Просмотр содержимого документа
«Основа и окончание. Занимательные задания.»
Основа и окончание
Занимательные задания
Наблюдаем! Что изменяется?
(2ком. по 6 чел.) На доске в 2 столбика записаны слова с пропуском окончаний.
Капитаны команд вставляют первые окончания. Остальные члены команд вставляют следующие окончания слов. Капитаны команд должны сделать вывод о том, что изменяется в слове для связи с другими словами, и подчеркнуть основу каждого слова. Класс оценивает работу команд.
Игру следует повторить с другими словами.
Контрольный вопрос! Что изменяется при связи слова с другими словами? А что остаётся неизменным?
Наблюдаем! Что изменяется?(1)
Наблюдаем! Что изменяется?(2)
Наблюдаем! Что изменяется?(3)
Найди и докажи
( 2 ком. по 4 чел.) На доске записаны два предложения.
Задача игроков: обозначить в каждом слове основу и доказать это изменением слова, записав словоформы, например: расцвела- расцвели. Класс оценивает работу команд.
Примечание: игру можно повторить и с другими предложениями или словами.
Найди и докажи(1)
1 команда
2команда
Зима укрывает землю снежным покрывалом.
-------------------------- ----- -----------------------------------------------------------------------------------------------------
Черёмуха душистая весною расцвела.
----------------------- ------------------------
-----------------------
-----------------------
-----------------------
Найди и докажи(2)
1 команда
2команда
Белый пар по лугам расстилает-
ся.
От зари алый свет разливается.
-------------------------- ----- -----------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------- ------------------------
-----------------------
-----------------------
-----------------------
Найди и докажи(3)
1 команда
2команда
Побелка, напи-
шем, зелёная,
Красивые, про-
читают, котёнок, скворушка.
солнышко.
----------------------- ------------------------
-------------------------- ----- -----------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------
-----------------------
-----------------------
Вставь основу
(3 чел. или 3 ком.) На доске три предметных картинки. Под картинками схемы слов с пропущенными основами.
Нужно вставить в каждую схему основу слова, соответствующую картинке. Класс проверяет работу и определяет победителя.
Вставь основу (1)
У ___________а
К ___________у
У _____________ы
Перед ___________ом
Без ___________а
К _____________е
На ____________е
К ____________у
Перед ___________ой
С ____________ом
О ____________е
На ____________е
Вставь основу (2)
У ___________я
У _____________ы
К ___________ю
Без ___________а
Перед ___________ем
К _____________е
Перед ___________ой
На ____________е
К ____________у
С ____________ом
О ____________е
В ____________е
Вставь основу (3)
У ___________а
У _____________ы
К ___________у
Без ___________а
С ___________ом
К _____________е
Перед ___________ой
На ____________е
К ____________у
С ____________ом
О ____________е
В ____________е
Подбери основу
(3 чел. Или 3 ком.) На доске даны схемы слов с пропущенными основами.
Нужно подобрать подходящую основу,
соответствующую данным окончаниям, и записать её. Класс проверяет работу и определяет победителя.
Подбери основу
Растёт ________ □
________а
У ________а
_________ы
________о
К ________у
_________е
________а
Перед _________ом
_________у
На ________е
_________ой
_________е
_________ом
_________е
Найди слово по окончанию
(3 чел. или 3 ком.) На доске даны схемы слов с пропущенными основами и с окончаниями множественного числа существительных.
Игроки подбирают подходящие существительные во множественном числе и вставляют в основы.
Возможные слова : дома, реки, поля, грибы, звери.
Найди слово по окончанию
________ □
Много ________ ов
По ________ам
_________ам
С ________ами
_________ами
________ей
На _________ах
_________ах
________ям
_________ями
_________ях