СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные приемы решения уравнений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие по теме: Основные приемы решения уравнений

Просмотр содержимого документа
«Основные приемы решения уравнений»

Практическое занятие Приложение 29

Основные приемы решения уравнений.

Корни уравнений. Равносильность уравнений. Преобразование уравнений.

1) Теоретический этап. Опорный конспект.

Уравнением с одной переменной x называется выражение f(x) = g(x), содержащее переменную величину x и знак равенства.

Число a называется корнем  уравнения f(x) = g(x), если при подстановке этого числа в уравнение получается верное числовое равенство.

Решение уравнения – это процесс, состоящий в основном в замене заданного уравнения другим уравнением, ему равносильным. Такая замена называется тождественным преобразованием.

Основные тождественные преобразования:

Замена одного выражения другим, тождественно равным ему. 

Например, уравнение  (3x+ 2) 2 = 15x+10 можно заменить следующим равносильным:

 9x2 + 12x +4 = 15x + 10

Перенос членов уравнения из одной стороны в другую с обратными знаками. 

Так, в предыдущем уравнении мы можем перенести все его члены из правой части в левую со знаком « – »:  9x2 + 12x + – 15x – 10 = 0, после чего получим: 9x2 – 3x – 6 = 0 .

Умножение или деление обеих частей уравнения на одно и то же выражение (число), отличное от нуля Уравнение  x – 1 = 0 имеет единственный корень x = 1. Умножив обе его части на x – 3 , мы получим уравнение (x – 1)(x – 3 ) = 0, у которого два корня: x = 1 и = 3. Последнее значение не является корнем заданного уравнения  x – 1 = 0. Это так называемый посторонний корень. И наоборот, деление может привести к потере корня. Так, если (x – 1)(x – 3) = 0 является исходным уравнением, то корень x = 3 будет потерян при делении обеих частей уравнения на  x – 3 .

Можно возвести обе части уравнения в нечетную степень или извлечь из обеих частей уравнения корень нечетной степени. Необходимо помнить, что: а) возведение в четную степень может привести к приобретению посторонних корней; 

б) неправильное извлечение корня четной степени может привести к потере корней.

Уравнение 7= 35 имеет единственный корень  x = 5. Возведя обе части этого уравнения в квадрат, получим уравнение: 49x2 = 1225 , имеющее два корня:  = 5 и = – 5. Последнее значение является посторонним корнем.

Неправильное извлечение квадратного корня из обеих частей уравнения 49x 2 = 1225 даёт в результате 7= 35,и мы теряем корень = – 5. Правильное извлечение квадратного корня приводит к уравнению: | 7| = 35,  следовательно, к двум случаям: 1) 7= 35, 

тогда x = 5;  2) – 7= 35,  тогда x = – 5. Следовательно, при правильном извлечении квадратного корня мы не теряем корней уравнения.

Решение уравнений

Показательные уравнения.

1) Если показательное уравнение сводится к виду ax = ab (1) где a 0 и a ≠1, то оно имеет единственный корень х = b.

2) Иногда, чтобы привести показательное уравнение к виду (1), необходимо в левой части уравнения вынести за скобки общий множитель а х, например:

3) Некоторые показательные уравнения заменой а х = t сводятся к квадратным.

Надо помнить, что t 0, так как показательная функция не может принимать отрицательные значения.

Логарифмические уравнения.

Чаще всего при решении логарифмического уравнения его приводят к виду

loga (f(x)) = log a (g(x)), тогда f(x) = g(x).

Решив полученное уравнение, следует сделать проверку корней, чтобы исходное уравнение не потеряло смысл.

2) Подготовительный этап. Перепишите и заполните пропуски:

Пример 1. Решить уравнение: 9 х – 7 3 х = - 12

Решение:

9 х – 7 3 х = - 12; Пусть 3 х = t , t 0; t2 - 7t + 12=0; D = 1; t1 = 3, t 2= 4.



Делаем обратную замену 1) 3x = 3; 2) 3x = 4

x1 = …; x 2 =

Ответ: х1 = 1; x 2 = .

Пример 2. Решить уравнение:

Решение: . Уравниваем основания : .

Ответ: x1= 5; x2 = - 1

Пример 3. Решить уравнение: log5 (x2 - 10) = log 5 9x

Решение: log5 (x2 - 10) = log 5 9x; x2 - 9x – 10 = 0, D = …; x1=10, x2= -1

Проверка: при х = 10, log5 (102 - 10) = log 5 (9 ∙10) – верно

Ответ: x = 10

Пример 4. Решить уравнение: log 7 (x2 + 6x) = 1;

Решение: log 7 (x2 + 6x) = 1;

x2 + 6x =71 ; x2 + 6x – 7 = 0; D = 64; x1 = - 7 u x2 = …

Проверка: при х = - 7, log 7 ((- 7)2 + 6 ∙(-7)) = 1 – верно

при х = 1, log 7 (12 + 6 ∙1) = 1 – верно

Ответ. x1= - 7; x 2= 1.

Пример 5. Решить уравнение log2 (x – 5) + log2 (x +2) = 3

Решение: log2 (x – 5) + log2 (x +2) = 3

Используем свойство логарифмов: log2(( x-5)(x + 2)) = 3; (x-5)(x+2) = 23; (x-5)(x+2) = 8;

х2 + …х – 5х – 10 = 8; x2 – 3x - 18 = 0; D = …; x1 = – 3; x2 = ….

Проверка: при x = – 3, log2 (– 3 – 5) + log2 (– 3 +2) = 3 – неверно

При х = 6, log2 (6 – 5) + log2 (6 + 2) = 3 – верно

Ответ: х = 6.

Пример 6. Решить уравнение: .

Решение:

Пусть , тогда у2 – 4у + 3 = 0; D = …; у1 = 1; у2 = …

Сделаем обратную подстановку:

1) = 1; х = 2; 2) = 3; х = 23 ; х = …

Ответ: х = 2, х = 8.

3) Практический этап.

1. Решить уравнение: 4х – 6 ∙ 2х = – 8

2. Решить уравнение:

3. Решить уравнение: log3 (x2 + 6) = log3 5x

4. Решить уравнение: log12 (x2 – x) = 1

5. Решить уравнение: + = 0

6. Решить уравнение: log22 Х – 4 log 2 Х = 12

4) Дополнительные задания*

1. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения: + = 3

1) [ – 10; – 15] ; 2) (5; 10); 3) (10; 13); 4) [ 10; 15]

2. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения: х = 1

1) [ 2; 5] ; 2) (– 2; – 1); 3) [– 1; 1]; 4) [ 1; 2]

3. Найдите сумму корней уравнения: ( ) + 5∙ ( )х – 24 = 0

4.Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения: log 5 (3х – 1) = 3

1) (15; 20) ; 2) [ 0; 2]; 3) (20; 40); 4) [ 40; 50]

5. Найдите сумму корней уравнения: 3 – 4 3х + 3 = 0

6. Решите уравнение lg(5х + 11) – lg( ) = lg13

7. Решите уравнение: