Цели: 1. Познакомить с понятием - ориентирование, способами ориентирования.
2. Развивать у учащихся навыки необходимые для обеспечения
личной безопасности в условиях автономии.
3. Воспитывать инициативу и находчивость.
Время: 45 минут.
Материальное обеспечение: Учебник 6 класс Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
Point, (картины с пейзажами 2-3 шт).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Проверяется готовность учащихся и класса к уроку. Самоорганизованность учащихся Построение Приветствие | Развитие действий Личностные - ответственность, добросовестность, дисциплина Регулятивные - самоорганизация, Коммуникативные - умение прекратить общение для работы совместно с учителем для организации взаимодействия во время учебного процесса |
Подготовка к основному этапу занятия | Доведение темы, определения целей урока, актуализация | Личностные – практическая направленность информации, понимание значимости данной информации т.к. от нее может зависеть жизнь и здоровье Регулятивные - оценка значимости темы, возможности применения в будущем, уточнение цели применительно к себе, выявление препятствий в овладении знаниями или выявление вопросов которые нужно подробно разобрать Познавательные – постановка цели Коммуникативные – способность слушать |
Изучение нового материала | Рассматриваются материалы урока, обеспечивается восприятие, осмысление и первичное запоминание Предлагается ответить на следующие вопросы: - Что называется ориентированием? - из каких составляющих оно состоит? - какие способы определения сторон горизонта существуют, и как с их помощью определить стороны света? (возможна самостоятельная работа с учебниками... овладение способами действий) | Личностные - внимание, осмысление, направленность на практику Регулятивные - деятельность в соответствии с поставленными целями в начале урока, прогнозирование возможных ситуаций для применения знаний, соотнесение с примерами из жизни; Самопроверка полученных знаний и алгоритмов действий; Познавательные - осмысление полученной информации, построение картины важности ориентирования и способов определения сторон горизонта Коммуникативные - учет позиции педагога, сверстников; Доведение своей точки зрения; задавать вопросы к тем деталям которые оказались не рассмотрены или недостаточно поняты.... |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Выборочный опрос учащихся | Личностные – активность, дисциплинированность Регулятивные – планирование ответа, коррекция поступившей информации Познавательные – воспроизведение информации Коммуникативные – чувство такта при ответах окружающих |
Закрепление пройденного материала | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации (Самостоятельное выполнение заданий в знакомой и измененной ситуации) как творческую задачу можно предложить определить стороны света по картине на которой изображен пейзаж возможно работа по группам класс разбивается на 2-3 группы и каждой представляется картина | Личностные - решение представленных ситуаций, оценка красоты природы, выполнение нестандартных заданий Регулятивные – постановка задачи, организация ее решения, проверка, представление результата, коррекция при необходимости Познавательные – поиск аналогий, выстраивание логической цепочки Коммуникативные – аргументация выбранного решения |
Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме (систематизация, классификация способов ориентирования, выявление закономерностей в процессе ориентирования... взаимосвязь с другими учебными предметами) | Личностные – системность, ответственность Регулятивные – систематизация знаний, оценка их усвоения Познавательные – выявление закономерностей и обобщение материала Коммуникативные – взаимодействие с учителем и со сверстниками |
Контроль и самопроверка знаний | Выявление качества и уровня овладения знаниями, способами действий по ориентированию, обеспечение их коррекции | Личностные - самоконтроль Регулятивные – оценка усвоения знаний, проверяется правильность усвоения Познавательные - анализ Коммуникативные – обсуждение темы с выявлением недочетов и пробелов в своих знаниях и знаниях окружающих |
Подведение итогов занятия | Дается анализ и оценка успешности достижения цели и намечается перспектива дальнейшей работы | Личностные - самоанализ Регулятивные – подведение итогов, ставятся задачи на будущие занятия Познавательные - систематизация Коммуникативные – принятие общего мнения о достижении поставленных целей или нет |
Рефлексия | Учащиеся мобилизуются на рефлексию своего поведения (мотивация, способы деятельности, обобщение) Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Организация проведения рефлексии, обсуждение и изучение точки зрения других учеников (возможна работа в парах или группах 3-5 человек) | Личностные – определение ценности информации для жизни и обеспечения безопасности в условиях автономии Регулятивные – постановка цели рефлексии, выявление мотивов деятельности на уроке, прогнозирование сфер применения данных знаний и умений, оценка качества и прочности полученной информации Познавательные – проведение анализа и систематизации, оценки практической направленности полученных знаний и умений Коммуникативные – выражение эмоциональной оценки урока, значимости для себя и окружающих, изучение их мнений при несоответствии и нахождение компромиса |
Домашнее задание | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. На дом можно задать расположение дома или входа в дом относительно сторон света Проверка соответствующих записей | Личностные – ответственность, добросовестность Регулятивные – оценка полученных знаний, практическая отработка дома Познавательные – работа над заданием (на местности) |
Итоговое построение | Контроль выполнения построения. Прощание | Личностные – самодисциплина Регулятивные – самоорганизованность, четкость быстрота выполнения Коммуникативные – Способность выполнить прощание совместно с остальными как это принять на уроке |