося с помощью трех видов смайликов | Выбрать и нарисовать в тетрадь то изображение смайлика, которое ближе всего охарактеризует отношение учащегося к уроку | Формирование навыка оценивания | Умение с уважением относиться к жизненной позиции другого человека | Толерантность | Осознавать свое отношение к затраченному времени | Делать вывод об эффективности затраченного времени |