Организационно – мотивационный этап | Орг. момент. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Интересные вопросы ожидают смельчаков. Пожелаю вам удачи! Да, смотрю я, класс готов! | Приветствуют учителя | Коммуникативные – умение слушать |
Постановка темы урока | - Представьте себе ситуацию. В лес пошли мы за грибами, Очень весело с друзьями. Тут грибок и там грибок Положили в кузовок. Мы и не заметили, как отстали от взрослых. Оглянулись, кругом лес. Стоим посередине поляны. «Ау!» - закричали мы, но никто не отозвался. Что делать? - Предположите, о чём будем говорить на уроке. - Проверьте, правильно ли мы предположили. | Слушают учителя Ответы учащихся Да | Регулятивные – развивать умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно |
Открытие новых знаний | - Что такое ориентирование на местности? - Найдите это определение в словаре. На какую букву будем искать слово? -Для ориентирования на местности часто бывает надо определить стороны горизонта. При помощи какого прибора можно это сделать? - Первый компас был изобретён в Китае около 3 тыс. лет назад и назывался он не компас, а «Ведающий югом». В Европе компас появился примерно 600 лет назад. Выберите верное определение понятию компас. Это прибор для определения сторон горизонта. Это прибор, при помощи которого мы можем увидеть линию горизонта. Это прибор, который показывает, куда надо идти. - Чтобы пользоваться компасом, надо знать из каких частей он состоит. На доске вы видите компас. Соедините стрелками названия и части компаса (СЛАЙД 6). - Есть трудности? Учитель совместно с обучающимися приходят к верному ответу. - У каждого на парте есть компас. Определите с его помощью стороны горизонта. -Не получается? - Почему, как думаете? - Т. е. надо знать, как им пользоваться. (СЛАЙД 7) -Внимательно прочитайте правила работы с компасом. Вновь попробуйте определить стороны горизонта. | Ответы учащихся Компас Слушают учителя Первое определение Выполняют задание Да Нет Ответы учащихся Работа с памяткой | Коммуникативные - развивать умение точно выражать свои мысли, аргументировать свой ответ, слушать и слышать своих товарищей Регулятивные – развивать умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные - развивать умение точно выражать свои мысли, аргументировать свой ответ, слушать и слышать своих товарищей |
Закрепление изученного | -Представьте: вы потерялись в лесу, а компаса у вас нет, тогда какими ориентирами воспользуетесь? Давайте посмотрим видео, в которым рассказывается о том, как ориентироваться без компаса. Слушаем очень внимательно. -Давайте поиграем в игру «Верно-неверно». Я читаю стих, если в нём всё верно, то вы отвечаете «Верно», а если нет, то «Неверно». Муравьи трудились долго, Свой построили дворец, С юга холм лежит полого, Бог так создал, наш творец? Нет, природа так решила- Ветер с севера сильней, Чтоб семейство лучше жило, Чтобы было им теплей Горит над полюсом звезда, Она милее всех и краше. Где север, там она всегда, На север путь она укажет. Удалой молодец на тропинке стоит, Но куда же пойти, он никак не решит. Посредине тропы серый камень лежит, С юга мхом он покрыт, очень сильно покрыт. Полдень летний, полдень жаркий, Солнце светит за спиной, Лето дарит нам подарки, Справа - запад, юг - за мной. Рядом с камнем дубы молодые шумят, И они молодцу свою речь говорят: «Наши ветви тебе путь укажут, не трусь, Мы поможем тебе отстоять нашу Русь. С юга много ветвей и длинней, и пышней, В ту сторонку иди, будь смелей и умней | Муравейник, мох и т.д. Просмотр видео (Верно) (Верно) (Неверно) (Неверно) (Верно) | Регулятивные – развивать умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные - развивать умение точно выражать свои мысли, аргументировать свой ответ, слушать и слышать своих товарищей |
Итог | -Что нового на уроке узнали? -Что такое компас? -Как пользоваться компасом? -Какие способы ориентирования на местности знаете? | Ответы учащихся Прибор для определения сторон горизонта По муравейнику, по звуку, по мху, по деревьям, по солнцу, по звездам. | Регулятивные - Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |