СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные особенности звукового строя

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по русскому языку 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Основные особенности звукового строя»

Русский язык. Дата 20.09.2021


ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОВОГО СТРОЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цели: усвоение учащимися особенностей звукового строя русского языка, желание знать историю его развития.

Задачи урока: СЛАЙД 2

показать учащимся неразрывность историко-культурных и языковых связей славянских народов;

- познакомить учащихся с фонетическими признаками заимствования;

- познакомить учащихся с явлением полногласия-неполногласия и другими признаками старославянизмов;

- сформировать умение находить старославянизмы и подбирать к ним русские по происхождению аналоги, находить русизмы и подбирать к ним старославянские варианты.


Ход урока


  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя: СЛАЙД 3

На доске эпиграф к уроку – слова поэта С. Крыжановского

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Сочетание «оло» и «оро»,

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына».

Я прислушиваюсь к словам –

Открывается в них Россия –

Легендарная боль славян.

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твердо азы:

С давних лет к открытию слога

Тяготел славянский язык.


2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Ребята, вы прочитали эпиграф к нашему уроку?

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Какая цель нашего урока?

2. Актуализация опорных знаний

Давайте вспомним из курса 5-7 класса

-Что такое звук?

-А какая наука изучает звуки?

-На какие виды делиться звуки?

А как фонетика связана с лексикой?

  1. Изложение нового материала

Попробуем разобраться, как фонетика и лексика связаны.

Связь с лексикологией, точнее, со словарным составом языка. Прежде всего, она проявляется в том, что любое слово немыслимо вне его звукового облика.

Фонетика связана с лексикологией еще и тем, что она определяет звуковой облик заимствованных слов.

Основную часть лексики русского языка составляют исконно русские слова СЛАЙД 4, например: рожь, корова, снег, ветер, город, деревня, молодой, хороший и др. Многие из них существуют в русском языке уже столетия, от многих образовалось огромное количество производных слов, например: лес – лесной, лесник, лесничий, лесистый, перелесок; дело – делать, дельный, деловой, поддельный и др.

Собственно русская лексика – слова,которые появились в языке после 15 века. СЛАЙД 5

Кроме исконной лексики, в словарный состав русского языка входит большое количество слов, заимствованных из других языков, славянских и неславянских. Сегодня нас интересуют славянские заимствования.

Среди заимствований из славянских языков особую роль играют старославягизмы , которые занимают 7% основного лексического запаса русского языка.

Все славянские языки можно разделить на 3 группы: восточные, западные и южные.

- Вспомните, к какой из указанных групп относится старославянский язык? (южные)

- В чем особенность старославянского языка? Кто его создал?

- Что такое старославянизмы?

Старославянизмы – слова, вошедшие в русский язык из старославянского языка, языка древнейших (X-XI вв.) памятников славянской письменности. СЛАЙД 6

- Какие фонетические особенности старославянизмов?

Фонетические признаки старославянизмов: СЛАЙД 7

  • Неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле в середине слова между согласными на месте русских полногласных оро, оло, ере, ело: врата – ворота, власы – волосы, брег – берег.

  • Сочетания ра, ла в начале слова перед согласным на месте русских ро, ло: равный - ровный, ладья – лодка

  • Сочетание жд на месте русского ж: невежда – невежа, чуждый – чужой

  • Наличие щ на месте русского ч: мощь – мочь, пещера – печора

  • Начальное е на месте русского о: един – один, езеро - озеро.

  • Начальное ю на месте русского у: юродливый – уродливый

  • Начальное а на месте русского я: агнец – ягненок.

Фонетические признаки заимствованных слов: СЛАЙД 9

-начальное а (анкета, аббат, абзац, ария, атака, абажур, арба, ангел, анафема)

-начальное э (грецизмы и латинизмы: эпоха, эра, этика, экзамен, экзекуция, эффект, этаж)

-наличие буквы ф (форум, факт, фонарь, софа, фильм, афера, форма, афоризм, эфир, профиль, графин, скафандр, февраль)

-сочетание двух и более гласных (поэт, поэма, ореол, аут, театр, вуаль, какао, радио, караул, диета,)

-одинаковые гласные (слов тюркского происхождения: атаман, караван, карандаш, башмак, сундук, сарафан, барабан, мечеть)

-сочетание «кд», «кз», «гб», «кг» (анекдот, вокзал, шлагбаум, пакгауз)

-сочетание в корне «ге», «ке», «хе», «бю», «вю», «кю», «мю» (легенда, кеды, трахея, бюро, гравюра, кювет, коммюнике)

-двойные согласные в корне (вилла, прогресс, профессия, сессия, ванна)

-твёрдый согласный звук перед гласным [э] (модель [дэ], тест [тэ], регби [рэ], реквием [рэ], детектив [дэтэ], пюре [рэ])

К перечисленным уже фонетическим признакам заимствованных слов стоит добавить следующие:

— одинаковые гласные в слове

— сочетание «кд», «кз», «гб», «кг»

— сочетание в корне «ге», «ке», «хе», «бю», «вю», «кю», «мю»

— двойные согласные в корне

— твёрдый согласный звук перед гласным [э]


Физкультминутка СЛАЙД 10


4.Первичное усвоение новых знаний. СЛАЙД 11

Задание 1. Прочитайте теоретический материал учебник стр.20

Задание 2.Определите, в какой группе слов даны старославянизмы, а в какой - русские слова. Запишите в 2 столбика, подбирая пары слов, в которых старославянским фонетическим признакам соответствуют русские фонетические признаки.

Образец: Старославянизмы Русские слова

млечный молоко


1. Равенство, ладья, врата, злато, прохлада, чреда, храм, нужда, вражда, единый, вращать, разница.

2. Ровня, холодный, ворота, чередовать, хоромы, золотой, одинокий, нужный. ворочать, лодочка, вражеский, в розницу.

5.Первичная проверка понимания

Выпишите старославянизмы, подчеркните их признаки, подберите к каждому из них однокоренное русское слово.

1)Раздался звучный глас Петра. 2) И он промчался пред полками могущ и радостен, как бой. 3)Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат. 4)Тих полет полнощи. 5) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. 6) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья. (Из произведений А.С.Пушкина)


6. Первичное закрепление.

Спишите словосочетания, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните. СЛАЙД 12

1)Заводские …, надежные … российских рубежей (страж, сторож). 2)… курс истории, … пиджак (краткий, короткий). 3)… дети, … суждения (здравый, здоровый). 4)Идущий впереди, или …, дозор; жить на … улице города (главный, головной). 5)… каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать). 6)… вещи, … нравы (чуждый, чужой).

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) СЛАЙД 13

- Итак, что вы узнали на сегодняшнем уроке?

–Какие основные особенности фонетического строя русского языка?

- Чем фонетическая система русского языка отличается от других языков.

9. Домашнее задание §5 упр.17. СЛАЙД 14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей